Из цикла «Основа и корень служения», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Книга рава Александра Зискинда «Основа и корень служения» преодолела все границы и была принята во всех общинах еврейского рассеяния. Она переиздавалась во многих городах от Вильны в Литве до Житомира на Украине и Алеппо в Сирии. Рав Зискинд был литовским раввином, но также и хасиды нашли в его книге источник вдохновения, пылающий огонь, проникающий в сердца, живительную росу, исцеляющую от болезней и воскрешающую сухие кости. Эта книга приводит к трепету и любви к Всевышнему, разъясняет обязанности человека в Творении и прокладывает пути в служении.
На титульном листе издания, вышедшего в свет в Гродно, написано следующее: «“Основа и корень служения” в молитве, изучении Торы и исполнении заповедей. Это книга становления человека, его добрых дел и изречений уст, когда его сердце укрепляется в добре благодаря возвышенному намерению. Она полезна всем, как небесная роса, и каждому в народе Израиля следует руководствоваться приведенными в ней намерениями. Она восхищает сердце человека, соединяя его с Торой и заповедями. В ней разъясняются все молитвы года, возвышенные намерения в будние дни, святые шаббаты, священные праздники, говорится о значимости изучения Торы, Пророков и Писаний, Мишны и Талмуда, Тайного Учения и книг трепета для способных к восприятию, описывается порядок и надлежащие намерения. И также рассказывается о том, как на протяжении всего года соблюдать постоянные и актуальные лишь в определенные времена заповеди. Все это содеяла моя рука с помощью Пребывающего над Керувим, дабы удостоить многих. Я — меньший среди тысяч сынов Йеуды, страдающих от боли, нижайший из всех, ведущих других по праведному пути к духовным заслугам, Александр Зискинд, сын рава Моше, благословенной памяти, здесь, в святом и великом городе Гродно, в стране Литва».
Важно отметить, что книга «Основа и корень служения» не является плодом теоретических рассуждений автора, а проистекает непосредственно из его личного служения Всевышнему, как сам он пишет об этом в завещании: «Мои любимые сыновья, я призываю в свидетели Небеса и землю, что ни одно из намерений, приведенных мною в этом труде, не было упущено мною в молитве и благодарности, но кроме этого, благодаря моей любви к Всевышнему, благословен Он, у меня было еще множество других намерений которые я не привел в этом сочинении»[1].
Главы народа Израиля того и последующих поколений превозносили рава Зискинда за его праведность и изданную им книгу мудрости.
Так об авторе говорил Виленский Гаон: «Рав Александр Зискинд велик, как его книга, а его книга возвышенна, как и он сам. Он с миром прошел по струне, натянутой над бушующим морем».
Рав Элиэзер — глава раввинского суда Гродно — написал в своей рецензии на эту книгу: «Я говорю об известном мне человеке, который не покидал Дом Учения, не позволял дреме сковать свои веки. Г-сподь одарил его возвышенным духом, он много трудился и написал прекрасную книгу “Основа и корень служения”, определяющую путь человека, дающую увещевание Мусара и раскрывающую возвышенные намерения в молитве, изучении Торы и соблюдении заповедей. Велики они для наделенного пониманием и для нашедшего знание — прямы…»
Рав Мордехай — глава раввинского суда Тиктина (Тикочин, Польша): «Я лично видел величайшего раввина и праведника рава Александра Зискинда из Гродно, о котором свидетельствуют многие, совершенные в служении: он не покидал Шатер Торы и служил Б-гу в полной любви… Он желал лишь одного: удостоить сынов Израиля заслуги, пробудить в их сердцах чистый трепет перед Небесами и указал им прямой путь обретения возвышенного намерения в молитве согласно законам, раскрытым в Талмуде и Шульхан Арухе, дабы у каждого было знамение перед глазами и возвышенное намерение во имя Небес… Он раскрыл нечто великое и чудесное, устремляющее сердца евреев к соблюдению и исполнению совершенной Торы Г-спода».
