Из цикла «До Потопа и после», темы: Зависть, Глава Берешит, Убийство, Жертвоприношения, Рав Александр Красильщиков, Адам и Хава, Книга Берешит
Ревность Каина, его беспокойство не утихали. Он серьёзно задумался о будущем. Эвель представлялся ему как непримиримый соперник, который взял целью вытеснить его вместе с потомками из владения миром. Своё грядущее поражение Каин увидел уже в том, как Эвель сумел обойти его в понимании жертвоприношений.
Изначально, претензии Каина были те же, что потом приведут на землю не одно столкновение, порождая раз за разом бесконечные кровопролития. Земля, считал Каин, по справедливости должна принадлежать только ему.[1] Эвелю нет на ней места, ибо только он, Каин, сумеет по-настоящему освоить мир, и передать это умение потомкам. Эвель — лишь никчёмный, вредный баласт, способный довести человечество до гибели. То, что Творец принял жертву Эвеля, свидетельствовало, по мнению Каина, лишь о том, что в этом мире награды за добрые поступки нет.
И всё же в дальнейшем оказалось, что конфликт между Каином и Эвелем был глубже. Достаточно посмотреть на то, чем каждый из братьев занимался. Если Каин обрабатывал землю, добывал хлеб — вещь без которой обойтись нельзя, основу физического существования человека, то Эвель занимался скотом, получая от него продукты, которые можно охарактеризовать, как излишества, то есть вещи, выходящие за рамки первой необходимости.
Собственно и конфликт между братьями, как уже говорилось, был следствием спора, чьё занятие, то есть, чьё видение мира правильней и предпочтительней в глазах Творца. Они должны были доказать себе и друг другу, что именно соперник нуждается и зависим от него, тогда, как он сам самостоятелен и имеет право на главенство в мире. Недаром, из всех плодов земли Каин выбрал для жертвоприношения зёрна льна, служащего сырьём для человеческой одежды, поддерживающей жизнь в человеке. Другими словами, по мнению Каина, материальное благополучие — основа для достижения духовного совершенства, в отличие от Эвеля, который, как считал Каин, занимается вещами, пробуждающими пустые фантазии и стремление к ненужной роскоши. Простота и ясность — вот девиз и жизненная позиция Каина.
Эвель считал в точности наоборот. Скотоводство, общение с живыми существами, пусть и бессловесными, представляли, по его мнению собой истинное благословение. Забота о живых существах — занятие возвышенное и благородное само по себе, поскольку уже по своей сути животное выше растений и, тем более, выше проклятой из-за человека земли. А вещи, необходимые для поддержания жизни Эвель получал и от животных. Молоко, масло, шерсть — всё это вполне могло обеспечить насущные нужды человека.[2]
Чтобы разрешить этот свой спор, они и затеяли принесение жертв, каждый — в своей собственной сфере. В зависимости от того, чьё приношение выберет Творец, выяснится, чья деятельность и род занятий действительно важней. [3]
Тем не менее, Творец избрал жертву Эвеля не потому, что его род деятельности предпочтительней. Суть здесь была совсем в другом. Создатель показал, что для Него важен жизненный подход Эвеля, его стремление к духовности, его искание и самооценка. Творец оценил попытку Эвеля облагородить свой образ жизни, отыскать путь к самоуважению, которое предохраняет человека от мелочных притязаний и в потенциале способно привести его к будущему возвышенному служению. Каин же, погружённый в обработку земли, вольно или невольно, привязывался к ней, становился рабом материи, хотя важность сельскохозяйственной деятельности трудно переоценить.[4]
Впрочем, поначалу они с братом пытались отыскать компромисс и разделить мир. Земля, и всё, что привязано к ней, должно было достаться Каину, а всё, что движется и оторвано от почвы переходило к Эвелю. Но на практике осуществить этот раздел было невозможно. Куда бы ни шёл Эвель со своим скотом, Каин следовал за ним, распахивая пастбища.
