Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Молитва автора книги «Основа и корень служения» перед изучением Мусара. Из завещания рава Александра Зискинда. Обращение автора, Предисловие автора. Книга «Основа и корень служения».

Рав Давид бен Йосеф Абудерхем (Абудрахам, Абудирхам, Абу Дархам) — известный мудрец периода Первых комментаторов жил в Севилье (Испания) в XIV веке. Его учителем был рав Яаков бен Ашер (Тур) — автор книги «Арбаа Турим». Рав Давид Абудерхем стал особенно известен благодаря своей книге «Сефер Абудерхем», которую завершил в 1340 г., и впервые она была напечатана в Лиссабоне в 1489 г., после чего многократно переиздавалась во многих городах и странах рассеяния народа Израиля, являясь для множества народа важнейшим источником смысла законов и обычаев молитвы.

Есть несколько версий о происхождении фамилии мудреца. По одной из них, он был состоятельным предпринимателем, когда дирхам (драхма) была денежной единицей, широко распространенной в мусульманских странах. По другой, раввин обрел такую фамилию благодаря своему разъяснению молитвы — «монеты, отчеканенной мудрецами Израиля»[1]. По третьей версии, он получил такое имя из-за своих возвышенных качеств души.

Рассказывают, что фамилия Абудерхем (Отец дирхема) закрепилась за раввином в результате его возвышенного обычая. Занимаясь торговыми делами, он всегда был предельно внимателен в том, чтобы сполна дать каждому поставщику причитающуюся ему плату, и когда он покупал товары, то сверх согласованной суммы всегда добавлял дирхам, чтобы избежать возможной ошибки и неумышленной кражи. Он заботился о каждом человеке, как родной отец.

Однажды произошел такой случай: к нему прибыл за товаром один нееврей и после завершения сделки отправился своим путем. К вечеру рав Давид обнаружил, что дал тому торговцу сдачу на одну драхму меньше, чем было положено. Он сразу же закрыл лавку, сел на коня и отправился в путь на его розыски. Прошло несколько дней, прежде чем он нашел купца и вернул ему монету. Тот нееврей удивился невероятной порядочности раввина и сказал, что теперь он понимает, почему Творец избрал еврейский народ в Свое наследие. Спустя некоторое время торговец прошел гиюр и стал известным мудрецом в еврейском народе. После того как многие услышали об этом происшествии, об обыкновениях раввина и о том, как он заботился о каждом человеке, его стали называть Абу Дирхам (Отец дирхама).

Книга рава Давида Абудерхема была принята во всех общинах еврейского народа как важнейший источник знания о молитве Творцу мироздания. В ней автор собрал воедино законы и обычаи из множества первоисточников прежних поколений и своего времени, принятых в общинах Испании и Франции, а также разъяснил глубокий смысл молитвы будних дней, субботы и праздников.

Молитва автора книги «Основа и корень служения» перед изучением Мусара

Вот, я изучаю книги Мусара и увещевания, чтобы трепет перед Г-сподом проник в мое сердце и я не отклонился от служения Ему и соблюдения заповедей святой Торы ни вправо, ни влево. Я стремлюсь связать мою душу с ее корнем и совершить исправление в высших мирах. И главное мое намерение — доставить радость моему Создателю и Творцу. Во имя единства Всевышнего, благословен Он, и Его Б-жественного присутствия в страхе и трепете я стремлюсь соединить буквы Б-жественного имени «י»«ה» с «ו»«ה» от лица всего народа Израиля…» «И да будет милость Г-спода, Б-га нашего, на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших — утверди его».

Из завещания рава Александра Зискинда…

Я очень прошу каждого, изучающего Тору, даже того, кто ничего не воспринял из моего труда, установить постоянное время для ежедневного изучения этой книги. И я обещаю, что всегда буду для него заступником в высшем мире, и внемлющий моей просьбе обретет благо.

Обращение автора

Молитва бедняка, выражающего слово свое языком просьбы бесхитростной.

И обращение мое — к возвышенным людям, великим в народе, глашатаям нации, сидящим на судейском престоле, источающим своими устами вспышки огня и ведущим священную паству, благословенное семя.

Высочайшие горы, яркие светила во всех весях, установившие границы и стоящие в проломе, берегущие Закон вечный, который не будет нарушен,

строгим соблюдением авторского права и собственности, поддерживающие меня, дабы мною не овладела гордыня и не возникла вина, перевешивающая чашу весов.

