Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суть сравнения злого начала с римской собакой. Хитрость дурного побуждения.

Рав Нисан Цельникер

Рав Нисан Цельникер[1]

О хитрости дурного побуждения…

«Ведь если станешь лучше — тебе простится, а если нет — то у входа грех лежит, и к тебе влечение его…»[2] Рассказывает Мидраш: «В Риме есть собаки, умеющие добывать себе пропитание. Так они поступают: ложатся возле пекаря и притворяются спящими, чтобы тот не стерег от них свои хлеба, и его окутывает дрема. И тогда собака опрокидывает всю лавку, выхватывает одну буханку и убегает»[3]. Точно так же поступает дурное побуждение: поджидает человека, хитростью заманивает его в свои сети и исчезает.

Необходимо понять суть сравнения злого начала с римской собакой. Иногда человек совершает грех, и его сердце переполняется сожалением. Однако случается, что влекомый дурным побуждением испытывает преткновение, но при этом нисколько не расстраивается, а, наоборот, еще гордится тем, что переборол злое начало. Приведем несколько ярких примеров…

Утром дурное побуждение склоняет человека не надевать тфилин, поскольку уже поздний час и он опаздывает на работу. Однако он пересиливает себя, быстро накладывает тфилин, в спешке, без достаточного намерения сердца прочитывает «Шма Исраэль» и бежит по своим делам, с гордостью ощущая: «Я переборол злое начало».

Человека, занимающегося материальными делами, дурное побуждение склоняет нарушить шаббат, чтобы он заработал или не потерял свои средства. Однако он не следует зову злого начала полностью отступиться от заповеди, а лишь выхолащивает ее святость: опаздывает к началу субботы или заканчивает ее раньше времени. При этом он еще восхваляет себя: дурное побуждение пыталось сокрушить меня, но у него ничего не вышло!

Некто спорит со своим товарищем, ссора между ними перерастает в жуткую ненависть, в его сердце вскипает гнев, и он хочет растоптать ближнего и принизить его до самого праха. Однако он находит в себе силы перебороть себя и ограничивается лишь унижающими оскорблениями. В результате он еще восхищается собой, полагая, что сдержался и проявил силу духа.

Сегодня вероотступники нисколько не стесняются демонстрировать свои медные лбы, стремясь искоренить из этого мира всю Тору: шаббат, чистоту еврейской души, традиционное воспитание последующих поколений. Однако трепещущие перед словом Г-спода не ведут против них бескомпромиссную войну, но лишь слегка обороняются и соглашаются на всевозможные компромиссы. И при этом они еще считают, что добиваются успеха и устраняют замыслы злодеев из этого мира.

В этом и заключается хитрость дурного побуждения. Оно намеревается единожды привести человека только к легкому греху. Но для того, чтобы он не почувствовал своего падения, не сожалел о содеянном и не раскаялся, вначале оно искушает его большим и страшным грехом, оставляя место для компромисса, чтобы человек считал, что вообще не соблазнился зовом злого начала, а, наоборот, одержал над ним победу: «Таков путь дурного побуждения: сегодня скажет ему: сделай так, а завтра: сделай эдак, пока не призовет: ступай, поклоняйся идолам»[4]. И этот несчастный совершенно не ощущает, что пал в сражении и всецело оказался в сетях злого начала, управляющего им по своему желанию.

Именно это поведали нам мудрецы в Мидраше о римских собаках, которые не хотят выхватить только одну буханку хлеба, чтобы утолить свой голод. Их главная задача — усыпить бдительность пекаря, чтобы тот не видел угрозы со стороны собак и не остерегался их в будущем. Пес в своей хитрости притворяется, что хочет похитить все буханки, чтобы продавец возрадовался тому, что тот смог стащить только одну из них, и восхвалял себя, что ему удалось прогнать собаку и спасти все остальные хлеба. После этого он снова предается дреме.

Из этого следует вывод: каждому, согласно его уровню, необходимо остерегаться, чтобы в трепете перед Небесами не уступить дурному побуждению даже на толщину волоска, ибо именно этого оно и желает. Необходимо укрепить сердце и следовать путями, проложенными нашими отцами.


