Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Каббала, Еврейское мировоззрение, Нефеш аХаим, Раби Хаим из Воложина
Однако данный вопрос все еще требует объяснения (ведь р.Х.Виталь всегда говорил очень кратко, как он сам и писал в предисловии к Шаарей Кдуша, что он открывает с ладонь, а скрывает две тысячи локтей[1]). На первый взгляд, из слов р.Х.Виталя следует, что человек по отношению к мирам подобен душе: как душа погружено в тело и выполняет свои действия только посредством тела, и в тот же самый момент и тело делает данное действие. Но этого, несомненно, не может быть[2].
Но суть вопроса в том, что Всевышний, после того, как сотворил все миры, сотворил человека последним — чудесное создание, включающее в себя все чудные света, миры и высшие чертоги, сотворенные ранее, и всю схему высшей Славы в структуре частей Колесницы, и все частные силы, находящиеся во всех мирах, высших и низших, — все они дали силу и часть самих себя в его построении, и они включены в него в числе деталей его сил.
Как сказано в Зоаре (Итро 75): «Всевышний, когда сотворил человека, устроил в нем все формы высших тайн вышнего мира, и все формы нижних тайн нижнего мира, все они высечены в человеке, ведь он стоит в образе Б-га, как написано: “И сотворил Б-г человека по образу Своему…”
И в Зоар, Тазриа 48: “Учили мудрецы: все, что в мире, есть только из-за человека, и все они из-за него продолжают существовать, и не были видны в мире и все они задерживались, пока не пришел тот, кто назван человеком… и учили: когда был сотворен человек, всё было исправлено, и всё, что наверху и внизу, и всё было включено в человека”. И в начале гл. Бамидбар: “Раби Аба начал: “…и сотворил Б-г человека по образу Своему…”. Иди и смотри: в час, когда сотворил Всевышний человека, сделал его по облику высших и низших, и он стал содержащим их всех”. И в Идра Раба 135: “Образ, подобный человеку” (имеется в виду цитата из видения Йехезкеля 1:26 — Над сводом же, который над головами их, — образ престола, подобным камню сапфиру, и над образом этого престола — образ, подобный человеку, на нем сверху) — что включает в себя все облики; образ, подобный человеку — что включает в себя все имена; образ, подобный человеку — что в нем скрыты все миры, вышние и нижние; образ, подобный человеку — что включает все тайны, которые сказаны и установлены прежде, чем был сотворен мир». Там же, стр. 141: «Облик, содержащий все облики; и поскольку облик человека есть облик вышних и нижних, которые включены в него, и поскольку является всеобъемлющим обликом вышних и нижних…». И в Рая Меэмна, гл. Пинхас 238: «И сказал Б-г: сделаем человека». После того, как закончили свои деяния все мастера, сказал им Всевышний: одно мастерство мне нужно сделать, которое совместит в себе всех, соединитесь все, как один, чтобы сделать в нем каждый — из своей части, а Я приму участие вместе с вами, дать ему от Моей части, и в этом смысл слов «сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему». …
И в этом — весь человек, что каждая частная сила в нем упорядочена параллельно миру и одной частной силе из тайны «меры роста» всех сил и миров вместе взятых. Они упорядочены по схеме фигуры человека в полный рост, как будет объясняться во Вторых вратах, гл.5.
Примечание автора. И это было до первородного греха, человек включал в себя тогда только все миры и силы святости, но не силы зла. Но после греха включились и примешались в него также и силы нечистоты и зла, и само собой он тем самым примешал их в духовные миры, по той причине, что он состоит из всех их и приобщен к ним, и они возбуждаются и изменяются в зависимости от того, куда склоняются его действия. В этом и заключается суть Древа познания добра и зла.
Дело в том, что до греха, хотя человек, несомненно, обладал полной свободой выбора склониться куда захочет, вершить добро или наоборот, ибо в этом цель замысла всего мироздания[3], и ведь после этого он действительно согрешил; но его свобода выбора была не из-за того, что силы зла содержались в нем, ибо он был полностью прямым человеком, состоящим только из порядков сил святости, и все его аспекты были прямыми, святыми и полностью очищенным добром, без всякой примеси и склонности к обратной стороне, а силы зла стояли со стороны, как нечто отдельное, вне его.
И он обладал свободой выбора, войти в силы зла, подобно тому, как человек обладает выбором войти в огонь. Поэтому когда Иная Сторона захотела ввести его в грех, Змей должен был прийти снаружи, чтобы совратить его, а не как сейчас, когда Злое начало, соблазняющее человека, находится внутри самого человека, и ему кажется, что это он и есть, и он хочет и влечется совершить грех, а не то чтобы некто снаружи соблазняет его.