Ведь раскрыто перед наблюдающим через завесу, как трудно мне при моем состоянии здоровья объезжать города и селения и сколько слез я излил на дорогах.

Эта книга не содержит указаний на запреты или допущения, но вся она — трепет перед Небесами и увещевание Мусара для таких, как я, подготовленная.

И конечно же вы, великие в Израиле, раскинете ветви, принесете плоды и дадите отпор всякому, нарушающему закон об авторском праве.

Я полагаюсь на ваши милости и добро, хотя и не приехал лично встретиться с вами, царями, но всякий оправдывающий меня удостоится оправдания Свыше.

И Йеуда будет спасен в наши дни, и народ Израиля — узник — выйдет из заточения, и роза освободится от шипов и колючек, со всех сторон окружающих ее, вскоре, в наши дни.

Амен, да будет на то Его воля!                                                

Предисловие автора

Благословен Г-сподь в Его великом милосердии и чудесной мудрости, проявляющейся в Сотворении Небес в высях и земли в низах, собранной в единое целое из праха. Он сжал и ограничил Свой свет для создания множества творений на Небесах вверху, на земле внизу и в глубинах вод, и самое любимое из них — человек, последний в деянии, первый в замысле — цель великого Творения. Из всех народов Б-г с любовью избрал в Свой наследный удел святой народ Израиля, чтобы он доставлял Ему радость соблюдением заповедей, как говорится в Его святой Торе: «Сегодня ты провозгласил, что Г-сподь будет тебе Б-гом, а ты будешь следовать Его путями и соблюдать Его повеления и заповеди, и законы, и исполнять Его волю. И Г-сподь провозгласил сегодня, что ты будешь Его народом и достоянием, как Он говорил тебе, и чтобы ты соблюдал все заповеди Его»[2].

И вот, задумавшись над этими стихами Торы, мы увидим, что одно соответственно другому создал Б-г: воздаяние милостью за добрые дела. Народ Израиля с любовью принял Б-га и Его царство и подставил плечо, чтобы нести ношу заповедей, как сказано: «Сегодня ты провозгласил, что Г-сподь будет тебе Б-гом…»[3] За это Всевышний в Своей любви отделил нас от всех народов, чтобы были мы Его достоянием, высшим среди народов земли. Но если так, то почему сказано: «…чтобы ты соблюдал все заповеди Его»[4] в следующем стихе, повествующем о Б-жественной любви к нам?

Истина проложит себе путь: из любви к нам Всевышний избрал нас в Свой наследный удел, даровав Его святые заповеди. Именно об этом говорил Моше рабейну: «И Г-сподь провозгласил сегодня, что ты будешь Его народом и достоянием…»[5] Замысел Творца — это не помыслы человека, которому может показаться, что заповеди — бремя, возложенное Царем на Его рабов, как сказано: «Сегодня ты провозгласил, что Г-сподь будет тебе Б-гом, а ты будешь следовать Его путями и соблюдать Его повеления и заповеди…»[6] В действительности все совершенно наоборот: Создатель, в Своей безграничной любви, дал нам бесценный дар: святые заповеди и избрал нас в Свой наследный удел. В этом смысл стиха Торы «И Г-сподь провозгласил сегодня, что ты будешь Его народом, достоянием Его, как Он говорил тебе, чтобы ты соблюдал все заповеди Его»[7].

И теперь, мудрый читатель, ты получил важный урок, насколько нам следует благодарить Г-спода и радоваться Его Б-жественности, благословен Он и имя Его, при исполнении дарованных нам заповедей, ибо все они — знак связи между Ним и сыновьями Израиля — Его наследным уделом. Поэтому Люди Великого Собрания установили благословения перед исполнением каждой заповеди для восхваления нашего Творца за то, что Он освятил нас Своими заповедями, дабы мы были Его достоянием, и избрал нас из всех народов на земле.

Наследие человека — его сыновья, и Г-сподь даровал мне их, дабы я сделал для них нечто важное, оставил им благословение после себя, разъяснил и раскрыл «…путь, по которому идти, и деяние, что осуществлять»[8]. Б-г одарил меня Своим милосердием, и я решил письменно изложить стезю служения от начала до конца года «…заповедовать сыновьям своим и дому своему после себя следовать путем Г-спода, воплощая милосердие и закон…»[9] И Всевышний дал мне успех и позволил завершить мой замысел. Я составил моим сыновьям, да удостоятся они жизни, сочинение и, с помощью Б-га, приумножились его страницы и раскинулись ветви для глубокого понимания и детального постижения.

