Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Взаимное расположение херувимов наши Учителя обсуждают в Талмуде (Бава Батра 99). Раби Йоханан и раби Элазар: один сказал «лица их один к другому» (Шмот 25:30), а другой сказал «лица их к дому» (Диврей аЯмим 2, 3:13). Для того, кто сказал «лица их один к другому» стих «лица их к дому» не представляет сложности: здесь — во время, когда Израиль исполняют волю Всевышнего, а здесь — когда Израиль не выполняют волю Всевышнего. А для того, кто сказал «лица их к дому» — ведь написано же (в другом стихе) «лица их один к другому»?! Ответ таков: они обращены наискосок, немного к дому и немного — один к другому. И см. Рашбам, который объясняет, почему во втором случае нельзя было объяснить «здесь — во время, когда Израиль исполняют волю Всевышнего, а здесь — когда Израиль не выполняют волю Всевышнего»: ведь если изначально херувимов сделали с лицом к дому, то, значит, они изначально символизировали что Израиль не исполняет волю Всевышнего?! Так же написали и Тосафот, что, по всей вероятности, изначально поставили их так, чтобы они выражали, что Израиль исполняет волю Всевышнего.
На первый взгляд, все еще неясно, почему же изначально поставили херувимов во времена Шломо[1] наискосок, а не один прямо напротив другого?
Но дело вот в чем. В Талмуде (Брахот 35) сказано следующее. Учили Мудрецы: «И соберешь ты зерно свое…». Поскольку сказано (Йеошуа 1): «Не отойдет книга этой Торы из уст твоих» — может быть, это нужно понимать буквально? Говорит Писание (Дварим 11): «И соберешь ты зерно свое…» — веди себя с ними, как принято в мире[2]. Слова раби Ишмаэля. А раби Шимон бар Йохай говорит: может быть, человек будет пахать во время пашни, жать во время жатвы, что будет с Торой? Но когда Израиль исполняют волю Всевышнего, их работа производится другими, а когда Израиль не исполняет волю Всевышнего, они сами производят свою работу, как сказано «и соберешь ты зерно свое».
На первый взгляд странно, что раби Шимон бар Йохай относит стих «и соберешь ты зерно свое» к ситуации, когда Израиль не исполняет волю Всевышнего. Ведь если мы посмотрим на данный стих в контексте, то увидим: «и будет, если послушаетесь моих заповедей, любить Господа… и служить ему всем сердцем… и соберешь ты зерно свое».
Но дело в том, что, несомненно, раби Ишмаэль не считает, что у человека есть разрешение даже на малое время отойти от занятия Торой и заниматься пропитанием, и в это время полностью отвлечься от Торы, но он намекнул в выражении «веди себя с ними, как принято в мире», «с ними» — со словами Торы, то есть даже в то непродолжительное время, когда ты занимаешься добычей пропитания в рамках совершенно необходимого, по крайней мере в мыслях думай только о словах Торы.
Поэтому Рава говорил своим ученикам (Брахот 35): «в месяцы Нисан и Тишрей не приходите ко мне»[3], чтобы не приходить в дом Учения, но несомненно, что ученики Равы не прекращали полностью занятия Торой даже в своем доме, в эти месяцы.
Талмуд приходит к следующему выводу: «Многие поступали, как раби Ишмаэль, и у них получилось; и многие поступали, как раби Шимон бар Йохай, и у них не получилось». Именно «многие», потому что, несомненно, для масс почти невозможно постоянно заниматься всю жизнь изучением Торы и не отвлекаться ни на час на добычу пропитания, и об этом сказали в трактате Авот: «всякая Тора, с которой нет работы — в конце концов аннулируется и влечет грех». Но индивидуум, для себя, если он может заниматься всю жизнь только Торой и служением Всевышнему, несомненно обязан не отвлекаться ни на малое время от Торы и служения на добычу пропитания, как и считает раби Шимон бар Йохай.
Можно отметить, что стих «…и соберешь ты зерно свое» отличается от всей главы «и будет, если послушаете заповедей Моих…». Вся глава сказана во множественном числе, а данный стих — в единственном. Поэтому раби Шимон бар Йохай выводит из него, что человек не выполняет волю Всевышнего, если отвлекается от Торы даже ненадолго на добывание пропитания.
И известно, что один из херувимов символизирует Всевышнего, а второй — Израиль, Его избранный народ. Насколько Израиль близок к Творцу на данный момент — было заметно чудесным образом по расположению херувимов. Если Израиль «прямо смотрел лицом» на Творца, херувимы также смотрели друг на друга, а если они немного «отвернулись» друг от друга, то это было заметно и на херувимах, если же евреи отворачивались от Творца, то и херувимы поворачивались спиной друг к другу.
В трактате Йома упоминается, что во время праздников занавесь поднимали и показывали народу херувимов, которые обнимались друг с другом: «смотрите, какова любовь к вам перед Всевышним…»
И в Зоаре, Трума 152: «Когда время милосердия? В час, когда херувимы лицом к лицу друг к другу, когда эти херувимы смотрят друг другу в лицо, тогда все оттенки исправляются… выражая, насколько Израиль исправляется перед Всевышним…»
И в Зоар, Ахарей 59: «(Что означает стих) “сидеть братьям вместе”? В час, когда херувимы смотрят друг другу в лицо, написано “как хорошо и приятно сидеть братьям вместе”, а когда мальчик (херувим, символизирующий Бога) отвернулся от девочки (херувим, символизирующий Израиль), горе миру…»
А в Зоар Хадаш, конец гл. Трума: «Все время, пока Израиль были праведными, херувимы обнимали друг друга лицом к лицу. Когда они согрешили, херувимы отворачивали лицо друг о друга… через эту тайну были известно, праведны евреи или нет… Написано: “служите Господу с радостью”, радость двух хевувимов… когда радость пребывает на них, мир возвращается к состоянию милосердия…»
Примечание автора.
Поэтому в первой главе Шма написано «люби Господа Бога твоего, всем сердцем своим, и всей душою твоей, и всем существом своим», а во второй главе — «любить Господа, Бога вашего, всем сердцем вашим и всей душою вашею». А «всем существом вашим» — не сказано.
Ибо глава Шма сказана в единственном числе, и каждый индивидуум в состоянии выполнить буквальным образом «не отойдет книга этой Торы от твоих уст», и поэтому сказано «всем существом твоим», то есть — всем твоим имуществом, не занимаясь добыванием пропитания вообще. А вторая глава сказана во множественном числе, а большинство народа почти непременно обязано заниматься хоть немного зарабатыванием денег, чтобы обеспечить свою жизнь, и поэтому не написано «всем существом своим».
(И хотя, по мнению раби Шимона бар Йохая, это все еще не самая высшая ступень исполнения истинной воли Творца, тем не менее и по этому мнению не считается, что «не исполняют волю Всевышнего», если немного отвлекаются и на добывание пропитания, и во время этого занятия человек действует мудро, и раздумывает о Торе и богобоязненности. А по раби Ишмаэлю, в этом и заключается основная воля Всевышнего по отношению к большинству людей. р.Шимон и р.Ишмаэль спорят, в чем заключается основная воля Творца и какова наивысшая ступень для большинства обычных людей).
[1] Талмуд обсуждает херувимов, которые сделал Шломо, а херувимы, которые сделал Моше, по всем мнениям стояли лицом к лицу.
[2] Нужно учить Тору так много, насколько возможно, но вместе с тем нужно работать для пропитания (как принято в мире).
[3] В месяцы сева и жатвы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.