Из цикла «Мусар ешивы Новардок», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Цельность пути Сабы из Новардока в первую очередь проявлялась в его безграничном уповании на Небеса. В этом мудрецы Литвы считали его единственным в поколении, не находя ему равных. Упование на Б-га является прямым следствием освобождения от оков материальности. Ведь, оставляя заботы о своих нуждах, человек возлагает все свои потребности на Всевышнего и обращает к Нему свой взор. Рав Йосеф Юзл считал, что усилия, прилагаемые людьми для обеспечения себя всем необходимым, напрямую зависят от степени их упования на Г-спода. Для него были совершенно очевидно изречение царя Давида: «Возложи на Г-спода ношу твою, и Он поддержит тебя, Он никогда не даст пошатнуться праведнику»[1].
Нелегко подняться на столь высокую ступень, поскольку по своей природе человеку очень трудно всецело полагаться на Б-га. Он опасается всевозможных трудностей и ищет опоры, кажущиеся ему надежными. Людям трудно поверить в то, что, во всем полагаясь на Небеса, они ни в чем не испытают нужду. Рав Горовиц следовал своему воззрению на Творение, и его видение как привычных, так и сверхъестественных явлений было безмерно глубоким: природа является чудом, а чудо — природой.
Надежное положение земного шара в небесной выси, воспринимаемое чувствами как закон природы, он рассматривает как абсолютное чудо, о чем сказано в Священном Писании: «Подвесивший Землю ни на чем…»[2] — разве это не чудо, постоянно совершаемое Творцом? Нет ничего, что поддерживало бы Землю, не существует никакой основы и фундамента. На чем же в действительности висит этот тяжелый земной шар? — Только на воле Г-спода, ибо Он так определил, и Земля беспрекословно исполняет Его декрет. Устойчивое положение Земли не зависит ни от нее самой, ни от чего-либо другого. Нет в Земле никакой силы, которая соединяет вместе все ее части и поддерживает, чтобы она сохраняла свое положение в небесном пространстве. Что же является ее опорой? — Только Б-жественная воля и Его речение, ибо Он так решил, и стало… Это бесспорное чудо, и в реальности природы вообще не существует. Чудо — это основа, поддерживающая каждый элемент мироздания, и нет ничего, помимо этого. Не следует заблуждаться, полагая, что существуют какие-то независимые силы, ибо это не так, — ведь сказано: «Подвесивший землю ни на чем…»[3] И что ее поддерживает? — Только Б-жественная воля! Это означает, что законы природы — исключительное чудо.
То же самое можно сказать о человеческой жизни. Никто не может заявить, что постиг ее суть, и выносить о ней какие-либо суждения. Единственное, что нам остается, — это открыто признать: тайна жизни выше нашего понимания. Происходящие в ней события мы воспринимаем не разумом, а ощущениями и чувствами, которыми нельзя постичь ее сущность, понять, как видят глаза, как слышат уши, как двигаются ноги и как работает мозг. Это — сокрытые от нас тайны!
Саба из Новардока говорил: «То, что мы воспринимаем как чудо, на самом деле — закон природы. Ибо что такое природа? — Воля Творца, без которой ничто не может существовать! Ведь единственное, что придает природе реальность — это воля Творца. И одним из обязательных условий предоставления ей этого права с Шести дней Творения было то, что она не причинит вреда исполняющим Его волю: “Так сказал Г-сподь: если бы не Завет Мой днем и ночью, законов Небес и земли Я бы не установил”[4]. Соблюдение Торы поддерживает изначальный декрет, и законы природы сохраняют свою действенность»[5].