Мир сотворен для меня…

«Человек должен понять: мир сотворен для меня!»[5] Мир создан для каждого, чтобы он наслаждался милосердием Г-спода, наполняющим все мироздание! Разница в воззрениях на связь человека с миром отличает возвышенного мудреца от заурядной личности. Мудрец видит единство Творения, постиг свои особенности, не заблуждается в происходящем и совершает верный расчет, как ему использовать потенциал этого мира для своего духовного подъема и для пользы окружающих.

Заурядная личность при виде бескрайнего Творения считает себя чем-то вторичным и следует по жизни без внимательных наблюдений и глубоких замыслов. Такой человек не стремится определить, в чем его задача и как его поступки реализуются в мироздании; есть ли от этого польза ему самому и другим. Он растворяется в пустом и приниженном и не задумывается: «Если не я за себя, то кто за меня? Но если я за себя, то что я? И если не теперь, то когда?»[6] Если не установить постоянное время для размышления о своем положении, то можно оказаться одиноким и опустошенным в этом бескрайнем Творении. Состояние души такого человека описал царь Давид: «Посмотри направо и увидишь: и нет знакомого мне, не стало убежища для меня, никого не волнует душа моя»[7].

Человек должен смотреть на себя так, как будто в этом мире он один, без друзей и товарищей, и только Всевышний, благословен Он, остается у него. Единственное, что он должен делать — это реализовывать свои воззрения, формирующиеся у него в результате уединенных размышлений о себе и о мире. Но необходимо не спутать деяния, не ошибиться в рассуждениях и не следовать примеру других. И, находясь в месте смешения добра и зла, стараться во всех ситуациях изыскать добро и отвергнуть зло, всей своей мощью вести войны за Б-га во имя спасения своей души — части Б-га свыше — дабы в надлежащее время возвратить ее в чистоте Г-споду, спустившему ее в нижний мир.


Сокрытое и явное в подсознании…

«И пришли двадва. Один (пришел) истребить Сдом, а другой — спасти Лота, и он же приходил исцелить Авраама. А третий, приходивший известить Сару (о рождении сына), ушел, исполнив поручение. ангелаангела. (Почему же) в другом месте [18, 2] их назвали “мужами”? Когда Шехина была с ними названы, “мужами”. Другое объяснение: что касается Авраама— который был наделен великой силой, и ангелы у него бывали так же часто, как люди. (Писание) называет их “мужами”. Но (там, где говорится) о Лоте, называет их “ангелами” [Берешит раба 50]. в Сдом вечеромвечером. Неужели так много (времени) занял у ангелов путь из Хеврона в Сдом? Но это были ангелы милосердные, они медлили: быть может, Авраам сумеет заступиться за них (за жителей города)., а Лот сидел во вратах Сдомаа Лот сидел во вратах Сдома. Написано ישב (опущена буква “вав”). В тот день назначили его судьей над собой [Беpeшит раба 50].. И увидел ЛотИ увидел Лот…. В доме Авраама научился гостеприимству., и поднялся им навстречу, и поклонился лицом до земли. И сказал он: вот ныне, господа моивот отныне (прошу), господа мои. Вот ныне вы господа для меня, потому что проходили мимо меня (через то место, где я живу). Другое объяснение: прошу вас, остерегайтесь этих преступных людей, чтобы они не обратили на вас внимания, и вот вам добрый совет:, зайдите в дом раба вашего и переночуйте, и омойте ноги вашии переночуйте и омойте ноги ваши. Но разве так принято у людей, чтобы сначала переночевать, а затем омыть (ноги)? И к тому же ведь Авраам сказал им сначала: “омойте ваши ноги”. Но Лот сказал себе так: Если придут жители Сдома и увидят, что (путники) уже омыли свои ноги, на меня возведут навет, говоря: “Минуло уже два или три дня, как (чужие) вошли в твой дом, а ты нас не уведомил”. Поэтому (Лот) решил: “Лучше пусть остаются здесь, (не смывая) праха с ног, чтобы казалось, будто они только что пришли”. Поэтому он сказал сначала “переночуйте”, а затем “омойте”., и подниметесь рано утром, и пойдете своим путем…»[8] Раши поднимает вопрос: «Но разве у людей принято сначала ночевать, и лишь потом омыть ноги? Авраам так и сказал: “…и омойте ваши ноги, и расположитесь под деревом”[9]. Но Лот посчитал иначе: если жители Сдома придут и увидят, что путники уже омыли свои ноги, они обвинят меня: прошло уже два или три дня, как гости вошли в дом твой, а ты не сообщил нам об этом. И Лот решил: пусть лучше останутся с прахом на ногах, чтобы казалось, будто они только что пришли. Поэтому он сначала сказал “переночуйте”, и лишь затем “омойте”»[10].