В грехе же своем человек увлекся совращением Иного Начала, и тогда силы зла примешались к его нутру в прямом смысле слова, и так же произошло с духовными мирами. В этом и есть Древо познания добра и зла, что соединились и смешались в человеке и в мирах добро и зло вместе, буквально одно внутри другого, ибо «познание» (даат) означает соединение, как известно.
Данный вопрос объясняется для понимающих в Эц Хаим, Шаар Клипат Нога 82, но там он рассматривается кратко. См. также Гилгулим, 1. В этом и состоит смысл высказывания Мудрецов (Шабат 146): «Когда Змей совокупился с Евой, он привнес в нее нечистоту», т.е. буквально внутрь нее[4].
С тех пор в деяниях человека превалирует смешение, все его действия весьма смешаны и переменчивы, один раз добро — другой зло, и постоянно меняется от добра ко злу и от зла к добру.
И даже само доброе деяние, почти невозможно для большинства людей, чтобы оно было полностью свято и чисто, без какой-либо примеси эгоистической мысли — для себя; и также наоборот, в нехорошем действии иногда примешана некая добрая мысль, как человеку кажется.
И даже совершенный праведник, который за всю свою жизнь не произвел никакого плохого действия, и ни разу даже не сказал ничего плохого — вместе с тем, почти невозможно, чтобы сами его добрые дела всю жизнь были истинно и полностью совершенны, без какого-либо недостатка и изъяна. Об этом и говорит Писание (Коэлет 7:20): «Ибо человека нет праведника на земле, который бы делал добро и не грешил», другими словами, невозможно, чтобы не было хотя бы небольшого недостатка в самом добром деле, ведь «грех» (хет) означает недостаток, как известно.
Поэтому, когда человек предстает на суд перед Б-гом, необходимо бесчисленное множество подсчетов и анализа всех мельчайших деталях его действий, слов, мыслей и поведения — куда они склонялись? Об этом и сказано (Коэлет 7:29): «Б-г сделал человека прямым» — как мы объяснили выше — «а они» — в своем грехе — «искали множество расчетов». См. Зоар, Эмор 107, где объясняется именно таким образом[5].
Такое положение продолжалось до дарования Торы, когда та самая нечистота изошла из них, как сказали Мудрецы (Шабат 146). Поэтому после этого, по поводу греха Золотого тельца, сказали, что пришел Сатан и перемешал, т.е. что пришел снаружи, как случилось с Адамом, ибо «изнутри их» он был изгнан, а из-за греха Тельца та нечистота вновь вернулась и «примешалась в них». Об этом и говорит пророк Ошеа (6): «А они, как Адам, нарушили завет…»
Об этом и говорит Б-г Адаму (Берешит 2:17): «Ибо в день, когда вкусишь от него, смертью умрешь». Это не проклятие и наказание, ибо «из уст Всевышнего не выйдет зла…» (Эйха 3:38), но суть в том, что когда ты вкусишь от него, в тебя примешается нечистота зла, и не будет другого исправления для тебя, чтобы отделить ее от тебя и принести тебе благо в конце времен, кроме как через смерть и разложение в могиле.
В этом также и суть сказанного Б-гом далее (Берешит 3:22): «Вот, Адам стал как один из нас… а сейчас, как бы не протянул руку свою, и не взял также с Древа жизни, и вкусил, и жил вечно»; а ведь Всевышний желает воздать благо Своим творениям, и чем ему мешает, если человек будет жить вечно?
Но суть в том, что если он вкусит с Древа жизни и будет жить вечно, то останется без исправления, зло не отделится от него навеки, и он никогда не увидит света и добра. Поэтому для его же блага он был изгнан из Эдемского Сада, чтобы он смог быть полностью исправлен, когда зло отделится от него через смерть и разложение в могиле.
В Талмуде (Шабат 55) сказано о четырех людях, которые умерли «из-за совета Змея», хотя у них не было никакого собственного греха, они должны были пройти через смерть из-за первородной примеси зла из-за греха Адама по совету Змея.
Так будет происходить до конца времен, когда Всевышний «уничтожит смерть навеки» (Йешайя 25:8), и зло прекратит существование, как написано (Захария 13:2): «Дух нечистоты устраню с земли».