Один из основоположников хасидизма рав Леви Ицхак из Бердичева дал рецензию на эту книгу, подчеркивая ее значимость для еврейского народа: «Наш учитель рав Александр Зискинд из Гродно, духовное величие которого невозможно охватить, известен во всем народе совершенством служения. Он никогда не покидал Шатер Собрания, обладал чистой душой, позволяющей народу проложить путь жизни и принять увещевание Мусара. Его душа пожелала пробудить сердца народа Г-спода, и их глаза увидят его бесценные слова, сияющие, как сапфиры…»
Рав Яаков Ицхак Горовиц — Провидец из Люблина — изрек: «Мне было открыто с Небес, что Г-споду желанно служение и совершенство сердца праведного автора книги “Основа и корень служения”».
Рабби Нахман из Брацлава восхвалял рава Александра Зискинда: «Праведник из Литвы с большой радостью в сердце воскликнул в конце жизни: “Я прошел через этот мир с миром!” Счастлив человек, который может сказать такое перед своей кончиной, преодолев суету этого мира, не придавая ей ни малейшего значения…»
Первое издание книги «Основа и корень служения» вышло в свет в 1782 г. в типографии местечка Новый двор (Белоруссия) и уже более двух веков непрерывно переиздается и изучается во всех странах рассеяния народа Израиля.
Первоисточники книги «Основа и корень служения»
Рав Александр Зискинд приводит в своей книге множество источников из Священного Писания, Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, Мидрашей, Галахи, но в первую очередь — труды Тайного Учения: книги Зоар, Зоар Хадаш, Тикуней Зоар, Райа Меемна и Учение Аризаля. Он также часто цитирует комментарий на сидур Абудерхема. Приведем вкратце биографии авторов книг Тайного Учения, являющихся основой этой книги, и описание их трудов.
Книга Зоар (Сияние), авторами которой по преданию являются мудрецы Мишны рабби Шимон бар Йохай и его ближайшие ученики — одна из основ Тайного Учения — Каббалы. Она начинается с восхваления народа Израиля мудрейшим из людей (царем Шломо): «Как лилия меж шипов, так любимая Моя среди дочерей»[2]. Название книги Зоар возникло из слов Священного Писания: «А мудрые будут сиять, как светят Небеса; и ведущие других по праведному пути — как звезды, во веки веков»[3]. В этом предназначение книги Зоар — важнейшего источника знания Б-жественного Учения.
Талмуд рассказывает, как рабби Шимон бар Йохай пришел к глубочайшему видению истинной реальности и постижению тайн мироздания: «Однажды беседовали между собой рабби Йеуда, рабби Йосей, рабби Шимон, и возле них находился Йеуда, сын геров. Начал рабби Йеуда и изрек: сколь красивы деяния этого народа (римлян): они основали рынки, возвели мосты, построили бани… Рабби Йосей промолчал, рабби Шимон бен Йохай ответил: все это они сделали только для своей пользы. Основали рынки — держать там блудниц, построили бани для своего удовольствия, возвели мосты — взыскивать таможенные сборы. Пошел Йеуда, сын геров, пересказал их слова, и это достигло царства. Римляне решили: Йеуда, который восхвалил, будет награжден; Йосей, что промолчал, будет изгнан в Ципорию; Шимон, выразивший пренебрежение, будет предан смерти. Пошли они (рабби Шимон) и его сын (рабби Элазар) в Дом Учения. Каждый день жена рабби Шимона приносила им хлеб и воду… Когда усилились декреты царства, сказал рабби Шимон сыну: женщинам труднее проявлять твердость духа, и если ее будут пытать, она может нас выдать. Они ушли, скрылись в пещере, и произошло чудо: выросло рожковое дерево и забил источник воды. Они сняли свои одеяния, сидели, закопавшись по шею в песок, и весь день занимались Торой, одеваясь только на время молитвы, чтобы не прохудились их одежды. Так они провели в пещере двенадцать лет. Ко входу в их убежище подошел пророк Элиягу и произнес: кто сообщит Бар Йохаю, что умер цезарь и декрет был отменен? Они вышли из своего укрытия, увидели, что люди пашут и сеют, и удивились: как же они оставляют жизнь вечную и занимаются жизнью преходящей? Всякое место, на котором они останавливали свой взгляд, тотчас сгорало в огне. Спустился Глас с Небес: “Вы вышли, чтобы уничтожить