Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Теперь легко объяснить смысл концепции, о которой мы говорили в пятой главе: что человек называется душой и жизненной силой мириадов миров. Он, однако, не подобен душе, находящейся внутри тела и прикованной к нему, ведь этого не может быть[1].
Но суть в том, что подобно тому, как все движения и склонения органов тела происходят посредством жизненной души, которая в нем, так и здесь: все склонения сил и миров и порядков Колесницы, их исправление, построение и разрушение, происходят только в зависимости от активизации деяниями человека внизу. Ведь он включает в себя и построен по числу деталей своих сил и их порядков — в соответствии с порядками развития и взаимосвязи всех высших и низших сил и миров. Ибо со стороны корня своей высшей души, человек наиболее высок и сокровенен по сравнению со всеми сотворенными мирами, и потому он включает в себя их всех.
Обе причины (приведенные в 5 и 6 главе) — что корень души человека выше и сокровеннее миров, и что она содержит все миры, на самом деле есть одно и то же[2].
Поэтому только человеку дана свобода выбора[3], возможность склонить себя и миры в ту сторону, в какую захочет. Но даже если он уже повлек своими грехами разрушение и понижение миров и порядков Колесницы, у него есть сила и возможность исправить то, что извратил и отстроить разрушенное, поскольку он составлен из всех них вместе и все они имеют с ним что-то общее.
Об этом и сказал царь Давид (Псалмы 121): «Г-сподь — тень твоя справа от тебя».
Смысл в том, что тень любого объекта движется в точном соответствии с движениями данного объекта. Подобно этому Всевышний как бы присоединяется, чтобы склонять миры в зависимости от движений и направления деяний человека внизу.
Так сказано и в Мидраше: «Сказал Всевышний Моисею: иди и скажи Израилю, что Мое имя — Пребудет, Который Пребудет, как ты будешь со Мной, так Я буду с тобой. Так сказал и Давид: “Г-сподь — тень твоя справа от тебя”, что значит “Г-сподь тень твоя”? Как тень, если ты улыбаешься ей — она улыбается тебе, если ты плачешь — она плачет. Если ты показываешь ей гневное или приветливое лицо — так и она. Так и Всевышний — “Г-сподь тень твоя”, как ты с ним, так и Он с тобой».
И в Зоаре, Тецаве 184: «Иди и смотри. Нижний мир стоит для постоянного принятия… а высший мир дает ему только так, как он (нижний мир) стоит. Если он стоит в сиянии лика внизу, так и будет он освещен сверху, а если он стоит в печали, дают ему суд соответственно. Подобным образом, “Служите Господу в радости[4]” (Псалмы 100:2), радость человека притягивает к нему другую, высшую радость; так же и нижний мир, как он пробуждается, так соответственно и притягивает свыше…»
В этом также состоит и смысл херувимов, которые украшали Ковчег Завета: во времена Моше они стояли «лицом друг напротив друга», а херувимы, которые сделал Шломо, были направлены «к дому», как мы объясним.
Комментарий
В данной главе автор заканчивает объяснять, как человек воздействует на миры. Есть две системы взаимоотношений, по которым одна сила может воздействовать на другую. Одна — детерминированность и вынужденность. У высшего есть сила заставить низшего действовать по его воле, подобно тому, как душа управляет телом, заставляя его действовать как она хочет. Второй вид управления — «лицом к лицу». Когда человек достойно относится к другому, даже к тому кто больше его, он влечет его за собой и тот сам ведет себя так, как хочет товарищ.
Нельзя думать, что когда человек исполняет заповедь, он «заставляет» Всевышнего посылать на него духовное воздействие и исполнять его просьбы. Воздействие человека на миры происходит в качестве «отношений». Когда человек исполняет заповедь, он относится к Всевышнему, как подобает, и исполняет Его волю, соответственно и Всевышний посылает ему духовное воздествие и благодать. Поэтому в данной главе автор начинает объяснять тему херувимов, ведь они сивмолизируют взаимоотношения Всевышнего и еврейского народа как «лицом к лицу».