Тора повествует о том, как Лот прибегнул к ухищрению, дабы защитить себя от обвинения грешного Сдома. В начале недельной главы Вайера Раши разъясняет, почему Авраам просил гостей омыть ноги перед входом в его шатер: «Авраам думал, что они кочевники, поклонявшиеся праху на своих ногах. А он был внимателен в том, чтобы не внести ничего языческого в свой дом. Но Лот не относился к этому столь строго и предоставил им ночлег перед омовением»[11]. Из этого следует, что Лот не предложил путникам омыть ноги перед тем, как они войдут в его дом, все же из-за некоторого безразличия к идолопоклонству, а не только из опасения претензий со стороны жителей Сдома.

Это важная тема в Учении о силах души: нередко человек идет на легкие послабления в духовных вопросах, находя себе оправдания, выглядящие вескими и убедительными. И всякий, видящий его деяния, верит в их искренность. Но в действительности все совсем иначе. Если бы для человека была важна заповедь, он никогда бы ею не пренебрег. Он находит разные надуманные доводы и оправдания лишь для того, чтобы облегчить свою совесть. Но на самом деле для его нарушения или упущения не было крайней необходимости.

Точно так же случилось с Лотом. Как известно, мыслители Сдома приняли извращающие правосудие законы и постановили: «Запрещено оказывать милосердие, а делающий добро заслуживает смерть». Повествует Талмуд: «Одна девушка вынесла голодному путнику кусок хлеба, скрывая его в глиняном кувшине, и когда об этом стало известно, ее, в назидание другим, вымазали медом и поместили на вершине городской стены, где ее до смерти искусали пчелы. Именно поэтому “И сказал Г-сподь: вопль Сдома и Аморы, ибо велик он стал, и их грех, ибо стал он тяжким весьма”[12]. Рав Йеуда от имени Рава отмечает: на Святом языке слово “רבה” — велик, пишется так же, как “ריבה” — девушка»[13]. Как низко пали жители Сдома в своей злобе и жестокости — предали девушку страшной смерти лишь за то, что она накормила голодного!

Однако, несмотря на то, что Лот был назначен судьей, он не поступал по обычаям Сдома. Увидев путников, он поднялся им навстречу, поклонился до земли и упросил войти в свой дом. Это был самоотверженный поступок, из-за которого содомитяне окружили его дом и угрожали: «Теперь мы поступим с тобой хуже, чем с ними…» Лот знал, какой опасности подвергает себя, принимая в своем доме гостей, но он научился гостеприимству у Авраама, и эта заповедь была для него важной.

А теперь нечто удивительное: если Лот был готов пойти на самопожертвование во имя заповеди, то почему не исполнил ее в совершенстве? Из-за чего не предложил гостям омыть ноги, прежде чем они войдут в его дом, ведь он и так нарушил обычай Сдома и подверг себя опасности. Конечно, можно сказать, что Лот хотел уменьшить нависшую над ним угрозу, однако если бы для него было важно избежать в своем доме любого проявления идолопоклонства, то это соображение перевесило бы боязнь расправы жителей Сдома. Но поскольку угроза наказания пересилила неприятие Лотом языческих обычаев, можно сделать вывод, что это не было для него настолько существенным.

Итак, мы приходим к важному выводу: видя людей, совершающих определенные действия, причины которых нам кажутся понятными, мы можем делать лишь поверхностные суждения. Ведь истинное намерение глубоко сокрыто в сердце человека. И во избежание ошибки, нам следует внимательно проверять свои собственные подсознательные мотивации, чтобы выяснить, не проистекают ли наши действия из-за недомыслия или пренебрежения к заповеди.