Так и все заповеди[6] связаны и зависимы от источника своего высшего корня в порядках частей Колесницы и «схемы человека» всех миров, ведь каждая частная заповедь в корне своем включает мириады сил и светов из порядков духовных миров, схематически выстроенных по «фигуре человека» (шиур кома).
Как сказано в Зоаре, гл. Итро: «Все заповеди Торы объединяются со Святым Высшим Царем, некоторые из них — в голове Царя, некоторые — в теле, некоторые — в руках Царя, некоторые — в его ногах».
И в Зоаре, гл. Трума: «Все заповеди Торы — органы в высшей тайне, и когда они соединяются все вместе, тогда все они[7] поднимаются в единую тайну».
Там же, стр. 165: «В это имя включены 613 заповедей Торы, которые есть общность всех высших и низших тайн, и все они части и органы, чтобы показать в них тайну веры, тот, кто не обращает внимания и не смотрит на тайны заповедей Торы, не знает и не видит, как выстраиваются органы в высшей тайне, все органы этого тела выстраиваются[8] по тайне заповедей Торы».
Когда человек исполняет волю Всевышнего, и реализует каким-то своим органом и силой[9] одну из заповедей Творца, исправление относится к соответствующему миру и силе наверху, исправляя его, поднимая или добавляя света и святости от высшей Воли. Это происходит в зависимости от качества самого действия заповеди, и от святости и чистоты мысли в момент исполнения заповеди, ведь мысль присоединяется к основному действию; а также от уровня и ступени данного мира и высшей силы. И оттуда притягивается святость и жизненность[10] на ту силу в человеке, которой он исполнил заповедь Творца, соответствующую данной силе.
Примечание автора. Поэтому Мудрецы установили формулу благословения на заповеди «Который освятил нас Своими заповедями» и «Ты освятил нас Твоими заповедями». Ведь с того момента, как человек только подумал исполнить заповедь, уже немедленно это записывается наверху[11], в источнике его высшего корня, и человек притягивает этим на себя окружающий свет, и высшая святость покрывает и окружает его.
Написано в Торе прямым текстом (Ваикра 20:7): «Освящайтесь и будьте святы», и сказали Мудрецы об этом стихе: тот, кто освящает себя снизу — освящают его сверху. Другими словами, сверху излучается на него святость из высшего корня заповеди.
Как сказано в Зоаре (Цав, 31): «Написано “освящайтесь и будьте святы”. Кто освящает себя снизу — освящают его сверху. Ведь святость его Господина пребывает на нем. Если действие внизу есть святость, пробуждается святость наверху, и приходит, и пребывает на нем, и он освящается ей».
И в гл. Кдошим 86: «В час, когда человек выказывает свои действия внизу по прямому пути, притягивается и выходит и пребывает на нем дух высшей святости… и теми действиями пребывает на нем дух святости, высший дух, чтобы освящаться им. Того, кто приходит освятиться — освящают, как написано “освящайтесь и будьте святы”». И в главе Насо, 128: «…он притягивает на себя святой высший дух, как сказано (Йешайя 32:15): “Пока не выльет на нас дух свыше…”», см. там.
Посредством этой святости и окружающего света[12], такой человек как бы прилепился к Всевышнему уже при жизни, как сказано в Писании (Дварим 4:4): «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему» — даже когда еще — «живы все сегодня».
И этот окружающий свет помогает человеку завершить заповедь, и через это завершение свет еще более усиливается. Об этом сказали Мудрецы (Йома 38): «Тот, кто приходит очиститься — помогают ему».
Это также притягивает и влечет сердце человека приобрести еще несколько заповедей, ведь сейчас он пребывает буквально в саду Эдена, под защитой крыл Шехины, в высших чертогах, и злое начало не может властвовать над ним, не в состоянии соблазнить его и отвратить от исполнения заповедей. Об этом и сказали Мудрецы (Авот 4:2), что заповедь влечет за собой заповедь.
Если человек обратит внимание на свои ощущения в момент исполнения заповеди, он поймет и почувствует в своей душе, что он окружен и облачен сейчас святостью, и истинный дух обновился внутри него. Об этом и говорит Писание (Ваикра 18:5): «Это заповеди, которые будет исполнять человек — и жить в них», в них — то есть внутри них буквально, он окружен святостью заповеди и воздухом Эдемского сада.
Так и наоборот, когда человек нарушает одну из заповедей[13] Б-га, сказали Мудрецы: «каждого, кто оскверняет себя снизу — оскверняют его сверху». Суть та же, что и выше: из корня того греха наверху в силах нечистоты он притягивает на себя дух нечистоты, не про нас будь сказано, и он покрывает и окружает его.
