Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый человек включает в себе все силы и миры. Наши грехи разрушили Храм Небесный, высшие святые миры. А Тит и Навуходоносор — только Нижний Храм.

И вот учение о человеке. Любой человек из народа Израиля не должен говорить в своём сердце: «Кто я и что я[1], чтобы влиять моими незначительными делами на что-либо в этом мир»?

Он должен знать, и понять, и установить в мыслях своёго сердца[2], что все подробности его поступков, слов и мыслей не теряются, но весьма значительны и возвышенны[3], они оказывают огромное влияние — поднимаются к своему духовному корню и производят воздействия в высших мирах.

Примечание автора: И можно сказать, что и это тоже имели в виду наши Мудрецы, в трактате Авот (2:1) «Знай то, что выше тебя». Они хотели сказать: даже если ты не видишь своими глазами те великие свершения, которые проистекают из твоих поступков — знай: все, что делается в высших мирах, даже самых высоких, всё это «от тебя», в соответствии с твоими поступками — в какую сторону они склоняются.

И на самом деле, мудрый человек, который поймет это, содрогнется и затрепещет в сердце своем. Он ужаснется, насколько же далеко заходят его нехорошие поступки. Они портят и наносят ущерб любым незначительным грехом гораздо больше, чем разрушили Навуходоносор и Тит (уничтожившие Первый и Второй Иерусалимские Храмы).

Ведь Навуходоносор и Тит не причинили своими действиями никакого разрушения и порчи наверху, поскольку нет у них никакого удела в духовных мирах, чтобы оказывать на них хоть какое-то влияние своими действиями. Только нашими прегрешениями (народа Израиля) приуменьшилась и ослабла, если так можно выразиться, сила Всевышнего, и Храм Божий, Небесный Храм был осквернён. Из-за этого была сила у Навуходоносора и Тита разрушить Нижний Храм, который соответствует Храму Небесному. Как сказали наши Мудрецы (Эйха Раба 1:43) «Муку молотую ты молола[4]»

Таким образом, наши грехи разрушили Храм Небесный, высшие святые миры. А они — только Нижний Храм.

Об этом и молился царь Давид (Псалмы 74:5): «Пусть уподобится, как будто заносились в высотах, на кроны древесные, топоры», просил, чтобы засчиталось им, как будто разрушили в небесных высях, но на самом деле их действия ничего не затронули там[5].

Есть еще один момент, от которого должно трепетать сердце каждого человека из святого народа. Каждый человек включает в себе все силы и миры, как объясняется, с Божьей помощью, в дальнейшем, в шестой главе, и во вторых Вратах, в пятой главе, что они и есть Высшее святилище и Храм. А сердце человека, центр тела[6], соответствует Святой Святых, которая является краеугольным камнем, началом и источником всех видов святости. И на это намекали наши мудрецы в Мишне в главе «Тфилат а-шахар» (Брахот 20а) «Пусть направит свое сердце по направлению к Святой Святых».

А в Зоаре в главе Шлах сказано: «Приди и посмотри: когда Святой, Благословен Он, создал человека, создал его по Высшему образу. И дал ему силу и власть в центре его тела, там, где у него сердце. Подобно этому устроил Бог мир и сделал его одним общим телом…. И сердце посередине, которое является источником силы для всех, и всё зависит от него. А Святилище окружает Святая Святых. А в Святой Святых находится Шхина (явное Божественное Присутствие), и завеса, и херувимы, и ковчег. И там находится сердце всей земли и всего мира. И от них питаются…» Смотри там далее подробно.

Таким образом, если человек пустит в свое сердце какую-нибудь нечистую мысль о прелюбодеянии, он как будто бы вводит блудницу в Святую Святых высших и святых миров. И добавляет силу нечистоте и Иной Стороне гораздо больше, чем Тит, который ввел блудницу в Храм земной.

И так же любой грех, которым человек из народа Израиля вводит в свое сердце «чужой огонь», гневом или вожделениями[7], ведь это прямо, как написано «Дом нашей святости и великолепия (Храм)….был сожжен огнем» (Йешаяу 64:10). Упаси Б-г нас от этого!

Об этом и сказал Г-сподь Йехезкелю (43:7): «Место Трона Моего… где Я буду пребывать среди сынов Израиля вовеки, не будет более дом Израиля осквернять Мое Имя святое… блудом.. отдалят блуды свои и Я буду пребывать среди них».