Однажды братья оказались на одном поле, занимаясь каждый своим делом. Каин пахал землю, а Эвель пас скот. Случилось так, что животные протоптали пашню Каина. Разгневанный Каин подступил к брату и спросил, кто позволил ему пасти скот на его земле. Но, — ответил с иронией Эвель, — ты ведь тоже пользуешься плодами моего труда. Разве на тебе одежда не из шкур моего стада? Если ты не согласен делиться — сними с себя одежду и возмести всё, чем ты пользовался, — тогда и я уйду с твоей земли. Но Каина этот сарказм лишь распалил, ему было не до смеха. Если я тебя убью, — сказал он, — кто будет тогда спорить со мною. Эвель почувствовал угрозу. Не забывай, — сказал он брату, — Создатель знает обо всём, и поступок твой не останется в тайне. Однако Каин уже не мог остановиться. С самой своей неудачи после жертвоприношения он только и искал повод, чтобы разделаться с братом. Недаром сказано, если проникла в сердце человека зависть, единственное, что он может и должен сделать — это закрыть рот ладонью и молчать, молчать, во что бы то ни стало.[5]
Они набросились друг на друга, но Эвель превозмог. Прижатый к земле, Каин в испуге закричал: «Эвель, брат мой, не делай мне зла!» И Эвель отпустил его.
Взбешенный очередным поражением, Каин поднялся и внезапно ударил брата, свалив его с ног. Эвель был крепче и сильней, однако эта внезапность решила всё. Не зная, что такое убить человека, Каин наносил брату руками и ногами, удар за ударом. Он не знал, как убивают, но потом вспомнил, как Адам, его отец, сделал надрез жертвенному животному на шее. [6] Каин впился в шею брата как змея и кусал до тех пор, пока не хлынула кровь, и стало ясно, что всё кончено.[7]
Только вид безжизненного тела и крови, растекающейся под ноги животных, привели Каина в чувство. От жалости к брату Каин горько заплакал. Но поздно. Дело было сделано. Руками Каина в мир пришла смерть. Случилось это в двух днях пути от места будущего Хеврона. В конце концов, Каин вырыл в земле яму, положил туда тело Эвеля и засыпал сверху. Идею захоронения мёртвого тела в земле Каин заимствовал у животных, некоторые виды которых так поступают с падшими собратьями. У Эвеля не было детей, его род прервался.[8]
Каин, устраняя брата, который был во многом его лучше, надеялся тем самым усилить своё значение, получить большую свободу в освоении земли. Но вышло как раз наоборот. Всё стало хуже. Всевышний проклял землю, скрывшую следы злодеяния, она стала тяжелей для обработки. Трудиться теперь приходилось больше, а плодов земля давала меньше. Более того, земля стала быстро истощаться, и приходилось искать и обрабатывать новые территории, чтобы прокормиться. Кроме того, Каин навсегда потерял спокойствие духа. Где бы и когда он не начинал копать землю, сразу вспоминал прах, закрывший тело брата. Всё это было его наказанием, его проклятием.
Относительно возраста братьев во время этого убийства мнения расходятся. Некоторые из авторитетов считают, что им было по сорок лет, другие же говорят, что братья достигли столетнего рубежа.[9]
Некоторые считают, что Эвель просуществовал в этом мире не более пятидесяти дней. Ведь недаром сказано, что в момент смерти, он был на вид взрослым мужчиной, но по возрасту — как дитя.[10]
[1] Берешит Рабо, 22
[2] Абарбанель
[3] Там же.
[4] Там же
[5] Даат Тора
[6] Ялкут Мэ Ам Лоэз, Берейшит Рабо
[7] Зоар, глава Пикудей
[8] Сефер а-Яшар
[9] Маарзо на Мидраш Рабо, Берешит, 22, 4, Мидраш Танхума, Берешит,9
[10] Мидраш Рабо, Берешит, 22, 4
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.