Суть упования на Небеса раскрыл пророк Ирмеягу: «Так сказал Г-сподь: проклят человек, уповающий на человека и своей опорой считающий плоть, и от Г-спода отдаляется сердце его… Благословен человек, уповающий на Г-спода, и Г-сподь будет его опорой»[6]. Необходимо разобраться в смысле сказанного и понять, зачем пророк дважды повторяет свои слова. Проанализировав суть упования на Небеса, мы приходим к выводу, что оно содержит в себе большое благо и приносит покой душе. Человека, уповающего на Б-га, не тревожат никакие житейские заботы. Ему не свойственно нервозное беспокойство, он не будет скитаться по опасным тропам и прибегать к сомнительным средствам, представляющим угрозу его душе и телу. Он живет сегодняшним днем, не беспокоясь о дне завтрашнем, будучи уверенным в том, что все действительно необходимое получит и без причин и следствий, без чрезмерных усилий и тяжкого труда, без обмана и лжи.
Саба из Новардока говорил: «Человек, уповающий на Небеса, ни в чем не нуждается, не заискивает перед людьми, чтобы добиться их милости и расположения. Он не отклоняется в сторону от своего пути и не продает свои убеждения за чечевичную похлебку. Он не погружен в размышления о бренном существовании, а уверен в том, что ни в чем не будет нуждаться, и в полном покое души воспринимает изменения в своем материальном положении, поскольку твердо знает: к тому, что отмерено Творцом, невозможно ни прибавить, ни убавить даже на толщину волоска. Никакие чрезвычайные ситуации в мире, упаси Б-г, не смогут повергнуть его сердце в ужас. Он полностью уверен в том, что если ему не предопределена горькая участь свыше, то ничто на свете не причинит ему зла. Такой человек следует по жизни без тревог и печали и в покое души радуется своей доле. Он ни в чем не ощущает недостатка в настоящем и не беспокоится о будущем, поскольку знает и чувствует, что все его проблемы и сомнения разрешатся благодаря упованию.
А полагающийся на естественные причины и всевозможные обстоятельства крайне ущербен. Он пребывает в постоянном смятении, вынужден рисковать собой, передвигаясь по опасным тропам и прибегая к сомнительным уловкам, часто грозящим ему гибелью. Он тяжело работает многие годы, подрывает свое здоровье и разрушает духовную жизнь. Ему приходится льстить и пресмыкаться перед каждым, низко кланяться всякому, от кого, как ему кажется, он может получить некое благо. Так он проводит всю жизнь в беспокойстве и страхе из-за того, что, возможно, недостаточно польстил нужному человеку и не сумел извлечь ожидаемой пользы, и боится, что некто мог остаться им недоволен»[7].
Страх не отпускает его даже тогда, когда у него есть все необходимое, как сказано: «Праведный ест для насыщения души своей, а чреву нечестивых недостает»[8]. Разъяснение этому следующее: если у праведника есть необходимое на сегодня, он совершенно не волнуется о завтрашнем дне и ни о чем не беспокоится. Не таков злодей, надеющийся на свои старания, и в результате «чреву нечестивых недостает», поскольку он не ест досыта из-за неуверенности в завтрашнем дне и откладывает на будущее, а потому всегда остается голодным. Уповающий же на Г-спода непоколебим в своих воззрениях и не боится жизненных трудностей, поэтому «ест для насыщения души своей» — и зачем ему страшиться завтрашнего дня? Для того, кто стал на путь упования, полностью полагаясь на Творца, все времена одинаковы. И как Творец позаботился о его пропитании сегодня, так Он обеспечит его и завтра, поэтому ему вообще неведомо беспокойство о будущем.
В книге «Эвен Исраэль» рав Исраэль Салантер, благословенной памяти, говорит о том, что существуют две точки зрения на вопрос упования. Вот мнение автора книги «Ховот Алевавот»: «Упование на Творца необходимо сопровождать собственными действиями, поскольку запрещено надеяться на чудо, хотя для Святого, благословен Он, нет никаких преград, чтобы помочь человеку и спасти его и без каких бы то ни было стараний с его стороны. Тем не менее, то, что можно осуществить своими силами, он обязан сделать»[9].
Однако, согласно мнению Рамбана, упование подразумевает во всех своих потребностях довериться Творцу и не прибегать ни к каким естественным средствам. А из того, что сказано: «“…и врач вылечит”[10], мудрецы Талмуда выводят, что врачам дано право лечить»[11]. Но стремящемуся к совершенству в служении Творцу не придется вообще прибегать к медицинской помощи. И так же в отношении заработка: нет необходимости прилагать усилия, а надо лишь всецело уповать на Всевышнего.