Примечание автора:
Ведь Скиния и Храм включали в себе все силы и миры, и все структуры святости. Все помещения и камеры, этажи и комнаты, и вся храмовая утварь, соответствовали форме, подобию и структуре высших миров, и строению Колесницы. Их основал Давид и Шмуэль-провидец, «Все от Г-спода было им указано, который вразумил меня про все работы предначертанные» (Диврей а Ямим 1 28:19)

И сказали наши Мудрецы в главе «Эйзеху мекоман» (Звахим 54б) что означает сказанное «и пошел он (Давид) и Шмуэль, и остановились в Найот в Раме». Какая связь между Найотом и Рамой? Это означает, что они сидели в Раме, и искали место достойное Красы Мира, Храма (найот означает красоты).

Об этом и сказано в Мидраш Танхума (начало главы Пекудей), что Храм равновесен сотворению мира. И перечисляются там, что всё то, что было при создании Мира, было так же в Скинии, Переносном Храме, который был в пустыне. И поэтому сказано по поводу Бецалеля (руководитель строительства Храма) «И наполню его мудростью, пониманием и знанием» (Шмот 31:3), потому, что этими тремя былы созданы все миры, как сказано (Притчи 3): «Г-сподь мудростью создал землю, устроил небеса пониманием, в Его знании бездны раскрылись»…..

И поэтому сказали Мудрецы (Брахот 55а) «Умел Бецалель соединять буквы, которыми были созданы небо и земля».

И поэтому человек тоже включает в себе все порядки мироздания, и все порядки Колесницы, и все создание в целом, и он также форма и схема строения Святилища и Храма всей его утвари. Всему этому он точно соответствует всем строением его органов и всех его сил. И действительно, в Зоаре показывают, каким образом Святилище и Храм соответствуют схеме строения человека, один к одному.

Ведь ясно, что основной целью Храма, и Шхины (ощутимое Божественное присутствие) является человек. И если он освятит себя как следует исполнением всех заповедей, которые тоже связаны в их корне с «органами» схемы в виде формы человека, которую составляют все миры, вместе взятые; то он становится сам Храмом, и в нем как бы пребывает Всевышний. Как сказано (Ирмияу 7) «Чертог Г-спода, Чертог Г-спода они сами». И как сказали Мудрецы «И построят Мне Святилище, и буду пребывать в них»: «не сказано в нем (Святилище), а сказано “в них” — в сердце каждого из них.

Об этом и сказали Мудрецы (Ктубот 5): “Деяния праведников более велики, чем создание неба и земли, ведь о создании неба и земли написано (Йешаяу 48:13): “Моя рука основала землю, а десница моя лелеяла небеса”, а о деяниях праведников написано: “Святилище Г-спода устроили руки Твои”[8] (Шмот 15:19). Вначале шла речь о деяниях праведников, а доказательство привели из Святилища. Но так и есть на самом деле, что праведники через свои деяния, желанные перед Всевышним, и есть святилища Г-спода в прямом смысле.

В таком же духе можно толковать стих (Шмот 25:8): “И сделаете мне святилище, все так, как Я показываю тебе… и так сделайте”, а Учителя комментировали: “и так сделайте — на все поколения”. А в соответствии с нашим подходом можно сказать, что имеется в виду следующее. Всевышний говорит: не думайте, что Моя конечная цель — создать внешний Храм, но знайте, что конечная Моя воля в строении Скинии и всей его утвари — только чтобы намекнуть вам, чтобы на его примере вы видели и так сделали вы себя, чтобы вы своими достойными деяниями сдеалались подобными Храму и его утвари, все святы и готовы к пребыванию Моей Шхины среди вас, поэтому и сказано “сделайте Мне святилище и Я буду пребывать среди вас”, именно “среди вас”, “все как Я показываю тебе строение Скинии”, Мой конечный замысел — чтобы вы так сделали себя.

И так говорит Всевышний Соломону, после того. Как тот завершил строение Храма: “Этот Дом, который ты строишь” — он только “если пойдешь по Моим законам и Я буду пребывать среди сынов Израиля”, именно так. Поэтому, когда они испортили свой внутренний Храм, не помог внешний Храм, и были разрушены его основы.

Об этом и сказал Всевышний Йехезкелю (43): “возвести дому Израиля о доме этом, и устыдятся они грехов своих; и измерят они план. И если устыдятся они всего того, что делали, объяви им форму дома, и устройство его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все установления его, и все очертания его, и все законы его и опиши пред глазами их, и будут хранить они все (описания) формы его и все установления его и по ним поступать”, и это очевидно объясняется[9], как в арамейском переводе данного стиха: “…и они смирятся и исправятся, когда увидят строение Храма и его форму”.