Как сказано в приведенной выше цитате из Зоара, гл. Цав: «А если он осквернился внизу, пробуждается дух нечистоты наверху, и приходит, и пребывает на нем, и оскверняется им, ведь нет ничего хорошего и плохого, святости и нечистоты, у которых не было бы основы и корня наверху, и действием внизу возбуждается действие наверху». И в гл. Кдошим: «…а в час, когда он показывает деяния внизу кривым путем… тогда выходит и пребывает на нем другой дух…»
И об этом говорит стих (Ваикра 11:43): «…и осквернитесь в них», «в них» — в прямом смысле слова, ведь тогда человек связан и окружен духом нечистоты, и атмосфера Геинома (ада) обматывает и окружает его еще при жизни в нашем мире, как сказали Мудрецы (Авода Зара 5:1): «Каждый, кто совершает одно преступление в этом мире, оно обматывает его и идет перед ним в день Суда… раби Элазар говорит: привязана к нему, как собака…и об этом говорит царь Давид (Псалмы 49): Нечестие стоп моих окружает меня».
Теперь мы можем понять высказывание Мудрецов в главе Йом аКипурим (гл.6): «Велико раскаяние, что умышленные грехи становятся в нем заслугами[14], как сказано (Йехезкель 33:19): “…а когда раскается злодей от злодейства своего, и будет творить суд и справедливость, на них он будет жить”. На первый взгляд, здесь нет однозначного доказательства, ведь можно с бóльшим успехом объяснить стих так, что “на них он будет жить” относится к суду и справедливости, которые человек творит после раскаяния. Но по тому, что я написал, доказательство верно, и слова Писания нужно рассматривать в точности, ведь если “на них он будет жить” относилось бы к суду и справедливости, он должен был бы сказать “в них” он будет жить, как (Ваикра 18:5): “и будет жить в них (заповедях)”, как объяснено. А поскольку написано “на них”, это относится, несомненно, к его злодейству и ранних грехах, и посредством раскаяния и оставления своих ранних действий и творения после того суда и справедливости, они пересилят его ранние деяния и превратят их в заслуги и вечную жизнь.
Когда же человек исполнил все заповеди в совершенстве, во всех их деталях и тонкостях на практике, и к этому присоединил чистоту и святость мысли, — он исправил все миры и высшие порядки, и сделался весь, всеми своими силами и органами колесницей для них[15], и они освящаются от их высшей святости, и слава Всевышнего покрывает его постоянно.
См. Зоар, Трума 155: “Все названное именем Моим и для славы Моей Я сотворил” (Йешайя 43:7), “и для славы Моей Я сотворил” именно[16], и эту тайну… мы учили, ибо эта слава… вся исправляется наверху из-за исправлений людей, когда сыны человеческие праведны и благочестивы, и умеют делать исправления».
В этом суть высказывания Мудрецов (Берешит Раба 43): «Праотцы и есть колесница[17]».
И то же самое наоборот, когда человек своим грехом причиняет ущерб одной из своих сил и органов, ушерб также достигает, в соответствии со своим корнем, того мира и силы наверху, которые соответствуют данному органу в порядках «схемы в виде человека», разрушают или опускают его, или наносят ему вред, затемняют и уменьшают ясность его света, ослабляют и преуменьшают силу очищения его святости, в зависимости от уровня греха и способа его совершения, и в зависимости от уровня и сути того мира и высоты его ступени.
Ведь на миры ущерб и порча действуют неодинаково: в нижнем — это ломка и разрушение, выше — недопущение света, а в еще более высоком мире — влечет только уменьшение света, а еще выше — только преуменьшение величины блеска света и чистоты его чудесной святости, и тому подобные различные аспекты и категории.
В этом суть того, что Мудрецы назвали ущерб от греха порчей портрета Царя. В Зоаре, гл. Итро 85: «Из-за этого тот, кто совершил преступление в заповедях Торы, подобен преступившему в теле царя, как написано (Йешайя 66:24): “И выйдут, и увидят трупы людей, преступивших (по отношению ко) Мне”, ко Мне буквально, горе грешникам, которые преступают слова Торы, и не знают, что делают». И в Тикуним: «…всякий, кто преступил заповедь, как будто совершил преступление с портретом царя». Как мы и сказали выше: ущерб затрагивает порядки сил и миров, составляющих «схему человека» (шиур кома), поскольку все они содержатся в человеке и дали часть себя для его построения и сотворения.
