Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О «пробуждении сверху»: что это такое, как работает и какие аспекты души затрагивает

Также о пробуждении наверху посредством аспекта мысли сказал царь Давид (Псалмы 33): «Создавший сердца всех их, понимающий ко всем делам их…», а хотя нужно было сказать: «понимающий все дела их». В выше, в главе двенадцатой, мы пояснили, что лишнее слово «ко» относится к аспекту действия. Но можно толковать это также относительно аспекта мысли.

То есть, возможно, что два человека совершают один и тот же грех, но несмотря на это, наказание им разное, либо потому, что интеллект и разумение одного превосходит другого, потому что корень души первого находится выше, в более возвышенном месте, чем у другого, и наказание сообразуется с тем разрушением, которое он произвел наверху, а разрушение каждого достигает корня его души[1].

Как написано в Тикунэй Зоар (443 в конце): «Тот, кто нанес ущерб внизу, нанес ущерб и наверху, в том месте, откуда произошла его душа». И там в Тикуним (123а): «Когда человек творит грехи, сообразно уровню того человека, поднимается и грех его в то место, откуда произошла душа его, и наказание его велико сообразно уровню его», и так пишет Ариз»аль во вратах Единства, начало «Тикун авонот[2]», и в книге «При Эц Хаим» в предисловии к «Шаар Шаббат» (гл. 1[3]), и в «Гильгулим»[4]. И невозможно сравнить того, кто пачкает царский двор, с тем, кто пачкает царские палаты, а тем более трон или великолепные царские одежды, и уж тем более корону.

И хотя, чем выше и возвышен мир, тем меньше силы у греха произвести там урон или оставить какой-то значительный след, тем не менее, наказание за него сильнее. Ибо если кто назначен чистить и натирать до блеска царскую корону, и оставил на ней даже немного пыли — невозможно сравнить наказание, которое положено ему, с наказанием придворному, которому вверено чистить царский двор, даже если тот оставил там или принес туда много грязи и слякоти. И потому столь многообразен суд Б-жий, и так много разных наказаний, нет им числа — каждому в соответствии с тем уроном, который он нанес своей душе в ее корне, в зависимости от того мира, откуда она высечена[5].

Также не будет равным наказание двух человек, ибо разнились мысли их в момент совершения греха, а урон происходит в мирах также сообразно той мысли, которая имела место в момент деяния. И если один из них прилепился мыслью к своему греху в большей степени, чем другой, без сомнения, ему полагается большее наказание, ибо тогда урон достигает более высоких миров. И по этой причине наказание за непреднамеренный грех легче, чем наказание того, кто совершил этот грех намеренно. И потому сказали (Йома 29), что греховные помыслы хуже[6], чем сам грех.

И об этом говорит Писание (Псалым 33): « Создавший сердце их всех» (то есть, Он видит все помыслы сердец их, как истолковали мудрецы в трактате Рош а-Шана 18а), «понимаюший ко всем делам их», т.е. что Всевышний Творец, благословенно имя Его, видит и внимает помыслам их сердец, которые присоединяются к их поступкам, и судит каждого сообразно помыслам его сердца, имевшим место в момент совершения греха.

И так сказал царь Шломо: «Ибо все дела Б-г приведет на суд, а также все сокрытое…» (Коэлет 12:14). То есть, кроме того наказания, что полагается за совершение самого греховного действия, также приведет Б-г, благословенно имя Его, на суд все действие целиком, чтобы вместе с ним судить также и сокровенную мысль, сопровождавшую его, какой именно она была в момент совершения действия.

И также сказал он: «Г-сподь мудростью основал землю, утвердил небо разумом. Ведением Его разверзлись бездны» (Притчи 3:19-20). Здесь он в общем виде обозначил все миры: «земля» — срединный мир, «небеса» — все высшие миры, «бездны» — все низшие миры. После этого сказал он: «Сын мой! пусть они не удаляются от глаз твоих» (Мишлей 3:21), а слово айин («глаз») мы находим неоднократно в Писании как относящееся к идее мышления, как сказано: «… и сердце мое видело…» (Коэлет 1:16), «… глаза мудрого в голове его» (там же 2:14); а слово йализу («удаляются») мы находим в Мишне в значении кривизны, искривления, как «кривится он и кривит Отца своего небесного от себя» (Килаим 8:9). И в этом смысл сказанного в данном стихе: сын мой, сжалься и побереги драгоценные миры, созданные мудростью, разумом и ведением[7], и остерегись, чтобы не причинил ты искривление и порчу[8] им даже одной нехорошей мыслью. И эти три аспекта: действие, речь и помысел — суть все внутренние аспекты человека, три части его души (нефеш, руах, нешама).

Ибо действие относится к аспекту нефеш (животной души), как сказано: «Душа (нефеш), которая совершит» (Бемидбар 15:30), «души, которые сделают» (Вайикра 18:29), и во многих подобных местах, «ибо кровь есть нефеш (животная душа)» (Дварим 12:23), ибо животная душа пребывает и облекается в кровь человека, а потому главным местом ее пребывания является печень, которая целиком есть кровь, и именно циркуляция крови во всех мельчайших частях всех органов, орудий действия, дает им силу движения и пробуждения, чтобы ими можно было совершать и делать все, на что они способны. И если не попадет движение крови в какой-либо орган, то он иссохнет и не останется в нем никакого движения, чтобы совершить какое-либо действие, и тот орган отмирает.

