Из цикла «До Потопа и после», темы: Археология, Сотворение мира, Еврейское мировоззрение, Еврейская история, Рав Александр Красильщиков
Тора вовсе не является пособием по истории человечества. Даже первая книга Пятикнижия — Берейшит, где в какой-то мере прослеживается историческая канва, учит, прежде всего, этическому взгляду на мир, как на Б-жественное Творение, а на историю смотрит — как арену для осуществления Плана Создателя по исправлению Человека и его возвращению к его начальному возвышенному состоянию.
И всё же Тора описывает конкретные события, отмечает основные этапы человеческой истории, называет собственные имена людей, определившими вехи этой истории, тем самым позволяя определить основные тенденции и ход развития или деградации человеческой цивилизации.
Тора ясно показывает происхождение и родство человеческих рас, она прослеживает и передаёт особенности будущих народов, чьи истоки ведут своё начало от трёх сыновей Ноаха.
Тора учит нас пониманию причин катастроф и бед, постигающих человечество, она даёт основы понимания смысла и назначения человеческой жизни, и, при всём притом, историческая канва служит этому лишь подспорьем, но не самоцелью.
И всё же, у человечества нет документа древнее, нет письменного и устного свидетельства достоверней, чем Письменная и Устная Тора. Древняя еврейская Традиция, насчитывающая тысячелетия, берёт своё начало в самых истоках человеческой цивилизации. Один лишь тот факт, что наш праотец Авраам был знаком и учился у самого Ноаха, а Ноах вобрал в себя всю историческую память от лучших представителей человечества допотопной эпохи, говорит о несомненной достоверности и подлинности этого документа.
Еврейская Традиция — не обветшалый том на запыленной полке библиотечного хранилища — она живой организм, она генетическая основа, родовая цепочка её здравствующих носителей — еврейского народа и еврейского образа жизни.
Таким образом, если уж и строить здание человеческой истории, то еврейская Традиция, пожалуй, самое надёжное и доверенное основание для него.
Предлагаемая читателю книга, является компиляцией еврейских источников, построенной в хронологическом порядке от Сотворения мира, формирования Земли, как обиталища жизни, появления растений, животных, и, наконец, истории человеческого рода, от поколения к поколению, так, как это зафиксировано в Еврейской Традиции, передаваемой по живой цепочке с тех времён и до сего дня.
С другой стороны, в традиционных еврейских текстах нет цельной исторической линии, как таковой, она прослеживается лишь во всей совокупности исторической информации, рассыпанной по всему спектру источников, будь это объяснения Мудрецов на текст книги Берейшит, Мидрашей или Талмуда, пояснений и исследований Мудрецов Торы последних поколений.
Желая представить, по возможности, связный и непрерывный рассказ об истории человечества, начиная с первых мгновений сотворения мира, истории допотопного человечества, эпохи Потопа, происхождения древнейших народов после всемирной катастрофы, их размежевания и расселения по миру, автору пришлось проделать немалую работу. Ему пришлось прочитать, проучить и осмыслить огромный объём ценнейшего материала, выискивая в нём лишь сухие фактические события, ясные и понятные исторические свершения.
Автор не цитирует напрямую источники, но лишь пытается передать их содержание и идею.
Автор никогда бы не посмел взяться за такую сложную и многоплановую задачу, как построение исторической канвы и исторической подоплеки, столь возвышенных и далёких от нас событий, если бы не ощущал информационный пробел на русском языке в данной области.
Если эта книга даст, хотя бы одному еврею, далёкому от Традиции, импульс глубже познакомиться с этим кладезем мудрости и знаний его собственного народа, автор будет считать свою работу не напрасной.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.