И вот я слышал, как многие говорят: кто укажет нам на праведное деяние, как поступать, и путь, которым следовать в Торе и молитве, ясное толкование, объединенное общим принципом? Они обладают зрением, и если бы изучали книги прежних поколений, то раскрыли бы для себя высочайшие врата Г-спода, в которые ступают праведники, однако не каждому даровано глубокое постижение, требующее особого склада ума. И если это было доступно прежним поколениям, то сегодня мы сироты, лишенные знания, за исключением особо выдающихся мудрецов. И нет упоминания во всех книгах прежних поколений о путях обретения трепета и любви к Торе и молитве, указывающих нам на их стези.

Я расскажу о служении в молитве, из чего можно сделать вывод о многих принципах и деталях. И вот книги трепета, Мусара и увещевания переливаются через край пылающими, как горящие угли, словами о важности намерения в молитве. Однако не каждый в состоянии воспринять своим мышлением их глубину, в особенности Писания Аризаля, но Всевышний не насмехается над Своими творениями и требует от них раскрытия сердец согласно их постижению. И, с помощью Б-га, я собрал в моей книге мудрые изречения в соответствии с простым смыслом слов молитвы будней, субботы, праздников и Дней трепета, а также благословений на удовольствия, заповеди и благодарность. И об этом можно сказать: «Не пребывать в Доме Моем творящему обман, говорящий ложь не утвердится перед Моими глазами»[10], а также «И сказал Г-сподь: когда приближается этот народ, своими устами почитает Меня, но сердце его далеко от Меня, и его трепет передо Мною — заповедь, исполняемая по привычке (бездушно)»[11].

Мои братья и друзья, возлюбленные моей души, святое верное семя, я изолью перед вами мой дух и приведу вам несколько слов из «Стихов восхваления», из которых вы поймете суть всего служения. Стих Теилим «אֲהַלְלָה יְיָ בְּחַיָּי אֲזַמְּרָה לֵאלֹהַי בְּעוֹדִי» — «Восхвалять буду Г-спода при жизни моей, воспевать Б-га моего, пока я жив»[12], несомненно, означает, что все дни своей жизни еврей должен прославлять Творца, благословен Он. Известно, что царь Давид, обладая пророческим духом, написал восхваления Теилим для всего народа Израиля. И теперь, мои возлюбленные братья и друзья, я буду говорить о мире для вас, услышьте все сказанное, — и ваши молитвы станут цельными и вознесенными. Если некто произносит эти слова без возвышенного намерения прославлять и восхвалять Б-га все дни своей жизни, то его уста изрекают ложь, поскольку далеко от них его сердце.

И так же стих Теилим «יִשְׂמַח יִשְׂרָאֵל בְּעֹשָׂיו בְּנֵי צִיּוֹן יָגִילוּ בְמַלְכָּם» — «Возрадуется Израиль Создателю своему, возликуют сыны Цийона о Царе своем»[13] утрачивает весь смысл для того, кто не испытывает радость в сердце от величия и могущества Создателя и Творца, удостоившего его быть частью в Своем святом уделе и наследии, и, следовательно, он изрекает ложь. Он произносит устами «Возрадуется Израиль Создателю своему…», а в его душе не пробуждается радость оттого, что у него есть Создатель, Творец и великий Царь. Ведь все в святом народе Израиля должны каждое мгновение радоваться величию Б-жественности. И уж во всяком случае «Радость человека в речении уст его…»[14], и как ему не обрести радость в душе, вознося молитву, ведь сказано: «…и радость в сердце его»[15], без чего любые слова являются ложью. И таких примеров неисчислимое множество.

Также необходимо, чтобы изучение святой Торы и соблюдение заповедей, реализуемое деянием, речью и мышлением, восхвалением и благодарностью, было посвящено славе Небес. Однако большинство смертных затрудняется в этом и исполняют их бездушно. Я испытываю страх и трепет, меня охватывает дрожь, и я ощущаю всем сердцем: горе мне от моего Создателя, если, не дай Б-г, я лишу Его радости, которую Он мог бы получить от постоянного служения простых людей моего уровня сердцем и мышлением. И тогда это обернется восстанием, злоупотреблением и богохульством. Горе мне из-за моего дурного побуждения, поступков и решений. Но кто я, чтобы сказать: примите мое мнение, — ведь я не обладаю достаточным знанием и пребываю в смятении. Горе мне — если я произнесу свои речения, беда — если воздержусь и буду безмолвствовать. Но я ощущаю перед собой Г-спода и уповаю на то, что Он пошлет мне помощь из Своих святых обителей. По ночам страдало мое естество: почему ты дремлешь? Встань, запиши это для памяти в книгу и сохрани, чтобы не пропала истина! И мое сердце преисполнилось решимости осуществить эту работу.