Мой мир? Вернитесь в свою пещеру!” Они вернулись и провели там еще двенадцать месяцев, ровно столько, сколько длится наказание нечестивцам в Преисподней. Раздался небесный Глас: “Выйдите из пещеры!” Они вышли. Все, что сгорало в огне от взгляда рабби Элазара, восстанавливал рабби Шимон. Сказал ему: сын мой, достаточно этому миру меня и тебя. Приближался шаббат, и они увидели старца, который нес две ветви мирты, торопясь домой до захода солнца. Спросили его: зачем это тебе, и он ответил: для почитания шаббата. — Но разве не достаточно одной ветви? — Одна соответственно “Помни”[4], а другая соответственно “Соблюдай”[5]. Сказал (рабби Шимон рабби Элиезеру): посмотри, насколько народ Израиля любит заповеди, и успокоилось их сознание. Услышал (об их возвращении) рабби Пинхас бен Яир — тесть рабби Шимона бар Йохая, вышел им навстречу, привел их в баню, увидел язвы на теле рабби Шимона и заплакал. Его слезы капали на струпья рабби Шимона, причиняя ему боль. Сказал (рабби Пинхас бен Яир): горе мне, что я увидел тебя в таком состоянии. Ответил ему (рабби Шимон бар Йохай): счастье тебе, что ты нашел меня в таком положении, иначе бы ты не увидел меня таким. Прежде, когда рабби Шимон бар Йохай задавал вопрос, рабби Пинхас бен Яир давал на него двенадцать ответов, а тогда рабби Пинхас бен Яир задавал вопрос, и рабби Шимон бар Йохай давал на него двенадцать ответов. И сказал: поскольку свершилось чудо, я совершу важное и полезное установление…»[6].
Давайте попытаемся понять это повествование Талмуда. Что предосудительного сказал рабби Шимон бар Йохай о царстве Рима? В чем состояло его преступление? За что цезарь счел его виновным и постановил предать смерти? Ведь сегодня каждый руководитель страны воспримет как похвалу, если мудрецы скажут, что он занимается развитием государства для пользы своего народа!
Речь однозначно идет о духовном изъяне Эдома — пращура Рима, мотивация которого в его жизни и развитии цивилизации исключительно эгоистическая — служение себе, а не Творцу мира. Истинное намерение Эдома раскрыли наши мудрецы: «Зависть, страсти и стремление к славе исторгают человека из этого мира»[7]. Это три главных подсознательных источника развития цивилизации Эдома. Однако при этом глубоко в сердце они осознают порочность своих душ и пытаются лживо представить свои намерения возвышенными и достойными, скрывая внутреннюю порчу сердец и деяний за внешними одеяниями праведных речей. Пророк Овадья раскрывает порочность потомков Эсава: «Вот, малым сделал Я тебя среди народов, позорен ты весьма»[8]. Уже более двух тысяч лет народ Израиля испытывает тяготы Четвертого изгнания под властью Эдома, которое продлится вплоть до прихода Машиаха. Поэтому неслучайно в пророческом видении Даниэля царство Рима раскрылось в виде страшного зверя: «Потом увидел я в ночном видении, и вот, четвертый зверь — страшный и ужасный, и очень сильный, и у него большие железные зубы. Он пожирает и дробит, а остатки топчет ногами; и не похож он на всех зверей, что были до него, и десять рогов у него»[9]. Наши мудрецы отмечают, что этому зверю нет подобия в мире животных, но больше всего он напоминает свинью, наделенную внешними признаками кашерности, но лишенную внутренних. Это и есть образ современной цивилизации народов мира: полное несоответствие обманчивых внешних благородных форм внутренней пустоте и порочности сердца.
Именно это рабби Шимон бар Йохай раскрыл своими словами об истинных намерениях Рима — все делать только для себя, для своей пользы и выгоды, не имея никаких возвышенных духовных целей. И это было для них столь позорным укором, что цезарь распорядился предать мудреца смерти. Находясь в пещере, рабби Шимон бар Йохай пришел к видению Б-жественной истины и таинств Торы. Свое постижение мироздания он раскрыл в книге Зоар, изучение и глубокое восприятие которой приводит к освобождению от пороков Эдома и становлению каждого еврея частью народа Яакова — нашего великого праотца, образ которого является эталоном величия человека, выгравированным на престоле Б-жественной славы.
