Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Задача человека — подняться на такую ступень, чтобы в праведности своих деяний он уподобился Творцу. Необходимо устранить завесы, отделяющие нас от Источника нашего происхождения

Предисловие составителя

Уважаемый читатель!

Мы рады представить Вашему вниманию книгу «Мусар ешивы Новардок», раскрывающую воззрения и пути в святости великого мудреца Торы рава Йосефа Юзла Горовица, широко известного в еврейском народе как Саба (Дедушка) из Новардока. Предназначение этой книги — изучение вознесенных духовных сил человека, сокровищ его души и постижения пути утонченного служения Небесам, приближающего сыновей Израиля к духовному состоянию, в котором Б-г пожелал видеть человека, сотворив его по Своему образу и подобию.

Мусар ешивы Новардок — это мудрость Торы, помогающая нам искоренить пороки и изъяны сердца, обрести возвышенные качества души, научиться верному суждению, прийти к упованию на Небеса и видению истинной картины мира, исправить связанную с нами часть мироздания и сделать окружающую нас действительность возвышенной и утонченной. Каждая идея этой книги мотивирует к выверению мышления и очищению сердца для восприятия Б-жественного Знания, наполняющего душу трепетом перед Небесами.

Учение Мусар — это полноводный источник знания о путях служения Небесам, и в нем есть место для многих дорог и тропинок, ведущих к этой возвышенной цели. Каждый мудрец выбирает для себя стезю, наиболее подходящую его духовным свойствам. Многие учителя Мусара полагали, что человек должен исправлять свои недостатки, искоренять изъяны и обретать возвышенные качества последовательно и постепенно, но Саба из Новардока не приемлил такого подхода и считал необходимым устранить сети дурного побуждения сразу и полностью.

Рав Йосеф Юзл Горовиц — Саба из Новардока — проложил уникальный путь в Учении Мусар. Во время Первой мировой и гражданской войн, а также советских репрессий он основал десятки ешив во многих городах России и спас души тысяч еврейских юношей и их потомков от духовной гибели. Воззрения рава Горовица на природу души и Творения изложены в его многочисленных уроках Мусара, произнесенных в ешиве Новардок и изданных его учениками в книге «Уровень человека».

Перед Вами биография великого учителя, история движения Новардок и основы его Учения, которое не потеряло актуальности и в наши дни — столетие спустя.

С благодарностью Всевышнему, милость Которого не оставляет нас ни в одном поколении, мы удостоились раскрытия великого света, источник которого некогда находился в ешиве Новардок (Новогрудок) — небольшом белорусском городке, на протяжении веков славившемся своей еврейской общиной. Этот Дом Учения основал рав Йосеф Юзл Горовиц (1848-1920 гг.), известный в народе Израиля как Саба (Дедушка) из Новардока. Он родился в литовском городке Плунге (Плунгян) в семье раввина, обладал глубочайшей мудростью и возвышенными качествами души.

В Мемеле (Клайпеда) он встретился с основателем Учения Мусар равом Салантером, и это полностью перевернуло его жизнь. Лишь только увидев величие рава Исраэля Салантера, он незамедлительно оставил все материальные дела и полностью посвятил себя Торе и чистой вере. Раввин пришел к видению истинной реальности и в особой мере раскрыл перед собой существование Творца.

Рав Йосеф Юзл отправился в Ковно (Каунас), дабы воспринять Учение Мусар у учеников рава Исраэля Салантера: рава Ицхака Блазера, рава Нафтали Амстердама и рава Авраама Шинкаря. Он поступил в Колель Ковно и посвятил все свои силы изучению таинств души человека, освободился от земного и устремился к возвышенному. В глазах современников он олицетворял полное чудо, став человеком, в одночасье сломавшим оковы, связывающие его с этим миром, совершил полный переворот в душе, коренным образом изменив свою жизнь.