И отсюда будет понятно (Берешит 2:7): “И создал Г-сподь Б-г человека из праха… и вдунул в ноздри его душу жизни, и стал человек живой душой”. Простой смысл данного стиха поясняет Ункелос: “и стал человек душой говорящей”. Он хотел сказать: пока он был лишь телом, это был только прах без жизненной силы и движения. А когда вдохнул в него душу жизни, ожил человек и стал говорить. И смотри там комментарий Рамбана.

Однако не сказано “и стала в человеке” (душой живой), а сказано “и стал человек”. Можно объяснить это в соответствии с вышесказанным, что с помощью души, человек стал живой душой для бесчисленного количества миров. Как все действия тела человека подчиняются и происходят благодаря его душе, так же человек является силой и живой душой, которая приводит в действия бесчисленное количество миров, высших и низших, ведь они управляются им.

Комментарий
В данной главе автор описывает несколько структур в мире, сотворенных параллельно и соответственно друг другу во всех своих деталях: миры, Храм, 613 заповедей и человек. Это не просто внешнее соответствие. Существует внутренняя параллель между человеком и всеми мирами, в силу которой деяния человека затрагивают высочайшие сферы. А параллель между человеком и строением Храма показывает, что основное место пребывания Шхины есть всм человек, и если он освятит себя исполнением 613 заповедей, которые также соответствуют всем структурам святости и высших миров, он сам станет местом, достойным пребывания Шхины.

Автор объясняет, что и у человека и у мира есть “сердце” (центр), и сердце человека параллельно сердцу мира. И “сердце”, и “мозг” производят мысли, но это два вида мыслей, которые воздействуют друг на друга и дополняют друг друга. Мысль в “сердце” соотносится с мыслью в “мозге”, как земной Храм соотносится с Небесным. Мысль “мозга” — выше реальности человека. Если бы у него не было возможности мыслить выше своего уровня и постижения, он не мог бы подниматься в духовности. На уровне разума можно мыслить по-разному, мысли высоки, но шатки, вежб у каждого явления есть много разных сторон. Но вещи, воспринимаемые сердцем, таковы, что у них нет второй стороны, и поэтому сердце — место пребывания веры.

Когда мы говорим о “сердце”, не имеются в виду эмоции, ведь они непостоянны, и не могут быть центром жизни человека. Имеются в виду ощущения или интеллектуальные понятия, с которыми человек полностью идентифицируется и ясны для него, как непоколебимая реальность.

Цель мысли в “мохгу” — достичь сердца, ибо без этого она остается просто идеей. Об этой связи мозга и сердца мы говорим каждый день два раза в молитве Шма: “… и будут эти слова… на твоем сердце” — чтобы мысли Торы стали центральными в жизни человека. Поэтому и в Танахе, и в словах Мудрецов мысль всегда ассоциируется с “сердцем”, поскольку пока мысль не стала центральной для жизни, она просто интеллектуальная идея в мозге.

В примечании автор объясняет, что человек не только “предшествовал” сотворению мира и состоит из всех сотворенных вместе, но он и цель всего мироздания. Цель сотворения мира — в том, чтобы Имя Всевышнего возвеличилось и освятилось в мире, и Шхина пребывала в нем, и автор объясняет, что ультимативная цель — пребывание Шхины на человеке, а все остальные места, где пребывает Шхина, и даже Храм — существуют для того, чтобы научить человека, как повлечь пребывание Шхины на нем самом.


[1] Тот факт, что человек влияет на высшие миры, определяет его “Я” и его истинную сущность.

[2] Концепция, разбираемая в данной главе, должна пребывать в центре жизни человека (сердце=центр), и стать основой всего служения Б-гу.

[3] Даже самым простым действием, связанным с заповедью, человек воздействует гораздо выше того мира, где произошло это действие. Поэтому в служении нет необходимости “подниматься ввысь”, но заниматься именно простыми действиями.

[4] Так Дочь Сиона говорит Дочери Эдома, то есть Народ Израиля — народу Рима.

[5] Святость Небесного Храма раскрывается на земле через Земной Храм, стоящий напротив него. Поэтому можно просить: поскольку Навуходоносор и Тит разрушили место, стоящее напротив Небесного Храма, и испортили сосуд для пребывания Шехины в нашем мире, пусть засчитается им, как будто нанесли ущерб Наверху.

[6] Сердце есть центральная точка человека, а Святая Святых есть центр мира. Человек сотворен как прототип мира. И у него и у мира есть центральная точка.

[7] Автор приводит как пример именно негативные качества характера, поскольку они захватывают сердце, и занимают центральное место в жизни человека.

[8] Про Святилище сказано сразу о двух «руках”, а о небе и земле — по одной.

[9] Йехезкель описывает строение Третьего Храма, и оно соответствует строению человека без греха. Размышляя над ним, евреи видели, чего им недостает, и стыдились своих грехов.

 

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»