Примечание автора. Поэтому и сказано (Берешит 1:26): «Сделаем человека», во множественном числе: имеется в виду, что все дадут силу и часть в его построение, чтобы он содержал в себе всё и был общим для всех.
Об этом сказано и в Берешит Раба, 8: «И сказал Б-г: сделаем человека» — с кем советовался? Раби Йеуда от имени Рейш Лакиша сказал: со (всем сотворенным) на небе и земле советовался, раби Шимон бен Гамлиэль сказал: с деянием каждого дня посоветовался. А в Коэлет Раба 2:12 «…что есть человек, чтобы пришел после царя, — то что уже сделали!» Не написано «что уже сделал», но «что уже сделали», как бы Всевышний и Его суд обсуждали каждый твой орган и ставили тебя как подобает. А если скажешь — раз так, то есть две власти?! — уже сказано (Дварим 32): «Он сделал тебя и упрочил тебя». И это ясно.
Комментарий
В данной главе автор продолжает объяснять, как человек воздействует на миры, но несколько иначе по сравнению с пятой главой. Далее, в седьмой главе, выяснится, как оба подхода на самом деле являются двумя сторонами одной медали.
В начале нашей главы автор подчеркивает, что хотя в предыдущей главе объяснялось, что человек есть душа миров, однако не может быть, чтобы его воздействие на миры было немедленным, как действие души в теле. Для автора это очевидно, хотя он не приводит доказательств.
Как видно, здесь заложен важный принцип. Возможно допустить ошибку и подумать, что действия человека влияют на миры механически, то есть действие человека вынужденно вызывает действие в мирах. Но на самом деле такое восприятие духовности противоречит всей Торе, ведь основа всей Торы — «лицом к лицу», все заповеди есть обращение к Всевышему, и на это обращение Он отвечает и обращается к нам. А обращение является таковым только когда оно происходит без всякой вынужденности.
Тора и заповеди основаны на отношениях между народом Израиля и их Небесным Отцом. Каждая заповедь улучшает отношения еврея с Творцом. Приведем аллегорию из нашего мира. Когда муж приносит жене букет цветов, он, несомненно, приводит к улучшению отношений с женой. Однако каждый понимает, что если он приносит цветы только для того, чтобы заставить ее что-то для него сделать, то результат будет противоположный ожидаемому и их отношения ухудшатся. Так работают и заповеди: они влекут отношения «лицом к лицу», но не вынуждают Творца что-либо сделать. Возможно, и об этом сказано в Талмуде, что Всевышний «не берет взятку» — даже взятку заповедью.
Автор подчеркивает, что воздействие человека на миры не моментальное и не автоматическое, оно происходит из взаимоотношений с Творцом, а не на детерминированном механизме. Это не нажатие на кнопку внизу, запускающее ракету наверху.
Хотя в другом отношении аллегория с ракетой может быть поучительна. Зачастую люди, далекие от заповедей, не понимают смысл их тщательного соблюдения, с многочисленными деталями и «мелочами». Но наши «мелочные» действия в нижнем мире пробуждают великие последствия в духовных мирах — как простое нажатие на кнопку в центре управления посылает в небо ракету. И при запуске ракеты важна каждая мелочь, иначе она полетит по неправильной траектории, или взорвется на старте. Человек, не понимающий этого великого смысла заповедей и насмехающийся над ними, подобен дикарю, попавшему в центр управления полетами: он не способен уразуметь, зачем все эти люди так увлеченно и сосредоточенно занимаются мелочами, нажимают на многочисленные кнопки и переключают тумблеры. С его точки зрения настоящее и полезное действие — это только грубое махание топором или копьем, а нажатие на кнопки и переключение тумблеров — вздор. Однако истинная реальность материального мира противоположна убеждению дикаря. Так и истинная реальность духовных миров противоположна убеждению обывателя — материалиста.
Различие между служением Адама и нашим служением
В нашей главе объясняется, что заповеди, которые человек исполняет, прежде всего воздействуют на миры, а затем уже на самого человека. В предпоследнем примечании автор объясняет, что у Адама до греха порядок был обратным, заповеди вначале воздействовали на него самого, а затем на высшие миры. Дело в том, что для исправления человека нужно прежде всего затронуть его внутреннюю сущность, ибо таков всегда порядок исправления: изнутри наружу. Поэтому до греха, когда человек жил на уровне внутренней сути всех миров, удостоившись категорий хая и йехида на своем изначальном месте, все действия относитлись прежде всего к нему, а затем к мирам. Но после греха человек живет во внешнем, в нижних уровнях своей души, у него нет доступа к внутренней сути и поэтому он не может исправить себя в простом смысле. Поэтому его действия должны сначала затронуть высшие миры, а затем в их силах протянуть воздействие на самого человека. До греха заповеди действовали не через исправления, как в нашем мире, а через высшие постижения и единения.
