Из цикла «Орхот цадиким», темы: Зависть, Грех, Ревность, Орхот цадиким, Характер, Праведник, Мусар, Желание, Материальные блага
Зависть /кин'а/ — это ветвь гнева, и никто не избежал ее. Ибо мы видим, что люди тянутся друг за другом, подражают друг другу: видя, что другой приобрел нечто — еду или одежду, или новый дом, или деньги, — человек старается добыть такое же. Потому что он думает: «У него это есть, — так и у меня будет такое же!» Об этом говорит царь Шломо: «И видел я, что всякий труд и всякое умение в работе — от взаимной зависти» (Коэлет 4; 4). Тот, в ком это качество преобладает, — достоин порицания. Потому что зависть приводит к возжеланию чужого. А если человек не обращает внимания на то, что есть у других, — он не желает чужого. Но вот он тянется за чужим и завидует тому, что есть у ближнего, — значит, он желает чужого. А ведь Закон гласит: «Не возжелай жены ближнего твоего <…> и ничего, что у ближнего твоего» (Шмот 20; 14). А когда желает, то отбирает, как написано: «И возжелали поля, и ограбили» (Миха 2; 2). Тот, в ком преобладает желание чужого, близок к тому, чтобы преступить все Десять Заповедей.
Такое произошло: был у одного человека сосед-злодей, и злодей этот желал жену своего соседа и кое-чего из его имущества. Однажды, в канун субботы сосед говорит своей жене: «Я хочу поехать по торговым делам». А злодей услышал разговор. Сосед уехал. Что же сделал злодей? Сломал ночью стену, разделявшую их дома, — и нарушил заповеди «Помни субботу» и «Храни субботу». Пробрался в чужой дом и изнасиловал жену соседа, которую желал, — и нарушил заповедь «не прелюбодействуй». А когда стал грабить имущество, женщина закричала, и он убил ее, — и преступил заповедь «не убий». А когда ограбил и украл то, что желал, он преступил заповеди «не кради» и «не возжелай чужого». Наутро отец и мать стали укорять злодея, а он восстал на них и избил их, — и тем нарушил заповедь «почитай отца своего и мать свою». Его привели в суд, и он свидетельствовал вместе со своими ничтожными друзьями, что вещи, взятые им, — это заклад, который заложил у него муж этой женщины, а он, мол, поверил и отдал на время обратно, и не мог забрать, но разбойники сломали стену между домами и убили женщину, а узнав про убийство, он пошел и забрал свой заклад, — так он преступил заповедь «не лжесвидетельствуй». И злодей ходил всюду и клялся, что ни в чем не виновен, — преступая заповедь «не произноси Имя всуе». Но злодейство раскрылось, преступление его стало известным. Устыдившись, он стал вероотступником и отрекся от Бо-га живого, — так он преступил заповедь «Я твой Бо-г». В конце концов он стал заядлым идолопоклонником, поклонялся и служил идолам, — так он преступил заповеди «не будет у тебя идолов» и «не поклоняйся им и не служи им». Вот к чему привело его возжелание чужого! Таким образом, возжелавший чужого близок к тому, чтобы нарушить весь Закон.
Есть и другой, более доступный способ уяснить и понять, что зависть и возжелание чужого портят человека согласно тому, что сказал об этом Шломо: «Не завидуй грешникам, но всегда завидуй тем, кто страшится Всевышнего» (Мишлей 23; 17). Завидуя преступникам, человек видит их богатство и успех и видит также, что праведники бедны и страдают. Он отринет страх пред Всевышним, Его суды и законы, станут ему невыносимы изучающие Закон и исполняющие его. Подобно сказанному: «Жестки были слова ваши обо Мне, говорит Всевышний».