На протяжении всей своей жизни Рав Йосеф Юзл следовал точке зрения Рамбана, всецело полагаясь на Небеса, и Б-жественное Провидение самым неожиданным и непредсказуемым образом постоянно раскрывалось перед ним, и Всевышний помогал ему на каждом шагу в его неустанной деятельности по созданию мира Торы в рассеянии еврейского народа. Многих удивляли его взгляды: возможно ли настолько раскрыть Б-жественную руку в Творении, чтобы всецело полагаться на Небеса и не прилагать практически никаких усилий для заботы о насущных проблемах? На это на протяжении многих лет существования системы ешив «Бейт Йосеф» рав Горовиц давал различные объяснения и ответы.
Один из них следующий: «Представим себе ситуацию, когда некто всецело полагается на определенного человека и ни на кого более. И тому достоверно известно, что он является единственной надеждой и опорой того, кто готов умереть от голода, но ничего не принять ни от кого другого, кроме него. Разве он не сделает для уповающего на него все от него зависящее? И причина этого — исключительно в доверии. Но человек может и не оказать помощи. Возможно, по какой-либо причине он не будет в состоянии предоставить нуждающемуся всего необходимого. Или, даже имея такую возможность, он не до конца осознает, что именно тому требуется и как ему это дать, ведь “…человек не ведает о том, что на сердце его товарища”[12], а человеческие ожидания, потребности и восприятие блага — индивидуальны и сокрыты в сердце, и кто может их представить? К тому же благодетель может вообще не знать, что кто-то ожидает его помощи и рассчитывает только на него. Либо он окажется жестокосердным и пожелает отдалиться от ближнего, приводя логичные доводы: почему тот решил надеяться лишь на меня и не желает самостоятельно позаботиться о себе, предпочитая взвалить на меня бремя своих хлопот? И почему бы другим не помочь ему? Это его проблема, и запрещено проявлять жалость к неразумным людям, а свою ограниченность он уже доказал необъяснимым упованием на меня. Но я ему ничем не обязан, ведь каждый должен заботиться о себе сам.
И все же, несмотря на все верные и справедливые доводы, в большинстве случаев каждый будет чувствовать себя ответственным за поддержку того, кто надеется только на него, не желая получить что-либо от кого-то другого. Ведь, несмотря на все рассуждения, обязанность спасения души распространяется на него в большей мере. И даже самый бессердечный человек сделает все, что в его силах, и мы видим, насколько люди по своей природе склонны проявлять внимание к тем, кто с ними тесно связан, для кого они — источник надежд. И все это касается даже тех, чьи возможности и понимание потребностей ближнего крайне ограничены. Что же говорить о Творце, могущество Которого беспредельно, и Он являет Свою милость каждому творению от зачатия в чреве его матери. Все возможности — только в Его руках, и Он точно знает, что для каждого человека добро и благо»[13].
Саба из Новардока приводит повествование Иерусалимского Талмуда: «Один гер глубоко разбирался в астрологии. Однажды он собрался в путь, но подумал: “Разве сейчас время отправляться в дорогу? Ведь, согласно расположению звезд, путникам грозит опасность”. Но затем он передумал: “Не для того ли я присоединился к святому народу, чтоб отдалиться от всего этого?! Ведь сказано: “Ибо народы эти, которые ты изгоняешь, колдунов и гадателей слушают, а тебе не то дал Г-сподь, Б-г твой”[14]. И он вышел из дома с именем Творца на устах. В дороге на него напал дикий зверь. Гер отдал ему своего осла, которого тот зверь задрал, а сам спасся. Что подвергло его опасности? — Сомнение, выходить ли из дома в “неблагоприятное время”. А что его спасло? — Упование на Всевышнего”[15].»