613 заповедей — 613 способов привести святость
Далее автор обясняет суть 613 заповедей. Из того, что мы выучили, что человек своим строением подобен всем мирам и стоит напротив них «лицом к лицу», не следует делать вывод, что любое его действие воздействует на миры. Только акты заповедей пробуждают и воздействуют святость на миры. 613 заповедей упорядочены по схеме человека и направлены на соответствующие части всех миров. Каждая заповедь направлена на конкретный мир и силу в высших мирах, и когда человек исполняет данную заповедь, он вносит святость в данный мир, и от него затем святость приходит и на человека.
[1] Ладонь — это то, что человек может схватить, а две тысячи локтей — его мир, место обитания. Таким образом, данное выражение означает, что открывает только то, что можно воспринять, но в том, что открылось, скрывается целый мир.
[2] Душа действует в теле немедленно, поскольку она является причиной каждого осознанного действия, как в естественных законах природы, где из причины немедленно следует следствие. Однако человек воздействует на миры другим образом, не похожим на детерминированные законы природы, как будет объяснено далее.
[3] Все мироздание было поставлено так, чтобы дать возможность свободы выбора человека.(Мы же пытаемся под разными предлогами не выбирать, чтобы избежать ответственности за выбор!)
[4] Обычно, когда человек грешит, ущерб не наносится внутри него в буквальном смысле, и потому он не передает этот недостаток потомкам. Однако грех Адама нанес ущерб буквально внутри него самого, и потому все его потомки также несут в себе ущерб.
[5] Зоар говорит, что с того момента, как человек вкусил от Древа Познания, его состояние меняется каждую минуту: «А они искали множество расчетов», так меняется их сердце буквально в той же стороне, иногда к добру, а иногда ко злу, иногда к милосердию, иногда к суду…» Поскольку добро перемешано со злом, так что их почти невозможно разделить, состояние человека все время меняется.
[6] Они также являются еще одной схемой в форме «человека», и связывают нижнего человека с высшей «мерой роста», как будет объяснено далее.
[7] Человек — не набор органов, а один цельный объект, подразделяемый на органы. Так и заповеди мтроят одну цельную реальность. Именно все заповеди вместе раскрывают славу Творца.
[8] Вся реальность исправляется заповедями, которые также стоят в тайне образа человека. Заповеди — это еще одна духовная реальность в форме человека, которая исправляет весь мир.
[9] Хотя человек состоит из всех миров, это еще не причина, чтобы он мог действовать и изменять их. Это некий особый новый механизм, заложенный Творцом в заповеди.
[10] Заповеди не исправляют человека простым образом, напрямую, но они соединяют его с миром святости, и оттуда протягивается к нему святость, чтобы исправить его и дать ему жизненную силу.
[11] Силой мысли человек связывается с высшими мирами, и даже мысль уже влияет на них.
[12] Святость, которую человек способен вместить, становится внутренним светом, а более высокая святость воспринимается как окружающий свет.
[13] Здесь не говорится о мысли согрешить, а о фактическом грехе, поскольку Всевышний «не присоединяет плохую мысль к действию», то есть не наказывает за мысли о планировании греха. А за планирование заповеди — дает награду. Разница в том, что святость есть самостоятельная реальность, и когда человек только думает о совершении заповеди, он соединяется с этой реальностью; а по отношению ко злу это неверно, его сущность — небытие, отсутствие святости.
[14] Здесь говорится, что даже если человек раскаивается из любви к Всевышнему, и грехи превращаются в заслуги, тем не менее он не может жить «в них», но лишь «на них», поскольку нет у них той же святости, как у заповеди.
[15] Колесница — это средство передвижения, на котором можно ехать сразу же, без задержек. Таким образом, когда человек становится колесницей для всей схемы высших миров, имеется в виду, что он всегда и постоянно стоит и раскрывает в мире высшую святость.
[16] Цель Творения — раскрытие Славы Небес.
[17] Праотцы были колесницей Славы Небес. Они удостоились того уровня, на котором Царство Небес было возложено на их плечи.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.