О наказании за пренебрежение к Торе…

«И было: она (жена Потифара) говорила с Йосефом ежедневно, а он не слушал ее, чтобы лечь с ней, быть с ней»[14]. Сказано в Талмуде, что Йосеф обвиняет нечестивцев: «Приходит грешник на суд, и его спрашивают: почему ты не занимался Торой? Если он отвечает: я был красив, и меня захлестывало дурное побуждение, то ему говорят: неужели злое начало влияло на тебя больше, чем на Йосефа? Рассказывают о праведном Йосефе: каждый день жена Потифара пыталась соблазнить его своими речами; одежды, что надевала утром, не носила вечером, склоняла его к греху, но он отказывался. Она угрожала ему заключением в темницу, а он отвечал: “Г-сподь освобождает узников”, грозила расправиться с ним, а он произносил: “Г-сподь распрямляет согбенных”, угрожала ослепить, и Йосеф изрекал: “Г-сподь раскрывает глаза слепым” предлагала ему тысячу серебряных монет “чтобы лечь с ней, быть с ней”, но он отказался “лечь с ней” в этом мире и в результате “быть с ней” в Грядущем мире»[15].

Необходимо понять, что это за оправдание «меня захлестывало дурное побуждение», которое приводит грешник, чтобы оправдать себя за упущение в изучении Торы. Допустим, бедный и богатый смогут что-то сказать в свою защиту. Бедный будет оправдываться тем, что был занят заботами о пропитании, а богатый заявит, что все время у него уходило на управление своим имуществом, поскольку эти действия разрешенные. Но грешник своим ответом лишь усугубляет вину!

Рав Ицхак Блазер говорил: «Из этого мы можем увидеть, как строго наказание за пренебрежение Торой и насколько это тяжелее других грехов, — ведь нечестивец в полном смятении духа признается в других грехах, лишь бы уменьшить наказание за этот». Это похоже на ребенка, который некоторое время прогуливал школу. Когда об этом стало известно его отцу, сын объяснил свои пропуски болью в спине. Отец спросил, из-за чего это случилось, и ребенок в оправдание ответил, что упал с дерева, когда воровал яблоки в соседском саду. Он понимал, что ему придется ответить за кражу яблок, но наказание за это будет меньше, чем за пропуск уроков.


Раскаяние зависит от исправления качеств…

Человек, захлестнутый страстями, утрачивает господство над собой своего мышления. Это напоминает устройство, внутренний механизм которого поврежден и все детали расшатаны, в результате чего оно не работает. Дурные свойства ослабляют мышление, которое начинает воспринимать добро как зло, не видя между ними никакой разницы. Он считает, что Тора разрешила этот запрет, как сказано: «Это ты делал — но Я молчал. Ты вообразил, что Я подобен тебе? Я буду упрекать тебя и разложу (твои грехи) перед твоими глазами»[16]. И так же, как меняют сломавшиеся детали, человек должен исправить свои качества души, чтобы его мышление вернулось к нормальному состоянию.

Это объясняет, почему раскаяние зависит от исправления качеств души. Так сказал пророк: «Передо Мною не трепещете, — речение Г-спода, — Меня ли не боитесь? — Ведь Я сделал песок границей морю законом вечным, который оно не преступит; и бушуют волны, но не могут, и ревут, но не преступят его»[17]. Из этого мы видим обращенное к нам повеление установить четкие границы, дабы явственно различать между запрещенным и разрешенным.


Мир сотворен для меня…

«Человек должен понять: мир сотворен для меня!»[18] Разъясняет Раши: «Я важен, как весь мир, и не утрачу его из-за одного греха…»[19] Добрые дела людей строят миры, а злые — их разрушают. Закон предписывает нам нарушить святой шаббат ради спасения одного человека, даже если это позволит ему прожить лишь считанные минуты.

Мы находим, что весь мир можно спасти от пропажи даже одним небольшим действием, как сказано в Талмуде: «Мир существует в заслугу того, кто сохраняет самообладание в час ссоры»[20]. Во время разгорания конфликта между двумя людьми каждый считает себя правым, а другого — виноватым. Если человек способен выстоять в испытании, промолчать и не ответить обидчику, то он спасает мир от разрушения.

Точно так же каждый человек, исполняющий заповеди Торы, когда это противоречит его природе, достоин слов: «Мир сотворен для меня!» Об этом сказал Виленский Гаон: «Основа жизненности человека — постоянное исправление своих дурных качеств. И если некто этого не делает, то зачем ему жизнь?!»[21] Весь мир был сотворен для того, чтобы человек исправил свою природу!