Саба из Новардока стал великим мудрецом Мусара в первую очередь благодаря бескомпромиссному стремлению к истине. Всю жизнь он работал над исправлением своих духовных качеств, чтобы никакие недостатки и пристрастности не заслонили ему ясное видение картины мира, ведущее к совершенству. Трепетное служение Всевышнему в ешивах «Бейт Йосеф» было отчетливо видно глазу каждого, и там в полной мере исполнились слова последнего пророка Иудеи Малахи: «Вернитесь ко Мне, и Я возвращусь к вам, сказал Г-сподь, Б-г Воинств, и скажете: в чем нам вернуться?»[16], «И вернитесь, и увидите разницу между праведником и грешником, между тем, кто служит Б-гу, и тем, кто Ему не служит»[17].
Рав Горовиц призывал каждого задуматься над тем, что побуждает его колебаться между двумя мнениями — добром и злом, ведь причин может быть только две: либо ему не ясна истина, либо он не способен уверенно следовать своему выбору. Главное свойство человеческого разума — постигать суть явлений, ощущать противоречия и понимать, что невозможно сочетать противоположности. Наш разум призван различать малейшие неточности, чтобы наши поступки соответствовали слову и жизненной позиции. Но если люди понимают суть добра, то почему ведут себя иначе? Если они знают, что значит быть человеком, то почему соблазняются суетой? Отчего сочетают в своей жизни истину и ложь? Ни один здравомыслящий человек не может одновременно совмещать две взаимоисключающие идеи и метаться между ними, поскольку ощущение противоречия — невыносимо и требует выбрать что-то одно, отказавшись от другого.
Рав Йосеф Юзл отвечал на этот вопрос следующим образом: «Только нечувствительный к противоречиям может двигаться одновременно во всех направлениях и совмещать противоположности. Такой человек не знает помех. Куда подует ветер, туда он и ринется первым или последует за другими. У него нет глубокого чувства и ясного мнения о том, соответствуют ли его действия его же постижению, потому что все его ощущения иллюзорны, а у иллюзий нет никаких противоречий и ограничений, и человек может представить себе даже слона, проходящего сквозь ушко иглы»[18].
Искаженное видение картины мира возникает вследствие пороков души, и тяготеющий к лжи во всем ее находит. Изучение Мусара позволяет принимать твердое решение, ясно понимать суть явлений, замечать противоречия, освобождаться от всяких сомнений, полностью себя изменить, обрести ясное мышление, признать и принять правду. Только тот, кто ощущает, что невозможно «колебаться между двумя мнениями», способен найти истину и следовать ей. Поэтому первоочередная задача человека — работать над собой, с воодушевлением изучать Мусар и научиться распознавать противоречия. Лишь тогда он сможет полностью, без колебаний вернуться к Творцу. Его сердце будет всецело обращено к Всевышнему, и он не захочет ничего, кроме того, что для него избирает Тора.
Всем известно, что основа служения Небесам — исправление качеств души в соответствии с ценностями Торы. И если, работая над собой, некто нарушает Закон, то ничего не добьется, даже если ему кажется, что он сокрушает свои желания. Если ему удается сломить свои пристрастности в чем-то одном, то нет никакой уверенности, что он не подвержен им в другом. И только соблюдение Закона является основой для достойных поступков. А намеревающийся лишь сокрушить свои неуместные желания, не сверяя при этом свое поведение с требованиями Торы, сводит на нет всю работу над собой. Саба из Новардока призывал задуматься: насколько человек порой безразличен к истинной цели и смыслу жизни. Но к тому, что лишает его всякого выбора, он испытывает непреодолимую тягу; страсти влекут его в свои сети.
Рав Исраэль Салантер писал в послании «Игерет Амусар»: «Не страсть является причиной греха, а дух нечистоты, охватывающий человека, — ведь грех влечет за собой грех…»[19] Рав Исраэль Салантер говорил о необходимости постоянно анализировать свое состояние, приводя комментарий Виленского Гаона к словам Писания: «“Обратитесь к наставлению Моему: вот Я изолью на вас дух Мой, возвещу вам речи Мои”[20]. — Дух нечистоты противоположен свету Торы, как сказали наши мудрецы, благословенной памяти: “Грех влечет за собой грех, а заповедь влечет за собой заповедь”[21].»