Автором книги Зоар традиционно считается рабби Шимон бар Йохай, хотя некоторые оспаривают это утверждение. Проблема в том, что 1800 лет тому назад эта книга не была полностью составлена и записана, на протяжении многих веков оставалась окутанной тайной и, как и все Тайное Учение, передавалась от учителя к ученику. Опубликовал и широко распространил книгу Зоар рабби Моше де Лион в Испании в XIII веке. Рамхаль (Рабби Моше Хаим Луцато), Виленский Гаон и другие великие мудрецы еврейского народа однозначно считают, что автор этой основополагающей книги Каббалы — рабби Шимон бар Йохай. На фундаменте книги Зоар рав Александр Зискинд и возвел свою книгу «Основа и корень служения».
Рабби Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош, Аризаль) (1534-1572 гг.) — величайший мудрец Тайного Учения — родился в Иерусалиме. Его отец рав Шломо Лурия Ашкенази был выходцем из Германии, о чем свидетельствует его фамилия, и совершил Алию на Святую Землю из литовского города Бриск (Брест). Мать Аризаля вела свое происхождение из семьи изгнанников из Испании. Дом, в котором прошло детство Аризаля, до сего дня сохранился в Еврейском квартале Старого города (ул. Ор Ахаим, 6).
О величии Аризаля и его значимости для еврейского народа было известно еще до его рождения: его отцу — раву Шломо — открылся пророк Элиягу и предсказал, что у него будет сын: «Ты назовешь его Ицхак, он освободит Израиль из-под власти нечистых оболочек, и благодаря ему в мире раскроется Тайное Учение». Согласно мнениям каббалистов, Аризаль был воплощением души Бецалеля бен Ури, создавшего в пустыне Синай Ковчег Завета, Мишкан и священные сосуды. И действительно, у рава Шломо родился сын, с детских лет проявивший свою гениальность и оказавший влияние на всю историю еврейского народа.
В 1542 г. в возрасте восьми лет Аризаль потерял отца, и мать переехала с ним в Каир, где ее состоятельный брат Мордехай Френсис управлял городской таможней. Рав Ицхак воспитывался в доме дяди и в возрасте пятнадцати лет женился на его дочери. Он учился в ешиве под руководством раввина Каира рава Давида ибн Зимры (Радваз). В 1552 г. Радваз совершил Алию в Землю Израиля, и Аризаль стал учиться у следующего раввина Каира рава Бецалеля Ашкенази, автора книги «Шита Мекубецет», в результате чего обрел глубочайшее знание Талмуда.
Примерно через два года после женитьбы рав Ицхак начал изучать Каббалу. К этому привел следующий случай: однажды он увидел, как в синагоге, держа в руках какую-то книгу, молится бывший маран[10]. Взглянув на него, Аризаль понял, что в действительности тот не знает еврейского языка и смотрит в этот редкий экземпляр труда по Каббале лишь для пробуждения намерения в молитве. Бывший маран отдал раввину свой «молитвенник», и рав Ицхак увидел в этом знак свыше, указывающий на то, что ему следует посвятить себя Тайному Учению.
Начиная с этого момента, уединившись в своем доме, почти все свое время он уделял книге Зоар, по нескольку дней подряд не видя никого из людей. Когда случалось, что он не полностью понимал что-либо в книге Зоар, то постился и плакал, моля Всевышнего послать ему ответ. Спустя три года Аризаль пришел к выводу, что в своем доме он недостаточно отделен от мира. По его просьбе дядя построил для него небольшой домик в уединенном месте на берегу Нила, где он проводил всю неделю, возвращаясь к семье лишь по субботам и праздникам, но и там говорил только в случае крайней необходимости и исключительно на святом языке.
Тогда рав Ицхак удостоился величайших откровений и раскрытия глубочайших тайн Торы, что, однако, не удовлетворяло стремления его души. И вот ему открылся пророк Элиягу и сообщил, что он должен вернуться в Землю Израиля, в город Цфат, встретить там рабби Хаима Виталя и передать ему свое знание Торы. В том же году скончался великий мудрец Каббалы рабби Моше Кордоверо (Рамак), и едва закатилось солнце Рамака, как взошло солнце Аризаля. Автор свода законов Шульхан Арух рав Йосеф Каро утверждал: «В каббалисте, совершившем Алию из Египта, живет душа пророка — ведь даже мудрецы Мишны не обладали таким знанием».