После нескольких лет учебы у великих учителей Мусара в Колеле Ковно рав Горовиц решил отделиться от общества и продолжить свое служение Творцу и исправление качеств души в уединении в Слободке. Нам ничего не известно о пути его служения в добровольном заточении, но у него было много книг: Талмуд, Галаха, Мусар, и все дни и ночи напролет он посвящал их изучению. Однако основой его занятия было исправление себя, согласно бескомпромиссному пути Мусара, которым много лет спустя последовали его ученики. За полтора года уединения в Слободке и семь лет, проведенные в лесной хижине возле Новоельни, раввин многое открыл для себя, исправил свои духовные качества, искоренил недостатки, обрел достоинства, пришел к глубокой вере и упованию на Небеса, после чего вышел в мир и повел своим путем тысячи сыновей Израиля.

Главным делом жизни рава Йосефа Юзла Горовица стало основание в 1896 г. ешивы в городе Новардок и в дальнейшем целой сети ешив «Бейт Йосеф» во многих городах Восточной Европы, в результате чего он стал широко известен как Саба (Дедушка) из Новардока. Учитель был убежден в том, что только глубокое постижение Торы формирует личности, совершенные в знании Б-га, прямые душой и чистые сердцем, единственным помыслом которых становится выверение истины в каждом своем поступке. Их души обретают силу, и никакие веяния в мире не могут их поколебать.

Как только стало известно о том, что «затворник из Слободки» открыл ешиву, основанную на его бескомпромиссных путях в Учении Мусар — исправлении качеств души и уповании на Небеса, в нее потоками хлынули молодые люди со всех концов света: из далеких городов России, с Кавказа, юноши из хасидских семей Украины и Польши, стремившиеся к трепетному служению Б-гу. И хотя это была литовская ешива, требовавшая от учащихся высокого уровня знаний, раввин принимал всех, не отказывая ни одному желающему. Уроки Мусара, которые Саба из Новардока преподал в стенах ешивы и за ее пределами, раскрывают еврейский взгляд на Творение. Они были записаны его учениками и опубликованы в книге «Уровень человека», первые издания которой вышли в свет в Польше.

Рав Йосеф Юзл Горовиц обладал глубочайшими знаниями Торы, Танаха, Талмуда и Мидраша. Его выступления и беседы основывались на важнейших первоисточниках, глубокий анализ которых раскрывал сокровенные тайны Знания, пробуждая в сердцах слушателей трепет перед Небесами. Он был неиссякаемым полноводным кладезем мудрости и давал многочасовые уроки выдающимся в Знании.

Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят о том, что задача человека — подняться на такую ступень, чтобы в праведности своих деяний он уподобился Творцу. Необходимо устранить завесы, отделяющие нас от Источника нашего происхождения; и до тех пор, пока мы этого не сделаем, — не исполним своего предназначения, будем злоупотреблять дарованной нам жизнью и осквернять свое величие. Из Священного Писания явственно следует, что уподобиться Б-гу означает обрести Его качества и следовать Его путями так, как они раскрываются перед нами в мироздании.

Книга «Мусар ешивы Новардок» является чудесным средством для постижения мудрости трепета перед Небесами и обретения возвышенных качеств души, столь необходимых каждому еврею для соблюдения заповедей, которыми Творец мира освятил Свой народ, даровав нам с Небес Свое Б-жественное Учение. Сказал пророк Малахи — последний пророк Иудеи: «Если учитель подобен ангелу Б-га Воинств, пусть ищут Тору из его уст» (Малахи 2:6). Именно таким человеком был великий мудрец Мусара рав Йосеф Юзл Горовиц — Саба из Новардока …

Сегодня, через сто лет после его кончины, можно без сомнения сказать: своим Учением он изменил Творение. Рав Йосеф Юзл Горовиц был литовским раввином, который покинул Литву и отправился на восток — в Белоруссию, Украину и Россию, чтобы в те сложные для нашего народа дни помочь евреям, более далеким от источников Знания. У нас нет возможности увидеть возвышенный образ раввина, услышать его голос, не сохранилось даже его фотографии. Но мы можем узнать о его жизни и путях в святости и постараться приблизить себя к его великому образу, исправить свои качества, обрести достоинства, дабы достичь «Уровня человека». Вся его деятельность была направлена на пользу евреям России, и наследие ешивы Новардок для нас — выходцев из этой страны — в высшей степени актуально и сегодня!