Однако я, бедный знанием, не осмелился обратиться ко всей Общине и не сказал: пойду я к великим, что на земле, но воззвал к людям моего простого уровня, желающим восприятия и постижения, чтобы пробудить их от сна, препятствующего раскрытию сердец. И теперь в Общине избранного народа я буду благодарить Г-спода, Который дал мне дожить до этого времени и поддержал меня в стремлении издать это лаконично изложенное сочинение, которое я подготовил для моих сыновей, да удостоятся они жизни, чтобы оно вело их по пути, принося пользу. В этом труде будет разъяснено, как обрести возвышенное намерение в каждой молитве, благословении и во всем служении нашему Создателю и Творцу, как нам заповедано, от начала и до конца года. Как поступать в трепете и любви к Г-споду, да будет Он благословен, во всех деталях святого служения, чтобы доставить Ему радость, ибо в этом — весь человек. Какое намерение следует иметь при изучении святой Торы соответственно ее разделам, каков порядок изучения и что сказано об этом в святом Талмуде и в комментариях законоучителей, а язык мудрецов — исцеление.

Мое сердце пожелало собрать повествования святой книги Зоар, Зоар Хадаш, Тикуней Зоар, необходимые для раскрытия и разъяснения каждого вопроса, чтобы не произошло упущения ни в одной молитве и благодарности. В этом труде также разъясняется обязанность и значимость изучения святой Торы, намерения, необходимые для служения, приводятся повествования святой книги Зоар, изложенные чистым языком, освещающим деяние, чтобы не случилось в нем изъяна. Из всех приведенных мною повествований сразу же поймет каждый, знающий книгу: «О славе Б-га утаи речение…»[16], поэтому я не затрагивал сокровенных тайн святых высших миров и не приводил источники, где об этом говорится, дабы это было доступно читателю, который, с Б-жьей помощью, извлечет для себя большую пользу, ясно понимая изучаемое…

Главная задача этого сочинения — разъяснить общее и частное в служении, которое мы — святой народ — обязаны осуществить перед нашим Творцом, благословен Он. И главное — это трепет и любовь, переданные сердцу и мышлению, на что указывает стих Торы: «Сокрытое — Г-споду, Б-гу нашему, а открытое — нам и нашим потомкам навеки, исполнять все речения Торы этой»[17], — как это разъясняется в святой книге Зоар. Я намереваюсь помочь вам продвинуться вперед, и главная цель этого сочинения — пробудить восхищение, начать со служения сердцем и мышлением. Об этом разделе можно сказать: «Это врата Г-спода, праведники войдут в них» —[18] «Большие врата» — важное вступление, подготавливающее человека к первостепенному служению, цель которого — доставить радость Творцу своими деяниями, словами и мыслями. А это можно осуществить каждое мгновение, и тем более, когда наступает «Время действовать во имя Г-спода…»[19] в изучении Торы, молитве и исполнении заповедей.

Изучая раздел «Большие врата», еврей задумается над значимостью возвышенного намерения согласно его простому смыслу, приведенному в этом сочинении, в молитве, благодарности и заповедях, что является основой и корнем служения нашего народа в этом приниженном мире. И главная цель сотворения человека заключается в том, чтобы он постоянно служил своему Создателю и Творцу и доставлял Ему радость[20].

Г-сподь исследует мысли и прозревает сокрытое, перед Ним раскрыто все деяние, и Он является свидетелем, поэтому мои уста изрекут истину, и я не произнесу лжи: у меня, не дай Б-г, не было ни стремления к славе, ни желания обрести известность и доброе имя благодаря этому сочинению. Ибо кто человек по сравнению с Царем мира, давшим ему искру мышления из высших миров, и как он может кичиться великой мудростью, не обретенной им самим, а дарованной ему с Небес, как сказал царь Давид: «Ведь от Тебя все, и полученное из руки Твоей мы отдали Тебе»[21]. И сказал царь Шломо: «Ибо Г-сподь дает мудрость, из уст Его — знание и понимание»[22]. Но вот что восхваляет человека: его благодарность дарующему истинную мудрость, когда он совершает открытия в чудесной святой Торе и в служении Творцу, постигает великолепие Того, Кто установил высоты движением пальца. И пусть задумается о величии и вознесенности Создателя и Творца: если искра мышления, дарованная ему милосердным Творцом из высших миров, позволяет ему раскрыть тайны Торы, то сколь вознесены высшие миры, из которых искра мышления спустилась вниз. И насколько велик Сам Творец, речением Которого были сотворены все высшие и нижние миры, и Он — источник всего мышления. Когда же человек воспримет это сердцем, то доставит радость Творцу, благословен Он.