Только своему ближайшему ученику — раву Хаиму Виталю, которому тогда было 28 лет, Аризаль доверял записывать свои уроки, поскольку тот полностью воспринимал глубину мысли учителя. Именно ему мудрец передал свое уникальное знание Тайного Учения. Их совместные занятия продолжались менее двух лет до смерти учителя, и на основе тех записей рав Хаим Виталь позднее создал свои труды: «Эц Ахаим», «Шаарей Кдуша» и «Сефер Акаванот», ставшие основополагающими книгами Каббалы Аризаля.
В предисловии к книге «Эц Ахаим» рав Хаим Виталь рассказывает: «Мой учитель был до краев полон Торой, подобно гранату, вмещающему множество зернышек. Ему были открыты сокровенные тайны мироздания и Б-жественного правления Творением. Подобно пророку, ему было свойственно глубочайшее восприятие, известны деяния людей в прошлом и будущем. Он предвидел мысли людей прежде, чем они возникали, знал все, что в данный момент происходит в любом месте на земле, был сведущ в реинкарнациях и знал, какая душа впервые явилась в этот мир, а какая уже побывала в нем в других воплощениях». «Все эти поражающие разум явления я видел своими глазами», — свидетельствует рав Хаим Виталь.
Перед Аризалем трепетали грешники, поскольку он мог рассказать каждому, что тот тайно делал много лет назад, о чем думал в тот момент и что чувствовал в сердце, чем согрешил в прошлой жизни и что должен исправить в себе, снова придя в этот мир. Люди бежали от него, чтобы он не взглянул им в лица. Многие приходили к нему, простирались ниц и просили открыть им, в чем они согрешили, помочь им исправить себя и раскаяться. И он перечислял им их грехи, упоминая места, где они были совершены, людей, причастных к этому, и многие другие подробности — и те признавали, что все было именно так. Аризаль предлагал каждому исправление в соответствии с корнем его души и совершенным грехом, чтобы в нем не осталось ни следа от прежних изъянов».
Рав Ицхак Лурия достиг высочайшего духовного уровня благодаря своему беспрестанному труду. Не счесть ночей, когда он не спал, изучая святую книгу Зоар. Нередко он проводил все шесть ночей будней, стремясь найти ответ на один-единственный вопрос. Казалось, что на Землю Израиля возвратилось благословенное время древних мудрецов и пророков. Рав Ицхак Лурия преподавал на святом языке, особенно по шаббатам, и лишь тем, кто не понимал, он давал пояснения на ладино — языке изгнанников из Испании.
Акроним «Ари» образован словами «Элоки рабби Ицхак» (Б-жественный рав Ицхак). После его смерти к имени Ари было добавлено окончание «заль» — «зихроно ливраха» (да будет благословенна память о нем). Есть мнение, что этот акроним возник из других слов: «Амар рав Ицхак» (Сказал рав Ицхак). Как правило, так рав Хаим Виталь начинал цитировать Аризаля в своих книгах.
Рав Ицхак Лурия скончался во время эпидемии 5 Ава 1572 г., в возрасте 38-ми лет и был погребен на старом кладбище Цфата возле рава Моше Кордоверо, а три года спустя неподалеку от него был похоронен рав Йосеф Каро — автор свода законов Шульхан Арух. Мудрецы Цфата полагали, что Аризаль был потенциальным Машиахом, открывшим новую эпоху в еврейской истории, распахнув врата небесных сокровищниц мудрости. Так рассказывается в книге «Шивхей Ари»: «Если бы Аризаль прожил в Земле Израиля 5 лет (а не менее двух), он привел бы весь мир к полному раскаянию, и в его дни наступило Избавление.
[1] Завещание, гл. 5.
[2] Шир Аширим 2:2.
[3] Даниэль 12:3.
[4] Шмот 20:8.
[5] Дварим 5:12.
[6] Шаббат 33б.
[7] Авот 4:21.
[8] Овадья 1:2.
[9] Даниэль 7:7.
[10] Мараны — потомки евреев, насильно вынужденных принять христианство в Испании, но вернувшиеся позже к еврейской вере. — Примечание переводчика.
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Законы, связанные с работой зажигания и тушения огня.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Приготовление еды в Йом-Тов
Рав Лейб Гельфанд
Почему женщина наказывается смертью за нарушение трех вышеупомянутых заповедей именно «при родах»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Уриэль Зильбигер
Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тора предписывает жить в суке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.