Рав Ицхак Кот

Рав Ицхак Кот[22]

О Древе Познания…

Когда Всевышний спросил Первого человека, почему тот вкусил от плода Древа Познания добра и зла, он ответил: «Жена, которую Ты дал мне, — она дала мне от этого дерева, и я ел»[23]. Учат наши мудрецы из слов Адама: «Ел и продолжаю есть»[24]. Как наши мудрецы увидели такое в словах Адама?

В этом суть природы человека: если он поступил неподобающим образом, то под различными предлогами пытается не признаваться в своем поступке. В сердце он сожалеет о содеянном и стыдится совершенного греха, оказавшись не в силах выстоять в испытании.

Такое произошло с нашей праматерью Сарой, которая отрицала свое прегрешение: «И отрекалась Сара, говоря: я не смеялась, — ибо страшилась…»[25] Саре было трудно подтвердить некое недоверие к словам Б-га живого о том, что в старости она родит сына, и праведница глубоко раскаялась в этом в своем сердце. Но Адам открыто признал, что вкусил от плода Древа Познания, ибо сожаление уже остыло в его сердце, из чего следовало, что он продолжал есть запрещенное.


О бесценном сокровище…

«Я радуюсь Твоему речению, как нашедший бесценное сокровище»[26]. Почему царь Давид сравнивает постижение Торы с бесценным сокровищем, а не с находкой? Причина в следующем: то, что человек обретает в результате тяжелого труда, имеет для него большое значение. Так сказал царь Шломо: «И возвысился я, и добавил больше всего, что было до меня в Иерусалиме, и мудрость моя осталась при мне»[27]. Мудрость, которую мы постигли в борьбе и трудностях, сохраняется у нас навсегда.


О безграничном уповании…

Такое предание было в Доме Давида от царя Йеошафата: «Даже если меч коснулся твоей шеи, не переставай уповать на Б-жественное милосердие…»[28] Нередко, оказываясь в тяжелом положении, человек опускает руки и испытывает отчаяние, как, например, при опасной болезни, тяжелых страданиях и приближении смерти. Такое происходит, когда люди узнают о том, что соседний город захвачен безжалостным врагом, и преисполняются страха от того, что их может ожидать та же участь.

Мудрецы нас учат: запрещено падать духом даже при реальной и неотвратимой угрозе. И это не только при приближении врага, но даже если город уже захвачен и меч коснулся твоей шеи, все равно необходимо уповать на Б-жественное милосердие. Всегда следует понимать: все зависит от решения Небес, и никто не может даже поднять палец, если ему не будет на то позволения свыше. Все несчастья происходят только согласно Б-жественному Провидению с точностью до толщины волоска. В такие мгновения не следует отчаиваться при мысли, что меч перережет твое горло, ибо, возможно, Б-жественный декрет заключался лишь в том, чтобы устрашить человека, и он совершил полное раскаяние, и не более того, ибо «Б-жественное спасение приходит в мгновение ока».

Талмуд учит это из повествования Танаха о царе Хизкиягу: «В те дни смертельно заболел Хизкиягу, и пришел к нему Йешаягу, сын Амоца, пророк, и сказал ему: так изрек Г-сподь: оставь завещание дому твоему, ибо ты умрешь и не будешь жить»[29]. Но праведный царь всецело полагался на Творца, благодаря преданию, полученному от своих отцов (царя Давида и царя Йеошафата, шеи которого коснулся меч царя Арама), и удостоился спасения от смертельной болезни благодаря упованию на Всевышнего. И вот, слова пророка — небесный декрет, но упование праведного царя привело к его отмене и чудесному спасению.

Так складывается судьба каждого, кто обладает сильной верой и упованием на Г-спода, знает, что все — с Небес и ничто в нижнем мире не может произойти без решения свыше. Такой человек никогда не испытает страха и отчаяния и не падет духом ни при каких событиях, даже если они очень близки и реальны. Всегда следует уповать на Всевышнего и верить в то, что спасение вскоре наступит!

Рав Шмуэль Панич

Рав Шмуэль Панич[30]

И слава придет…

«И поработили египтяне сынов Израиля тяжкой работой (мягкими устами)»[31]. Наши мудрецы дали два толкования слова «פרך» — тяжкая работа и мягкие уста (ухищрение). Хитрость египтян заключалась в том, что они объявили «субботник» для строительства городов Питом и Раамсес. На работу вышел сам царь Египта, высокопоставленные сановники и простой народ. Когда люди увидели, что даже фараон принял участие в строительстве, то все с воодушевлением к нему присоединились. Такова природа человека — внимать слову правителей. Постепенно египтяне оставляли работы, а евреи оказались в западне и были принуждены к непосильному труду.