В этом суть стиха Торы: «Перед сединой встань и почти лицо старца»[23]. На первый взгляд слово «лицо» является лишним, разве не достаточно было бы сказать «почитай старца»? Но все это проясняется из сказанного выше, ведь слово «лицо» означает также внутреннюю сущность[24], как сказано: «…к лицу Меноры»[25] — в направлении центральной ветви. Именно таково значение стиха Торы «Перед сединой встань и почти лицо старца»[26] — отнесись с уважением к внутренней сути старца — его мудрости[27] — к искре мышления, дарованной ему из высших святых миров Всевышним, благословенно Его имя. И Творцу доставляет радость, когда Его почитают таким образом. А мудрец Торы должен быть особенно осторожен в том, чтобы уважение, с которым к нему относятся, не привело его к тщеславию и гордыне, ибо не перед ним встают с почтением, а перед искрой мышления, дарованной ему Всевышним. В такой момент ему следует задумываться над величием и великолепием Творца, благословенно Его имя. И это доставляет Ему радость.

И вот, звучит мой голос, когда я приближаюсь к святому: я не собираюсь сказать свое слово, но имею чистое намерение удостоить этим сочинением людей моего уровня, избранных из семидесяти народов, и доставить радость Г-споду, дух Которого украсил Небеса. Всем открыто, что главный замысел и основная идея этого труда — доставить радость Г-споду, благословенно Его имя во веки веков. И того, кто исполнит по отношению ко мне заповедь «…справедливо суди ближнего своего»[28] и будет трактовать мои поступки в лучшую сторону, и Вездесущий будет судить в лучшую сторону.

Я составил это сочинение из разделов и глав, дав ему название «Основа и корень служения». Основа — поскольку это фундамент всего здания, без которого тщетной будет вся работа строителей, и корень дерева — растущий глубоко под землей и дающий начало стволу, который широко раскидывает ветви, приносящие многочисленные плоды. Речь идет о возвышенном намерении в служении, от которого не свободен никто из святого народа Израиля, ибо «Не пребывать в Доме Моем творящему обман, говорящий ложь не утвердится перед Моими глазами»[29]. И даже тот, кто согласно Учению Аризаля имеет глубочайшие стремления, проникающие в святые возвышенные миры, не может обойтись без простых намерений — основы всего служения сердцем.

И из всех простых намерений, приведенных в этом труде, услышит мудрец и добавит разумения — ветвей, которым дает жизнь корень, согласно своему ясному мышлению и желанию сердца приблизиться к святому. И «По пути, по которому хочет следовать человек, его и ведут»[30]. Ты увидишь, что простые намерения, которые, с Б-жьей помощью, будут приведены в этом сочинении, являются корнем дерева, из ствола которого произрастает множество ветвей возвышенного намерения. Эту книгу я назвал «Основа и корень служения», и она соответствует своему названию.

Мои братья и друзья, святое семя, благословенное Г-сподом, люди моего уровня, я раскрыл перед вами крошечное отверстие размером с ушко швейной иглы для того, чтобы приблизиться к святому, но Б-г, великий в святости, раскроет перед вами широкие врата Храма, «Ибо Г-сподь дает мудрость, из уст Его — знание и понимание»[31]. Он дарует нам восприимчивое сердце и чистую душу, дабы изучать, обучать, соблюдать и исполнять всю Тору. И тогда исправится наше мышление и постижение Б-га, дух Которого украсил Небеса, и Он ускорит приход праведного Машиаха, когда исполнятся слова пророка: «Не будут делать зла и не будут уничтожать на всей Моей святой горе, ибо полна будет земля знанием Г-спода, как воды наполняют море»[32], «И с радостью будете черпать воду из источников спасения»[33].

Книга «Основа и корень служения»

Том I


Первые врата «שַׁעַר הַגָּדוֹל» — «Большие врата» — Возвышенное служение человека сердцем и мышлением, величие Г-спода и цель сотворения человека.