Рав Йосеф Юзл говорил, что люди не стремятся к истине и ошибаются в том, каким образом улучшить свое состояние. Они полагают, что смогут обрести душевное равновесие после удовлетворения всех своих материальных потребностей и осуществления желаний. Но это — большое заблуждение! Не достижение всего желаемого успокаивает душу, а отсутствие страстей. И пока человек не в силах их пресечь и перебороть, ему нет исцеления от бесчисленных невзгод. Этот мир подобен морю: чем больше пить его соленые воды, тем сильнее будет томить жажда. И все попытки утолить жажду из этого источника лишь усугубляют положение. Но насколько же человеку трудно удалить из своего сердца «корень, плодящий горечь и полынь»[22]! Он продолжает верить, что, только удовлетворив все желания своего сердца, обретет спокойствие.
Сколько раз люди убеждаются в том, что, достигнув желаемого, остаются в прежнем состоянии или даже еще в худшем. Имеющий сто, хочет двести, упорно продолжая следовать ложным путем. Возможно, иногда он и понимает, насколько это неразумно, но при первом же влекущем соблазне забывает обо всем своем прошлом опыте и опять ожидает, что насытит свою душу земными удовольствиями этого мира. Однако в результате его голод так и остается неутоленным. А по-другому и быть не может. Сколько не удовлетворяй прежние желания, поток новых никогда не иссякнет, поскольку силы естества ненасытны и безграничны.
И если человек хочет освободиться от зова страстей, для него нет другого совета, кроме как перестать вожделеть, отвлечься от всех возбуждающих соблазнов, ибо в них и заключена настоящая причина всех недугов. Ведомый желаниями подобен тому, кто стряхивает с одежды капли воды, не закрывая при этом кран, из которого она течет. Точно так же невозможно помочь своей душе, не перекрыв поток желаний. Но как к этому прийти? — С вдохновением изучать Мусар, осознать, сколь неразумно следовать за приземленными страстями, и отказаться от них! Только так можно удостоиться настоящего душевного покоя.
Многие затрудняются с поиском истины, боятся положиться на слово Всевышнего и требуют от Него «залога»: если Он разрешит все их жизненные проблемы, то они будут изучать и соблюдать Его Тору. Это свидетельствует об их скудоумии и самолюбии и всегда сопровождается беспокойством о материальном положении. Они верят, что извозчик доставит их на повозке в нужное место, но при этом боятся положиться на Тору, опасаясь, что она не приведет их к счастью, а потому требуют «залога». Очевидно одно: уверенность в том, что было бы лучше без испытаний, проистекает из загрязненного источника приверженности к материальному. Людям кажется, что трудности и испытания лишь подвергают их жизнь опасностям.
Тот же, кто принимает решение с чистым сердцем следовать стезями Торы и уповать на Всевышнего, очень скоро обретает мудрость, и ему становится очевидно, что недостаток кроется лишь в нем самом, поскольку он не полагается всецело на волю Творца и не доверяет свою душу Б-жественному Провидению, ведь «Человеку отмеряют в соответствии с его собственной мерой»[23]. Но как только он начинает жить с упованием на Всевышнего, перед ним раскрывается совершенно другая картина: Б-жественное Учение определяет истинную реальность! И когда некоторые люди видят в соблюдении Торы испытание, вызывающее у них страх, это свидетельствует об их безрассудстве, ибо «Соблюдающий заповедь не будет знать бед»[24]. Верность Б-жественному Завету не может привести ни к каким потерям!
Необходимо стремиться к одному: сломить свои дурные наклонности. А идя на поводу у страстей, люди лишь подливают масла в огонь, и в результате: «Зависть, страсть и стремление к славе исторгают человека из этого мира»[25]. Получается, что следование за своими желаниями — это путь в никуда. И лишь решение прекратить им потворствовать приводит к истинному покою.