Нам кажется, что воздействие человека на миры зависит от его действий: если он выполняет волю Всевышнего и Его заповеди, Всевышний исполняет его желания, а в противном случае — отдаляется от него. Но в Мидраше не сказано «если ты выполняешь заповеди, Он улыбается тебе», но сказано «если ты улыбаешься Ему, Он улыбается тебе». Другими словами, Творец стоит не напротив заповедей или нарушений, а напротив обращения человека. Если исполнением заповедей ты встаешь напротив Него, ты выражаешь свое отношение к Нему, Он также стоит напротив тебя и выражает отношение к тебе. Поэтому автор подчеркивает исполнение заповедей с радостью: именно в радости заметно отношение Израиля к воле Всевышнего.
[1] Если бы человек назывался душой всех миров только потому, что корень его души выше всех, его действие в мирах было бы подобно действию души в теле. Но этого не может быть, как детально объясняется в начале 6 главы. Душа действует в теле немедленно, поскольку она является причиной каждого осознанного действия, как в естественных законах природы, где из причины немедленно следует следствие. Однако человек воздействует на миры другим образом, не похожим на детерминированные законы природы.
[2] Во всяком объекте есть две точки, включающие в себя его всего. Одно вначале, а второе в конце. Первая точка — идея, замысел объекта, и она содержит полностью данный объект. Вторая точка — совершенство объекта, получаемое от соединения и сочетания всех его частей вместе. К примеру, когда человек задумал построить стол, в мысли об этом содержится весь стол. Когда же замысел реализуется и все части стола соединяются, получается стол, который содержит все части вместе. Преимущество человека — в том, что он содержит все творение, но эта содержательность выражается в двух точках. В пятой главе автор говорил о том, что человек включает все мироздание, поскольку душа человека является идет творения, и все, что сотворено в мире, сделано в соответствии с изначальной идеей человека. Поэтому он включает в себя все, поскольку вся реальность содержится в идее, в силу которой она сотворена. Однако есть и еще одна содержательность — в том, что человек сотворен последним и включает в себя все сотворенное, поскольку в реализации всех миров и их соединении вместе сотворен человек, общность всех миров. Об этом говорится в 6 главе. Оба аспекта по сути своей — одно.
[2] Во всяком объекте есть две точки, включающие в себя его всего. Одно вначале, а второе в конце. Первая точка — идея, замысел объекта, и она содержит полностью данный объект. Вторая точка — совершенство объекта, получаемое от соединения и сочетания всех его частей вместе. К примеру, когда человек задумал построить стол, в мысли об этом содержится весь стол. Когда же замысел реализуется и все части стола соединяются, получается стол, который содержит все части вместе. Преимущество человека — в том, что он содержит все творение, но эта содержательность выражается в двух точках. В пятой главе автор говорил о том, что человек включает все мироздание, поскольку душа человека является идет творения, и все, что сотворено в мире, сделано в соответствии с изначальной идеей человека. Поэтому он включает в себя все, поскольку вся реальность содержится в идее, в силу которой она сотворена. Однако есть и еще одна содержательность — в том, что человек сотворен последним и включает в себя все сотворенное, поскольку в реализации всех миров и их соединении вместе сотворен человек, общность всех миров. Об этом говорится в 6 главе. Оба аспекта по сути своей — одно.
[3] Свобода выбора дана человеку изначально таким образом, чтобы он управлял миром. Творец сотворил мир так, чтобы создать обладателя свободы выбора.
[2] Во всяком объекте есть две точки, включающие в себя его всего. Одно вначале, а второе в конце. Первая точка — идея, замысел объекта, и она содержит полностью данный объект. Вторая точка — совершенство объекта, получаемое от соединения и сочетания всех его частей вместе. К примеру, когда человек задумал построить стол, в мысли об этом содержится весь стол. Когда же замысел реализуется и все части стола соединяются, получается стол, который содержит все части вместе. Преимущество человека — в том, что он содержит все творение, но эта содержательность выражается в двух точках. В пятой главе автор говорил о том, что человек включает все мироздание, поскольку душа человека является идет творения, и все, что сотворено в мире, сделано в соответствии с изначальной идеей человека. Поэтому он включает в себя все, поскольку вся реальность содержится в идее, в силу которой она сотворена. Однако есть и еще одна содержательность — в том, что человек сотворен последним и включает в себя все сотворенное, поскольку в реализации всех миров и их соединении вместе сотворен человек, общность всех миров. Об этом говорится в 6 главе. Оба аспекта по сути своей — одно.
[4] Служение с радостью выражает отношение. Поэтому нужно приступать к служению Всевышнему с радостью, а не только с послушанием.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.