Вторые врата «שַׁעַר הָאַשְׁמֹרֶת» — «Врата зари» — Порядок служения с рассветом: подъем в полночь, утренние благословения, заповеди цицит, тфилин и повествование Торы о жертвоприношениях.


Третьи Врата «שַׁעַר הַשִּׁיר» — «Врата Песни» — Вознесение рук в молитве, «Стихи восхваления», Песнь у моря и благословения перед «Шма Исраэль».


Четвертые врата «שַׁעַר הַמִּזְרָח» — «Врата востока» — Возвышенное намерение при чтении «Шма Исраэль» и молитва «Кадиш».


Пятые врата «שַׁעַר הַקָּרְבָן» — «Врата жертвоприношения» — Молитва «Шмоне Эсре», установленная в соответствии с ежедневной жертвой «Тамид», и вся утренняя молитва «Шахарит».


Шестые врата «שַׁעַר הַנִיצוֹץ» — «Врата искры» — Обязанность, значимость и порядок изучения Торы, заливающей все земное сиянием своих лучей.


Седьмые врата «שַׁעַר הַבְְּכוֹרוֹת» — «Врата первенцев» — Возвышенные намерения во время еды, запрещенные виды пищи, благословение после трапезы, благословения на удовольствия.


Том II


Восьмые врата «שַׁעַר הָעֶלְיוֹן» — «Высшие Врата» — Молитва, обычаи и освящение шаббата — высшего дня, избранного Б-гом.


Девятые врата «שַׁעַר הַצֹּאן» — «Врата паствы» — Служение в Рош Ходеш, месяцы Нисан, Сиван, Тамуз и Ав, а также праздничные молитвы.


Десятые врата «שַׁעַר הַמָּיִם» — «Врата воды» — Служение в месяц Элул — пробуждение раскаяния, излияние сердца в слезах.


Одиннадцатые врата «שַׁעַר הָיאִתוֹן» — «Врата могущества» — Служение в месяц Тишрей: праздники Рош Ашана, Йом Киппур, Суккот, Симхат Тора.


Двенадцатые врата «שַׁעַר הַמִפְקַד» — «Врата памяти» — Служение в месяцы Кислев, Тевет, Адар, праздники Ханука и Пурим.


Тринадцатые врата «שַׁעַר הַכּוֹלֵל» — «Завершающие Врата» — Строгость Суда и наказание в Преисподней, пробуждение сердца в служении, награда праведникам в Ган Эдене, влияние заповеди на исправление в высших мирах, святость дома, влияние греха на разрушение в высших мирах и на земле, порок гневливости, стремление к святости, скромность, ревность за Г-спода, пути раскаяния, величие бедного и милосердие, святость Земли Израиля, почитание родителей, мезуза, святость свитка Торы, чудесные времена Машиаха и возведение Третьего Храма.

Первые врата

«שַׁעַר הַגָּדוֹל» – «Большие врата»

В этом разделе разъясняется суть возвышенного служения сердцем и мышлением, величие Г-спода и цель сотворения человека.


[1] Иерусалимский Талмуд, Брахот 62б.

[2] Дварим 26:17-18.

[3] Дварим 26:17.

[4] Дварим 26:18.

[5] Дварим 26:18.

[6] Дварим 26:17.

[7] Дварим 26:18.

[8] Шмот 18:20.

[9] Берешит 18:19.

[10] Теилим 101:7.

[11] Йешаягу 29:13.

[12] Теилим 146:2.

[13] Теилим 149:2.

[14] Мишлей 15:23.

[15] Шмот 4:14.

[16] Мишлей 25:2.

[17] Дварим 29:28.

[18] Теилим 118:20.

[19] Теилим 119:126.

[20] Дословно на святом языке сказано «נחת רוח», что означает радость, удовольствие и душевный покой. Все это мы должны доставить Творцу своим служением. — Примечание переводчика.

[21] Диврей Аямим (I) 29:14.

[22] Мишлей 2:6.

[23] Ваикра 19:32.

[24] На святом языке лицо «פָּנִים» означает также внутреннюю сущность. — Примечание переводчика.

[25] Бемидбар 8:2.

[26] Ваикра 19:32.

[27] На святом языке слово «זָקֵן» — старец — акроним «זה קנה חכמה» — «он обрел мудрость». — Примечание переводчика.

[28] Ваикра 19:15.

[29] Теилим 101:7.

[30] Макот 10б.

[31] Мишлей 2:6.

[32] Йешаягу 11:9.

[33] Йешаягу 12:3.


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»