Из цикла «Основа и корень служения», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
И вот, люди моего уровня, мы прошли долгий путь в изучении сути трепета перед вознесенным, и теперь наступило время разъяснить, как прийти к этому, используя все наши возможности, и здесь речь пойдет о двух взаимосвязанных аспектах. Первый — глубокое изучение книг, повествующих о величии Всевышнего, благословенно Его имя. И второй — внимательное наблюдение за Б-жественным Провидением в отношении всех поступков и мыслей людей, как сказано: «Если затаится человек в сокрытии, разве Я не увижу его? — речение Г-спода, — ведь Небеса и земля полны Мною…»[1] И еще сказано: «Свеча Г-спода — душа человека, исследует все тайники чрева»[2], «Ведь Г-сподь, Б-г Воинств, испытывает праведного, видит нутро и сердце…»[3], «Разве Б-г не исследует это, ведь Он знает затаенное в сердце»[4], «С Небес смотрит Г-сподь, видит всех сынов человеческих. Из обители Своей Г-сподь наблюдает за всеми населяющими землю. Он создал вместе их сердца, постигает все их деяния»[5]. И если некто, не дай Б-г, не верит сказанному в этих стихах Писания, то отвергает главное и утрачивает долю в Б-ге Израиля. Даже народы, поклоняющиеся идолам, признают, что Творцу открыты их мысли, и Он прозревает все их поступки. Они не отрицают, что Творец знает их тайны, ибо это очевидно всякому, наделенному разумом.
Приведу в качестве примера из материального мира часы — изделие ремесленника. Каждый мастер, несомненно, имеет богатый опыт и точно знает, как устроены все части их внутреннего механизма, что позволяет ему изготовить свое изделие совершенным. И в этом явное доказательство и «спешащее свидетельство» Провидения Всевышнего, благословен Он. Г-сподь сотворил человека от его зачатия в утробе матери и до появления на свет в этом мире в чудесной мудрости, даже края которой не может постичь мышление творения. От него сокрыто, как образуются внутренние и наружные составляющие его тела. Могущество Г-спода! Могущество Г-спода раскрывается в этом! И особенно недоступно нашему пониманию то, как в Своей невообразимой мудрости через духовное формирование человека Творец оживляет его телесные органы.
Из этого непосредственно следует, что Г-споду открыты все наши мысли. Поэтому, когда дурное побуждение пытается склонить нас к совершению некоего поступка, в правильности которого у нас есть хотя бы малейшая тень сомнения, мы должны воздержаться. Это касается кашрута, запрета на воровство, допущения пустой мысли, не имеющей отношения к служению, или, не дай Б-г, вожделения греха. Нам следует незамедлительно задуматься над тем, что Создатель и Творец наблюдает за нашими недостойными мыслями и деяниями. Как мы можем вершить перед Ним зло, ведь «…полна вся земля славой Его»[6]. Горе мне, если я отторгну от себя Б-жественное присутствие, ведь Всевышний — передо мной и видит все мои деяния и мысли. Могу ли я позволить себе поступить против Его воли? Как мне взглянуть на Царя после моей кончины, если я был безразличен к трепету перед Ним и не воспринимал Его Провидение? Горе мне и моей душе! Если это проникнет в сердце, то, пересилив свое дурное побуждение, каждый, несомненно, воздержится от недостойной мысли и скверного поступка. И тогда он станет верным рабом Творца, возвысится и удостоится сокровенного блага.
Восприми центральный принцип и суть служения Г-споду: целью сотворения человека в нижнем мире является только то, чтобы всеми своими деяниями и словом — в духовном и материальном — он доставлял радость Творцу. Именно для этого Он даровал нам заповеди святой Торы, как учили наши мудрецы: «“…жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное Г-споду”[7]. — Всевышний испытывает радость оттого, что Он повелел и Его желание было исполнено»[8]. И так сказано в Писаниях: «Если праведен ты, что дашь Ему, получит ли Он что-либо из руки твоей?»[9] Это означает, что Г-сподь не получает от добрых деяний человека никакой пользы, кроме радости. Ведь Он повелел, и Его желание было исполнено!
[1] Ирмеягу 23:24.
[2] Мишлей 20:27.
[3] Ирмеягу 20:12.
[4] Теилим 44:22.
[5] Теилим 33:13-15.
[6] Йешаягу 6:3.
[7] Ваикра 1:9.
[8] Раши, там же.
[9] Ийов 35:7.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»