Таков путь людей в духовных вопросах. Они не спешат осмыслить суть и последствия событий, а тянутся за другими. Вторую версию того, как произошло порабощение, объяснили наши мудрецы: вначале египтяне платили евреям за каждый изготовленный кирпич и записывали их количество в ведомостях, которые позже использовали надсмотрщики, требуя от евреев выполнения рабочей нормы уже бесплатно.

Из этого тоже можно многое понять о природе человека, готового соблазниться любым мелким искушением. Люди стремятся за грошами в расчете на большую прибыль в будущем. Первую же заработанную мелкую монету фантазия человека представляет ему как залог жизненного успеха. И это побуждает его отдалиться от Торы, поскольку он опасается, что она не дарует ему благополучия, как материальные занятия, хотя в данный момент они приносят ему лишь мелкие монеты. Но он рассчитывает на то, что с течением времени разбогатеет, и весь мир окажется у него «на ладони». Однако в действительности этого не происходит: небольшой выигрыш лишает его духовности, а его фантазии не реализуются. Ведь все материальное предназначено только для проверки: есть ли у человека силы выстоять в испытаниях или он сломается под их тяжестью, и тогда пропадут даже мелкие монеты, а сам он лишится всего как в духовном, так и в материальном.

В отличие от всего народа Израиля колено Леви выстояло в этом испытании и не соблазнилось ни заработком, ни иллюзорным успехом, а следовало духовными стезями. Этот мир никак не влиял на них, они не вышли на работы в самый первый день и в результате не были порабощены, полностью сохранив свободу на все время египетского изгнания.

Необходимо понять, как колено Леви смогло избежать Египетского рабства, ведь Всевышний объявил Аврааму Свой декрет: «Знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет… И над народом, которому они будут служить, Я произведу суд…»[32] Важно знать: проклятия «В поте лица своего будешь есть хлеб…»[33] можно избежать, если освободиться от материальных оков и устремиться к духовности, не приходя к заблуждению о том, что «сила моя и мощь моей руки принесли мне это богатство»[34]. Именно это и произошло с коленом Леви: оно не поддалось на ухищрения египтян, в результате чего на него не распространился декрет и оно сохранило полную свободу.

Эту ситуацию наглядно демонстрирует бык, устремляющийся за душистой травой, и даже маленький ребенок может привести его на скотобойню, поманив охапкой свежего сена. Отделение от материальности уменьшает испытания и приводит к истинной свободе и покою души. Человек хочет изучать Тору, но волнуется о том, чтобы его достоинства не остались незамеченными другими людьми и к нему относились с почтением. Ему следует перебороть себя, не обращать внимания на все внешнее и поверхностное, и тогда он удостоится истинной славы. И если он будет так поступать, за ним последуют другие. Цельное сердце порождает совершенные деяния, становясь Живой Торой. Из них, как говорил наш учитель, мы можем учить истину и доверять им, как точнейшему хронометру, сверяя по ним свое «время». Они становятся эталоном, по которому каждый сможет определить правильность своих часов.

Библиография

    «Мадрегат Аадам» — «Уровень человека» рав Йосеф Юзл Горовиц — Саба из Новардока.
    «Тнуат Амусар» — «Движение Мусар» рав Дов Кац.
    «Бесуфа убесаара» — «В буре и в вихре» рав Шмуэль Вайнтройб.
    «История движения Новардок» рав Шмуэль Вайнтройб.
    «Рав Гершон Либман» рав Яаков Эльхарар.
    «Лев Арье» рав Йеуда Лейб Некрич.
    «Гвилей Эш» — «Огненные свитки» рав Бен Цийон Брук.
    «Мусар Ведаат» — «Мусар и Знание» рав Авраам Яфен.
    «Дегель Амусар» — «Знамя Мусара» рав Гершон Либман.
    «Игьоней Амусар» — «Размышления Мусара» рав Бен-Цийон Брук.