Речь же относится к аспекту руах (дух), как написано: «Дух Г-сподень говорит во мне» (Шмуэль 2 23:2), «и духом уст своих» (Йешая 11:4), и как перевел Онкелос стих (Берешит 2:7): «и стал человек душой живой» — «духом говорящим». И так мы наблюдаем в физическом мире, что с каждой речью, исходящей из уст человека, исходит воздух и дыхание из его рта, главный же чертог духа в человеке — его сердце, ибо воздух и дыхание речи возникает, главным образом, из сердца[9].

Мысль же принадлежит аспекту нешама, которая обучает человека знанию и разумению в святой Торе, а потому ее главное обиталище — человеческий мозг, инструмент мысли, и это высший аспект из всех троих. И так сказали в Мидраше Брэйшит Раба гл. 14: «Пять имен наречены ей… “нэфэш” — это кровь… руах… “душа” — это характер человека, т.е. его воззрения и мысли, как истолковали автор книги “Арух” и Раши[10].

Комментарий

В начале главы из слов автора можно понять, что только мысль, связанная с действием, наносит урон мирам. Но не нужно ошибаться: действительно, человека не судят за мысль, которая никак не реализуется на практике, но когда она реализуется, человека судят за данное действие со всеми мыслями, которые привели к нему. А ведь мысль может реализоваться самым незначительным действием, даже жестом или морганием глаза. Более того, любое видение глазами есть реализация мысли, поскольку когда человек совершенно не может и подумать о каком-либо объекте, он не увидит его в реальности. Следовательно, и за мысль, приводящую к такому видению, может быть наказание.

[1] И вот слова нашего учителя, автора книги, в его выступлении: “Разрушение же соответствует ценности и возвышенности его души, и чем выше находится душа в высших мирах, то и разрушение доходит намного дальше, и выше, и крупнее…” И вот что говорит рабби Моше Хаим Луцатто: “Но тем не менее, не все люди одинаковы, и не все дела одинаковы, ибо большие пределы положил Господь, благословен Он, всем творениям, с величайшей точностью. И получается, что могут быть двое людей, сидящих за одним столом, они говорят, едят и пьют. И порождения действий одного поднимаются до высоты небес, а порождения действий второго не поднимаются и близко к первому” (Даат Твунот 126, см. там еще).

[2] Знай, что человек включает в себя все миры… Когда же он грешит, то наносит урон, соответствующий тому органу, которым согрешил, одной из 248-ми и 365-и соответствующих частей души, а когда душа его из мира Йецира или мира Брия, или Ацилут, то сообразно величию души его, и величие урона от греха его… И потому, когда согрешил Адам, первый человек, то нанес наверху огромный урон, соответствующий величию его души, которая заключала в себе все миры, и потому каждый праведник и благочестивый муж обладает и сильным злым началом, как сказали мудрецы: чем больше один человек превосходит другого, тем больше и злое начало его превосходит другого.

[3] Однако, тот, кто совершает работу в Шаббат, то вносит и зло внешней оболочки (клипа) внутрь святости, достигая самого того корня, где крепится его душа.

[4] Начало второй главы… И потому вся цель [внешних сил] склонить Израиль ко греху… И вот, без сомнения, сообразно величию святости души и обилие тех сил, которые они могут вобрать в себя оттуда посредством ее, а потому, чем более ценная эта душа, тем сильнее их намерение склонить ее ко греху и внедрить ее внутрь зла внешних оболочек. Потому большей частью эти оболочки обретаются среди мудрецов Торы, и потому сказали мудрецы, что мудрецам Торы запрещено выходить одним ночью, также и это является причиной того, что чем больше человек, тем сильнее и его злое начало…

[5] В действии и речи все люди одинаковы. Все исполняют те же заповеди. Но в аспекте мысли и намерения действий есть различие между людьми в зависимости от корня их души.

[6] В определенном аспекте, поскольку они наносят урон в более высоком мире.

[7] Эти три аспекта мысли (хохма, бина, даат) управляют всеми мирами и основа всех миров.

[8] Прямая мысль управляет реальностью правильным образом, но когда идея искривлена — из этого следует порча управления.

[9] Имеется в виду сердцевина, центр тела человека, а не именно сердце как орган кровеностной системы.

[10] Пять имен наречены ей (душе): нефеш, руах, нешама, йехида, хая. Нэфэш — это кровь, как сказано: “ибо кровь есть душа”. Руах — поднимается и опускается, как сказано: “Кто знает, человеческий дух — поднимается ли он ввысь”. Нешама — это характер, как говорят люди: хорошая душа (в смысле характер, сочетание воззрений и нравственных черт человека). И люди говорят про человека с хорошей душой, что у него хороший характер. (Характер — то, как обычно ведет себя человек, а душа — руководит им). По словам комментаторов.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше