Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О четырех уровнях творения — четырех мирах. Порядок их создания и цель каждого из этих уровней

Также и о пробуждении свыше посредством аспекта «речь» сказал пророк Амос: «Ибо вот, Он — создатель гор и творец ветра, и сообщает человеку, о чем разговор его» (Амос 4:13). Ибо в Зоаре (Лех Леха 86б, Вайхи 234б, 249а, Йитро 80а, Тазриа 50б, Шлах 161а, Идра Зута лист 293, Зоар Хадаш Шир а-ширим 55г) говорится, что «сообщать» означает раскрыть тайный смысл вещи.

Здесь пророк предостерег человека, что, поскольку он пребывает сейчас в этом низшем мире, то не видит и не постигает то строительство или разрушение, которое производит наверху, в высших мирах, каждая из его речей, и может прийти ему в голову крамольная мысль, что нет никакой значимости у его слов или речей, что они не способны произвести никакого действия в мире. Но пусть он знает наверняка, что каждая из его речей и разговоров, все, что сходит с его уст[1], не пропадает и не проходит бесследно.

Примечание автора

И в соответствии с порядком четырех миров АБИ"Я следовало бы сначала сказать «творец» (борэ), а уже затем «создатель» (йоцэр).

Однако, идея в том, что слово «йецира» означает формирование вещи из уже имеющейся материи (йеш ми-йеш), а слово «брия» — творение новой вещи из небытия (йеш ме-айин), и с этим согласились все толкователи простого смысла (и так говорится в Зоар Хадаш Брэйшит, Мидраш а-Нээлам 17а[2]).

И в этом смысл написанного в этом стихе: хотя видится нам[3], что теперь, после сотворения мира, Он лишь «создает» (йоцэр) горы — из уже имеющейся материи, ибо сотворение нового из ничего уже произошло в шесть первых дней творения, но истина в том, что как тогда, так и теперь, в каждый момент и каждую секунду[4] Он «творит» (борэ) их, производя из небытия, посредством жизненности духа, который заново дарит им по Своей благословенной воле в каждый новый момент времени, и так говорится в трактате «Авот» (4:22): «Он Создатель (Йоцэр) и Он же Творец (Борэ)», и это отражает нашу мысль[5].

И из происхождения слов может понять вдумчивый читатель простой смысл названий четырех миров: Ацилут (Произведение), Брия (Сотворение), Йецира (Создание), Асия (Действие).

Ибо известно, что миры происходили ступенчатым образом, от одной ступени к другой, и чем ниже мир продвинулся по цепочке и опустился вниз, тем грубее он стал[6]. И все миры вообще делятся на четыре разные группы по важности их уровней (кроме высших светов, которых невозможно даже назвать Ацилут[7]).

Первый мир — из тех четырех, что эманировал Благословенный, и которым мы можем дать имя, называется Ацилут. И у слова Ацилут есть два значения, он имеет значение «присоединить», как в слове эцло («у него», «рядом с ним»), а также значение духовного распространения, эманации, как в словах «вайеецаль мин а-руах» («и протянул от духа…» (Бемидбар 11:25), и как «ацилей йадав», плечи (Йехезкель 13:18), которые соединены с телом и также являются началом роста рук. Ибо мир Ацилут является полностью божественным, как говорится в предисловии к Тикуним, что в мире Ацилут: «Он и его сущность — одно в них», а в книге Эц Хаим (врата АБИ»А, гл. 5, и др.): «Наш мир называется айин (“ничто”), ибо разум не постигает[8] сущность эманации и соединения, ибо Он и жизнь Его, и сущность Его — одно.

Второй же мир — продвинулся и опустился на ступень ниже, чем первый, ибо в какой-то мере его реальность постижима[9], и можно назвать его имеющим бытие (“йеш”), и он есть тот, который получил бытие из небытия (“йеш ме-айин”), и потому он называется “творение” (“брия”), как я и писал выше.

А третий мир — продвинулся по этому порядку ступеней далее, чем второй мир, и стал более грубым, ибо его реальность постижима еще более, и он есть тот, что имеет бытие из уже предшествовавшего бытия (“йеш ми-йеш”), и потому описывается словом “создание” (йецира», как гончар («йоцер хомэр» — «созидающий из глины»), т.е. изготавливает сосуды из уже существующего сырья («йеш ми-йеш»).

Наконец, четвертый мир — это окончание труда по созданию всех предыдущих миров[10], их исправление для истинной благой цели, ради которой Благословенный сотворил все. Это наш низший мир, в котором живет человек, приводящий в движение все миры силой своих действий. И как сказано (Брэйшит 1:31): «И увидел Б-г все, что Он сделал — и вот, хорошо весьма», и говорится об этом в Мидраше (Брэйшит Раба гл. 8): «“И вот, хорошо весьма (“мэод”)” — и вот, хорош человек (“адам” — те же буквы, в другом порядке)», и также это повторено там в гл. 9[11]. А в гл. 4 там: «Сказал рабби Шимон бен Элазар: от начала творения мира возжелал Святой, благословен Он, стать соработником[12] низших миров».

Потому этот четвертый мир называется «действие, изготовление» (асия), что указывает на конечное исправление вещи, как в стихе: «И дал отроку, и поспешил приготовить (лаасот) его» (Брэйшит 18:7), и во многих других местах также. И так говорится в Зоар Хадаш на это место: «Асия — это исправление вещи, чтобы она стала больше и лучше, нежели была прежде, как говорит стих: “И сделал Давид именитость, когда возвращался после поражения восемнадцати тысяч Арамейцев” (Шмуэль Бет 8:13)».

И так сказано в книге Зоар (Саба 100б): «Даже дуновение уст имеет свое место[13], и Святой, благословен Он, творит из него то, что творит, и даже слово человека, и даже звук, не уходят в пустоту, но у всех есть место и положение». И в главе Мецора (55а): «Каждое слово, исходящее из уст человека, восходит наверх и пронизывает небесные своды, и поднимается, куда ему положено». И в начале главы Насо: «Ибо то слово, что исходит из уст человека, поднимается и пронизывает небеса, и встает на положенное ему место».

Ибо в точном соответствии со словами человека происходит наверху, и пробуждается высшая сила, и добрая речь добавляет силу к силам святости, как сказано у пророка (Йешая 51:16): «И вложу слова свои в уста твои… насаждать небеса…»

И в Зоаре (гл. Эмор, 105а): «Ибо нет сказанного слова, которое не поднималось бы кверху … и тот, кто произносит священные слова из своих уст, слова Торы, делается из тех слов голос, который поднимается ввысь, и пробуждаются святые Вышнего Царя и украшают главу Его, и радость настает наверху и внизу», и подробно в главе Вайакъэль (217а) говорятся страшные и удивительные вещи о речах святых слов Торы, что все миры просвещаются радостью, веселие и ликование входят в святые вышние чертоги, и украшают их святыми венцами. И см. гл. Кдошим 85а[14].

И так говорится во многих местах в Тикуней Зоар, что из каждого слова, голоса и дыхания Торы и молитвы создаются святые ангелы, и напротив, из нехороших слов, человек строит небеса и миры пустоты для Иной Стороны, да упасет нас Милосердный, и становится причиной поломки и разрушения миров структуры святой Колесницы, имеющих отношение к корню речи.

И см. Зоар (Цав, 31б): «Ибо нет добра и зла святости и нечистоты, у которых нет источника и корня наверху …[15], и горе тем людям, которые видят, но не знают, что они видят, ибо нет речи, которой не было бы места, “ибо птица небесная донесет голос” (Коэлет 10:20), и несколько тысяч крылатых существ хватаются за него и несут его судьям, а те судят его, к добру или нет ». И как написано в Зоаре (Лех леха 92а[16], и в главе Кдошим, как сказано выше): «Ибо нет такого сказанного слова, которое не поднималось бы кверху… и несколько ангелов возмездия сопровождают тот голос, пока он не доходит и пробуждает великую бездну… и сколько сил пробуждаются против того человека… горе тому, из чьих уст исходит дурное слово…» (см. там).

И написано: «Зачем прогневается Г-сподь на голос твой и разрушит деяния рук твоих» (Коэлет 5:5). И сказали об этом мудрецы: «Превосходит сказавший устами сделавшего дело» (Эрхин 15а), и еще сказали: «Изменяющий в речах своих подобен идолослужителю[17]» (Санэдрин 92а).

Об этом говорит пророк: «И сообщает человеку, о чем речь его» (Амос 4:13) — имеется в виду, что когда предстает человек, чтобы дать отчет перед Творцом, благословен Он, тогда Всесильный раскрывает ему тайну, сокровенный смысл, что произвело слово его наверху, в высших мирах, как мы сказали выше, что «сообщает» означает изъяснение тайного[18] смысла вещи.

 

Понятие «мир» означает реальность, включающая в себя все детали. Поэтому миры, находящиеся друг над другом, не подобны нескольким комнатам в одном доме, или различным объектам, не связанным один с другим. Но они — различные уровни рассмотрения всего бытия. Каждый мир есть ступень бытия, и в общем смысле есть четыре таких ступени.

Никто сотворенный в мире не в состоянии понять, что такое мир Ацилут, поскольку это мир, в котором бесконечное и конечное сочетаются вместе. С одной стороны, весь этот мир остается у Всевышнего, а Он полностью бесконечен; но с другой — этот мир, обращенный к нам, а мы конечны. Мир Ацилут включает в себя Имена Творца, Его качества, которые Он пожелал раскрыть в мире, Его управление миром. Поэтому Ацилут называется божественностью, ведь Он и Его имя — одно. Качества Всевышнего, находящиеся в мире Ацилут, являются корнями нашего мира. И хотя они называются «ничто» и у нас нет в них никакого постижения, мы знаем, что их ступенчатое развитие превращается во все более и более ощутимую реальность, пока не достигает мира, в котором мы живем.