Якорь


ПРЕДЫДУЩИЕ ИЗДАНИЯ

МУСАРА МУДРЕЦОВ ЛИТВЫ


Книги:

    Уровень человека (2 тома) — Мусар ешивы Новардок, Саба из Новардока
    Совершенная мера и биография Виленского Гаона
    Основы Знания — Мусар Дома Учения в Кельме, рав Моше Розенштейн
    Тайное Учение ешивы Тельз (2 тома), рав Маариль Блох
    Свет Израиля — Суть Учения Мусар и биографии мудрецов Мусара, рав Исраэль Салантер и рав Ицхак Блазер
    Анализ души, рав Мендель Лефин из Сатанова с комментарием «Жемчужины Учения Мусар»
    Мусар Дома Учения в Кельме (2 тома), рав Симха Зиссель Бройде Зив — Саба из Кельма
    Мусар ешивы Слободка (Хеврон), рав Натан Цви Финкель — Саба из Слободки
    Мусар ешивы Новардок, рав Йосеф Юзл Горовиц — Саба из Новардока


КД с аудиолекциями по Танаху и еврейскому мировоззрению раввина Хаима Бурштейна


    Еврейский взгляд на мир — 40 лекций
    Книга Йегошуа — 12 лекций
    Книга Судей — 20 лекций
    Цари Израиля (I) — Книга пророка Шмуэля — 20 лекций
    Цари Израиля (II) — Книга царей — 25 лекций
    Книга пророка Йешаягу — 62 лекции
    Книга пророка Ирмеягу — 40 лекций
    Книга пророка Йехезкеля — 34 лекции
    Последние пророки Иудеи (Хагай, Зехария, Малахи) — 20 лекций
    Книга Даниэля — 20 лекций


[1] Рав Нисан Цельникер, да отомстит Всевышний за его кровь, родился в Бобруйске (Белоруссия), учился в ешивах «Бейт Йосеф» в Гомеле и Белостоке. В начале Второй мировой войны раввин с учениками ешивы Белосток бежал в Вильну и переехал в Бирж (Биржай), где погиб во время Катастрофы европейского еврейства.

[2] Берешит 4:7.

[3] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 22.

[4] Шаббат 105б.

[5] Сангедрин 37а.

[6] Авот 1:14.

[7] Теилим 142:5.

[8] Берешит 19:1-2.

[9] Берешит 18:4.

[10] Раши, Берешит 19:2.

[11] Раши, Берешит 18:4.

[12] Берешит 18:20.

[13] Сангедрин 109б.

[14] Берешит 39:10.

[15] Йома 35б.

[16] Теилим 50:21.

[17] Ирмеягу 5:22.

[18] Сангедрин 37а.

[19] Раши, там же.

[20] Хулин 89а.

[21] Совершенная мера, гл. 1.

[22] Рав Ицхак Кот, да отомстит Всевышний за его кровь, родился в местечке Дрогичин (Белоруссия), учился в ешиве «Бейт Йосеф» в Белостоке. После захвата части Польши Красной армией, был арестован и вскоре погиб от голода и болезней в советском лагере. Место его захоронения неизвестно.

[23] Берешит 3:12.

[24] Мидраш Рабба, Берешит, гл. 19.

[25] Берешит 18:15.

[26] Теилим 119:162.

[27] Коэлет 2:9.

[28] Брахот 10а.

[29] Йешаягу 38:1.

[30] Рав Шмуэль Панич, да отомстит Всевышний за его кровь, родился в городе Едвабне (Польша), возглавлял один из филиалов ешивы «Бейт Йосеф» в Киеве. После перехода польской границы он преподавал в ешиве в Межириче. Его родители жили в Америке, были состоятельными предпринимателями и присылали ему крупные суммы денег, которые он целиком отдавал на содержание ешив «Бейт Йосеф» в Польше. Он полностью покрыл расходы на первое издание книги Сабы из Новардока «Уровень человека». Рав Шмуэль женился на сестре главы ешивы рава Давида Бляйхера. В начале Второй мировой войны раввин с группой учеников ешивы бежал в Литву. Они расположились в Неменчине, где были уничтожены во рвах массового уничтожения во время Катастрофы европейского еврейства.

[31] Шмот 1:13.

[32] Берешит 15:13-14.

[33] Берешит 3:19.

[34] Дварим 8:17.

 

 

 

 

Под Семью Заповедями потомкам Ноя понимается полное наставление, данное людям для ведения угодной Б-гу жизни. Свое название это наставление получило по праведнику Ною, а не по первому человеку, Адаму. Читать дальше