Саба из Новардока говорил, что прийти к истине и удостоиться покоя человеку мешают болезни души, из-за которых он испытывает постоянные страдания, о чем предупреждает пророк: «А злодеи — как море бушующее, что не может утихнуть, и воды его извергают грязь и тину»[26]. Если люди не борются со своим естеством, то все больше теряют свободу, и как только хотят подумать о чем-то хорошем, этому препятствуют внезапно пробуждающиеся дурные мысли, становящиеся настолько привычными и навязчивыми, что человек теряет способность вырваться на волю и думать свободно. Он уже не в состоянии размышлять об истине и выверять свои пути. Над его разумом раскинута сеть, он попадает в западню, из которой не может самостоятельно выбраться. И это не потому, что он лишен способностей и глубины постижения, а оттого, что находится в плену.
Рав Йосеф Юзл разъяснил суть заболевания души: «Невероятно, как неустанно и навязчиво одни и те же мысли преследуют неразвитого человека, и он ничего не может с этим поделать. Так происходит, поскольку кратковременные приниженные удовольствия его прошлого сохраняются в памяти, и он погружается в воспоминания о них бесчисленное количество раз. Когда, порой, ему выпадает приятный глоток, он испытывает удовольствие, о котором будет вспоминать и к которому будет стремиться. Он также помнит причиненные ему обиды, унижения и свою неспособность ответить обидчику. Эти переживания повторяются раз за разом, и люди не могут стереть их из своей памяти, в результате чего отдаляются от общества, гневаются на самих себя и на всех к тому причастных»[27].
Насколько же гнетут человека переживания, что он не может освободиться от неоднократно совершенного греха, в котором глубоко увяз! И когда он хочет раскаяться и избавиться от этого бремени, то видит тщетность своих усилий, и над ним продолжает довлеть грех. Сколько размышлений он посвящает этой проблеме, и нет границ его терзаниям. И даже если иногда к нему приходят правильные мысли, они его не успокаивают. Он подозревает, что это лишь временное просветление. Нет излечения от его болезни, и он не может отвлечься от тревог, как сказано об этом в Писаниях: «Мерзость для Г-спода всякий возгордившийся в сердце»[28]. А мерзостью называется только нечто скверное, отвратительное и совершенно неприемлемое.
Рав Йосеф Юзл говорил о том, как складываются жизни людей, далеких от поиска истины: «Существует два вида безысходных ситуаций. Иногда человек ошибается самым принципиальным образом: когда ему нужно на восток, а он поворачивает на запад и с каждым шагом все больше отдаляется от своей цели. А бывают и не столь существенные заблуждения, когда он хотел пойти на восток и направился туда, но была темная ночь, снег покрыл дороги, и его повозка всю ночь кружила на одном месте. Получается, что он все время находится в движении, однако нисколько не продвигается и не видит результата своих стараний. И хотя подобное заблуждение не столь ужасно, как первое, когда он отдаляется от поставленной цели, все же и в этом случае все его усилия оказываются тщетными и безрезультатными»[29].
[1] Теилим 55:23.
[2] Ийов 26:7.
[3] Там же.
[4] Ирмеягу 33:25.
[5] Уровень человека, «Исправление качеств», гл. 7.
[6] Ирмеягу 17:5-7.
[7] Уровень человека, «Пути упования», гл. 1.
[8] Мишлей 13:25.
[9] Ховот Алевавот, «Врата упования», гл.4.
[10] Шмот 21:19.
[11] Бава Кама 85а.
[12] Псахим 54б.
[13] Уровень человека, «Пути упования», гл. 13.
[14] Дварим 18:14.
[15] Иерусалимский Талмуд, Шаббат 86б.
[16] Малахи 3:7.
[17] Малахи 3:18.
[18] Уровень человека, «Точка истины», гл. 1.
[19] Рав Исраэль Салантер, Свет Израиля, «Игерет Амусар».
[20] Мишлей 1:23.
[21] Авот 4:2.
[22] См. Дварим 29:17.
[23] Сангедрин 100а.
[24] Коэлет 8:5
[25] Авот 4:21.
[26] Йешаягу 57:20.
[27] Уровень человека, «Точка истины», гл. 5.
[28] Мишлей 16:5.
[29] Уровень человека, «Точка истины», гл. 7.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.