И скажете вы: «Что говорили мы о Тебе?» Сказали вы: «Тщетно служить Всевышнему! Какая польза, что хранили мы Завет и ходили унылыми пред Всевышним? А теперь считаем мы счастливыми нечестивых; и устроились делающие нечестие, и Всевышнего испытывали, и спаслись» (Малахи 3; 13—15). Вот что приводит людей к глупому легкомыслию и лишает их уверенности: когда они видят злодея, — и ему хорошо, и праведника, — а ему плохо. Потому-то они потакают своим желаниям и говорят: «Вот эти поступают так же, и они богаты. Будем и мы так поступать! Что с ними случится, то и с нами будет!»
Все это из-за зависти; оттого, что человек завидует злодеям, желая их богатства и покоя. И потому-то люди сбрасывают с себя «ярмо заповедей». А праведники не завидуют злодеям, не желают ни их имущества, ни их покоя. Ибо считают, что богатство злодеев сберегается не к добру, но ко злу, а из-за своего покоя они потеряют великое благо, уготованное для праведников. И считают, что бедность и лишения праведников очищают и обеляют их, дабы увеличить степень их достоинства в будущем мире. Несомненно, что полагающий так не возжелает чужого и не позавидует, но возрадуется, видя покой злодеев, и скажет: «Если это тем, кто не исполняет Его волю, то уж исполняющим Его волю Он воздаст еще и еще больше!»
Зависть проистекает от несовершенства души. Кто завидует красоте ближнего или его силе, или его богатству, — тот недоволен тем, что присудил ему Создатель. Может ли раб жаловаться на действия своего господина, не соглашаться с тем, что нужно его господину? Это означает, что он — неверный раб. Так уж тем более не следует жаловаться на Создателя, Его деяния прямы и справедливы, и не следует подозревать Его в несправедливости.
От зависти происходит ссора. Ты знаешь, что Корах позавидовал Элицафану, сыну Узиэля, и пропал вместе со своими сообщниками, даже их малые дети пропали.
Зависть — это как болезнь, и она приводит к чахотке. Сказал мудрец своему сыну: «Остерегайся зависти, ибо она видна на тебе; лицо твое меняется из-за огорчения сердца твоего. А тот, кому ты завидуешь, радуется твоему огорчению. Зачем же тебе радовать своего врага, который этим мстит тебе?»
Завистник грабит самого себя, ибо он постоянно горюет, а разум его уменьшается из-за великой зависти, которая спрятана в его нутре. Сердце его несвободно для Учения и молитвы со вниманием, и для добрых дел. Любой человек найдет вкус в том, что ест, — кроме завистника, который не находит вкуса ни в чем, пока ближний не лишится блага.
Любой ненависти есть предел, ибо кто ненавидит ближнего за грабеж, избавится от ненависти, когда грабитель вернет то, что взял. А также и с любым видом ненависти, зависящей от исправления причиненного зла: исправлено — и ненависть пропадает, уходит. Но не так обстоит дело с ненавистью, порожденной завистью. Сказал мудрец сыну: «Не завидуй брату своему из-за того, что есть у него, потому что он будет жить в довольстве, а ты насытишься беспокойством и горьким сожалением». И сказал мудрец: «Завистник и тот, кто желает чужого; жизнь их полна гнева, они рождены на гнев». Древние мудрецы молились: «Да не позавидуем другим, и да не позавидуют нам» (Иер. Брахот 4; 2). Почему о других они молились именно об этом? Ибо в этом суть: многие люди ведут к тому, чтобы им завидовали. Надевая красивую одежду и не давая ближнему от своего, они ведут к тому, чтобы им завидовали и желали их имущества. Потому-то мудрецы и молились о других, — дабы не привести их к зависти. Ибо Закон гласит: «И перед слепым не ставь преграды» (Ваикра 19; 14). Вот почему добрым поступком будет, если человек не наденет слишком красивую, роскошную одежду; ни сам, ни жена его, ни дети его! То же касается еды и прочего, — дабы другие не завидовали ему. А тот, кого Создатель наделил богатством, пусть даст бедным и несчастным от богатства своего, пусть мягок будет в обращении с ними, пусть оказывает им добро и милость, — и мы много говорили о том, насколько хорошо, если человек любим ближними своими. А кого все любят, не станут завидовать и не будут желать его имущества.
Но человеку надлежит подниматься к степеням добра, которые суть слава для него, — тогда пусть ему завидуют и желают быть, как он, и стараются поступать подобно ему. И тот, кто остерегается завидовать, — тело его нетленно, и черви не властны над ним, как написано: «И от зависти гниют кости» (Мишлей 14; 13). У кого в сердце зависть, — того кости гниют; в чьем сердце нет зависти, — его кости не гниют (Шабат 152б). А посему пусть человек удалится от зависти и от желания чужого, и пусть не желает ничего чужого.
И пусть не скажет: «Я желаю эту вещь, принадлежащую другому, и дам за нее много денег». Почему? Потому что если кто не хочет продавать свои вещи, нельзя уговаривать продать их. Тот может постесняться отказать, — и тогда уговаривающий совершает насилие. Тем более, если это уважаемый человек, желанию которого не противоречат. Если он заранее не уверен, что принадлежащую другому вещь ему готовы отдать охотно и по собственному желанию владельца, ему нельзя просить продать или подарить.
Вот притча о желающем чужого и завистнике. Шли они вместе и встретили царя. Сказал им царь: «Пусть один из вас попросит у меня что-либо, и ему будет дано. А товарищ получит вдвойне!» Завистник не хотел просить первым, потому что завидовал, что другой получит вдвойне. А желающий чужого желал обе доли. Но он уговорил завистника просить первым. Завистник попросил выколоть ему один глаз. А его товарищу выкололи оба глаза!
Сколько зла происходит от зависти! Змей позавидовал Адаму и привел мир к смерти, и ему суждено было: «На чреве своем будешь ходить и прах будешь есть» (Берешит 3; 14). А взгляни, что произошло с Каином и Корахом, с Бил'амом и Доэгом, Ахитофелем и Гехази, с Адонией и Авшаломом, и с Узияу! Они захотели того, что им не принадлежало, — и они не только не получили желаемого, но у них отобрали и то, что у них было (Сота 9б). Из всего этого человек должен понять, что следует оставить зависть и не желать чужого. Пусть думает, что даже то, что есть у него, ему не принадлежит, ибо завтрашний день придет, и нет человека, — какая же ему польза в чужом имуществе в том, что ему не принадлежит? И об этом сказано: «Ты не знаешь, чем чреват завтрашний день» (Мишлей 27; 1).
И огромная награда ожидает того, кто остерегается зависти и возжелания чужого. Большинства преступлений человек стыдится и стыдом удерживается от них; от грабежа и воровства удерживается, опасаясь, что это станет известно, и его ославят, и он устыдится и много потеряет. Он делает простой расчет: ему это невыгодно, ибо он может потерять больше. Но зависть и желание чужого пребывают в сердце человека, и никто не подозревает, завидует он или желает чужого. Это передано на волю сердца, и об этом сказано: «И бойся Всевышнего»[1] (Ваикра 25; 17).
Зависть — дурное качество, но иногда она весьма похвальна, и такой завистью обладают праведники, завидуя страху пред Всевышним, как сказано: «Не завидуй грешникам, но всегда завидуй тем, кто страшится Всевышнего» (Мишлей 23; 17). И сказали мудрецы: «Зависть мудрецов увеличивает мудрость» (Бава Батра 21а). То есть, видя изучающего Тору весь день, пусть человек позавидует в сердце своем и скажет: «Он учится целый день, и я тоже буду!» Пусть каждый завидует тому, кто обладает добрыми качествами и исполняет заповеди, и заимствует его добрые поступки. Даже увидев злодея, который обладает хотя бы одним добрым качеством, пусть позавидует тому качеству и ведет себя соответственно ему. Но кто, завидуя ближнему, который учится и совершает добрые дела, не говорит: «Я буду поступать также!», а говорит: «Он обладает достоинствами, и его уважают больше меня!», и придумывает, как помешать и смутить ближнего в занятиях Торой и добрых делах, — у того зависть, как злая болезнь, он грешит и заставляет других грешить, он — сообщник Ероваама бен-Невата, и нет у него доли в будущем мире.
Пусть же всегда человек уважает тех, кто боится Всевышнего, изучает Тору и занимается добрыми делами, пусть протягивает им руку помощи и способствует им делом и деньгами. И другие позавидуют ему и скажут: «Если мы станем так же поступать, то и нас будут уважать и будут помогать нам». А потом от «не во Имя» они перейдут к «во Имя»[2] (Псахим 50б).
Всевышний говорит: «Завидуй ради Меня!» Ибо без зависти мир не мог бы существовать: никто не посадил бы виноградник, и никто бы не женился и не построил дом (Мидраш Теилим 37). Ибо все это совершается, потому что человек завидует другому: если тот построил дом, то и он поступит так же. И относительно жены — каждый завидует другому. А поскольку существование мира зависит от зависти, — пусть же человек направит всю зависть во имя Всевышнего: если построит дом, то в нем должна быть комната для изучения Торы. И пусть его дом станет домом совета мудрецов, и домом для приема гостей и оказания людям безвозмездного добра /хесед/. И так сказали: «Если бы Авраам не позавидовал, не обрел бы небо и землю. А когда он позавидовал? Когда сказал Малкицедеку (он же Шем, сын Ноаха): “Как вы вышли из ковчега?”[3] Он ответил: “Благодаря милостыне, которую мы там давали”. Спросил его: “Что же за милостыню вы могли давать в ковчеге? Разве там были бедняки? Ведь там были[4] только Hoax с сыновьями! И кому же вы давали милостыню?” Ответил он: “Скоту и зверям, и птицам! Ночами не спали, кормили то одного, то другого”. Сказал Авраам: “Если б эти люди не давали милостыню скоту и зверям, и птицам, то они не вышли бы. А поскольку давали милостыню, — вышли. А если я стану давать милостыню людям, созданным по образу Всевышнего, — то тем более!” (там же). И в тот же час “посадил эшель[5] в Беер-Шеве”». Да увеличит человек зависть, подобно этой! А также да будет ревностен[6] по отношению к грешникам и злодеям, сражаясь с ними и укоряя их, как сказали мудрецы: «Ревнители должны убить того, кто публично совершает соитие с нееврейкой» (Санэдрин 81б). Моше восстал за честь своего народа, взревновав против египтянина, как сказано: «И убил египтянина» (Шмот 2; 12). И об Элияу мы находим: «Я взревновал во Имя Всевышнего, ибо сыны Израиля оставили завет Твой» (Млахим I 19; 10). И так же сказано о Пинхасе: «Когда он взревновал среди них во имя Меня» (Бамидбар 25; 11). И Всевышний вознаградил его за это, как сказано: «И вот Я даю ему Мой союз мира» (там же 25; 12), и сказано: «Не бойтесь никого» (Дварим 1; 17). Страшащийся Всевышнего отдаст душу свою ради Его чести, как сказано: «Кто за Всевышнего — ко мне! И собрались к нему все левиты» (Шмот 32; 26). И сказано: «И увидел Пинхас бен-Элазар, бен-Аарон а-коэн и взял в руку копье» (Бамидбар 25; 7). Это долг всех, кто страшится Всевышнего, кто обладает чистым сердцем, — пробуждать ревность, если видят, что князья и вельможи потакают предательству. И сказали мудрецы: «Самые серьезные упущения происходят по вине высокопоставленных, как сказано (Эзра 9; 2): “И князья, и вельможи первыми участвовали в этом предательстве”» (Берешит Раба 26; 5).
[1] Везде, где это сказано, Закон желает подчеркнуть, что Он знает о преступлении, хотя люди могут и не знать.
[2] То есть хотя они начнут поступать так из-за выгоды, постепенно достигнут того, что будут поступать так бескорыстно.
[3] То есть за какие заслуги.
[4] Из людей.
[5] «Эшель» — тамариск. И аббревиатура слов «ахила» — еда; «штия» — питье; «лэвая» — проводы.
[6] Слово «кин'а» означает «зависть» и «ревность».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.