Благодарности

Я хотел бы выразить глубокую сердечную благодарность всем, кто принял участие и внес свой вклад в издание этой книги: переводчику — Шаулю Бен Биньямину (Иерусалим), редактору — Наталье Хейфец (Вильна), членам редколлегии — Александру Шломо Попову (Санкт-Петербург), Владиславу Финькову (Волгоград), макетировщику — Виктору Томбаку (Вильна), Александру Мамаеву (Вильна), Руслану Руденко (Киев) за участие в работе над текстами, Алексею Еременко (Минск), раввину Мордехаю Райхинштейну (Минск) за предоставленные фотографий и моим друзьям, благодаря помощи которых книга «Мусар ешивы Новардок» вышла в свет в память об ушедших, да будут их души пребывать в Ган Эдене, и на благо живых.

Огромное вам спасибо и да благословит вас Творец!

Вильнюс — Лимассол:

Константин и Яна Рашап — в память о дедушке Куснель бен Ицхак и прадедушке Ицхак бен Мордехай

Каунас — Лондон:

Соломон и Джил Абрамович и Бен и Елена Брамс — в память о родителях Яаков бен Шломо и Брaха бат Ицхак, сестре Ариелла бат Яаков и их многочисленных родственниках из Ковно, погибших в годы Катастрофы

Москва:

Герман Захарьяев (фонд горских евреев СТМЭГИ)

Евгений и Наталья Дубровские — в память о дедушках и бабушках Эсфирь бат Шулим, Исраэль бен Семен, Хана бат Бенцийон, Ефим бен Хаим и Циля бат Хаим

Анатолий и Ирина, Леонид и Аня, Дмитрий и Джина Пинские — в память о матери Геня бат Хаим Давид и Ривка, отце Хаим бен Вульф, дедушке Давид бен Вульф и бабушке Ривка бат Носон

Биньямин и Эстер Ефремовы — в память о дедушках и бабушках Нибишид бен Йонатан, Лие бат Шунами, Шалум бен Шамиль, Мирьям бат Истахор и родственниках Гюльбоор бат Шалум, Натанэль бен Шауль

Вильнюс:

Александр и Лиля Юрявичюс — в память о дедушке Евсей бен Яков Яцовский и бабушке Лея бат Манэль Яцовскене

Гай и Oра Шапира — в память об отце Ицхак бен Йосеф и матери Светлана бат Борис

Шалом и Ниеле Субич — в память о родителях Юдель бен Мотл и Белла бат Хаим и брате Авраам бен Юдель

Леонид и Виолетта Фурер — в память об отце Янкель бен Лейбл, бабушке Голда бат Марк, дедушке Исраиль бен Иссак и бабушке Эмма бат Йосеф Хинкис

Вильнюс — Иерусалим:

Йосеф и Сара Йосаде, Хася Йоседайте-Сокер — в память о родителях Яаков бен Моше и Шейна бат Авраам, дедушках и бабушках Моше бен Шмуэль, Фейгель Ципора бат Шломо, Авраам бен Ицхак, Хася бат Исраэль, Нафтуль бен Хава Ямпольский и 180-ти родственников из Кальварии и Лаздияй, погибших в годы Катастрофы

Холон:

София Бен-Цель — Менахем и Арье Бен-Цель — в память о родителях Михаэль бен Бенце Лейб и Нелли бат Ошер Аншель Хаим

Ростов-на-Дону:

Галина Попова — в память о бабушке Анна бат Герасим

Иерусалим:

Моше Давид Ниренберг и Тамара Хасин — в память о родителях Эзер бен Рафаэль, Авраам бен Соломон, Люба бат Давид, Рафаил бен Исаак и Мирьям бат Авраам

Ванкувер:

Ашер и Сара Пискорские

Рига:

Пинхас и Малка Розенберг — в память о дедушке Нахман бен Гершон, прадедушке Гершон бен Йосеф и прапрадедушке Йосеф бен Авраам

Нетания:

Элияу и Хана Должанские — в память о бабушках: Анна и Гита бнот Самуил и Эстер Лев бат Авраам и дедушках: Хаим бен Акива, Акива бен Арон, Гирш и Давид бней Иосиф

 

Раввин Хаим Бурштейн.

Сиван, 5781 (2021) г.

 


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.