Мир Брия — первый мир, отделенный от божественности, поэтому он называется «нечто из ничего», отделенная реальность, происходящая из «ничто», как называется Ацилут. Это можно уподобить следующей аллегории. Когда человек помышляет какую-то идею, никак невозможно знать, что он думает. Но когда человек пишет, даже если мы не знаем, что именно, можно постичь, что здесь что-то уже есть. Мир Ацилут подобен мысли, которую вообще невозможно заметить извне, и потому называется «ничто». Но в мире Брия, хотя еще невозможно различить детали, можно постичь, что здесь начинается формирование мира, и потому называется «нечто».


[1] Это артикуляция букв, которая является аспектом действия в речи. Выше уже было сказано, что речь и мысль воздействуют на миры именно в аспекте действия речи и мысли.

[2] Так говорится там о стихе «И создал Господь Бог…» (Брэйшит 2:7): «И во всяком месте ты находишь, что слово “борэ” указывает на вещь, которая была создана из небытия, и получило существование в действительности».

[3] Как сказано выше, в начале книги, что мир создан изначально таким образом, что обновление не заметно для наблюдателя.

[4] См. выше гл. 2

[5] См. книгу «Руах Хаим» на это место.

[6] В более низком мире объекты более ощутимы и менее абстрактны.

[7] Они еще выше Ацилута, но из-за их возвышенности их нельзя даже назвать «миром».

[8] Мир Ацилут невозможно понять и постичь никоим образом.

[9] Его также невозможно «потрогать руками», но поскольку возможно постичь, что он существует, можно называть его «имеющим бытие», в отличие от мира Ацилут, по отношению к которому невозможно постичь даже его бытийность, и потому называется «ничто».

[10] Наш низменный мир является целью всех предшествующих ему миров, поскольку все они сотворены только для того, чтобы в конце концов появился мир, в котором есть материальный человек, обладающий свободой выбора.

[11] Там сказано, что буквы слова Адам совпадают с буквами в слове меод.

[12] Всевышний как бы является компаньоном человека по низшему миру, подобно двум людям, у которых есть общее предприятие. И нельзя сказать, что сотрудничество человека в управлении миром заключается в том, что мир управляется по законам награды и наказания человека за его деяния, поскольку это невозможно назвать компаньоном. Поэтому сотрудничество здесь в буквальном смысле, оно было установлено изначально при сотворении человека, и выражается в том, что все миры нуждаются в деяниях челвоека. Мир был сотворен таким образом, чтобы в нем присутствовал человек, который своими действиями будет соработником в управлении миром.

[13] Т.е. нельзя сказать, что слово и разговор ничего не стоят, что они не способны произвести никакого действия в мире, ибо у речи есть свое место и воздействие на высшие миры. Это — следствие того, что у речи есть место и охват в глубине души человека, поскольку она проистекает из его сокровенной сути, и раскрывает его сущность. Сила речи не есть отдельная сила, как все остальные силы и инстинкты, но это общая сила, выражающая всю реальность человека. Возможно, причина того, что сущность человека раскрывается именно в речи, а не в действии, связана с тем, что ответственность за последствия действий не дает человеку реализовать все его желания в действии. А по отношению к речи — человек не видит ее немедленные последствия, и поэтому в ней раскрывается его суть и его ответственность по отношению к самому себе.

[14] Ибо то слово Торы, что исходит из уст его, облетает весь мир и поднимается ввысь, и многие высшие святые силы соединяются с этим словом, и оно устремляется по прямой стезе и украшается святым венцом, и омывается в реке будущего мира, вытекающей из Эдемского сада, и принимается в нее и всасывается в нее, и ручьи из той реки питают высшее древо, а та река истекает и венчает того человека на все дни…

[15] Ибо нет добра и зла, святости и нечистоты, у которых нет источника и корня наверху, и действие в нижних мирах пробуждает действие в высших мирах, то, что зависит от действия, пробуждается действием…, а то, что зависит от слов — словами…, и об этом учили мы, что что то слово поднимается наверх и пронизывает небеса, пока не доходит до своего места и там пробуждается то, что пробуждается, хорошее или плохое, и об этом сказано: «И берегись всякого дурного дела».

[16] Сто двадцать восемь тысяч крылатых существ облетают весь мир и когда слышат голос, то хватают тот голос, как мы учили, что нет слова в мире, у которого не было бы голоса, и он взлетает на небо, и хватают его крылатые существа, и поднимают тот голос, и судят его, к добру или ко злу, как написано: «Ибо птица небесная донесет голос…»

[17] Здесь не идет речь о строгости запрета лжи, но о величии силы речи.

[18] Сам факт того, что речь обладает воздействием, есть тайна, ибо речь идет о другом мире, выше того, что постигается нами.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше