Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Здоровье
Перед обработкой раны, руки нужно вымыть полностью с мылом и водой, или надеть стерильные перчатки. Если есть маленькие куски стекла или грязи в ране, нужно ополоснуть рану водой, или использовать чистые пинцеты, если необходимо удалить инородные частицы. Рану можно слегка почистить путем полоскания под струей воды. Область вокруг раны нужно чистить с мылом и водой.
Если разрез широкий или глубокий или есть брешь (когда две стороны кожи находятся далеко друг от друга), это нужно зашить. Царапине на поверхности кожи (как например разрез от картофельной обдирочной машины) не будут нужны швы. Общее правило: если можно видеть следующий слой ткани (подкожный жир или мышцу), ему будут нужны швы. Швы нужно накладывать в пределах 24 часов. Лечится как незначительная рана (смотрите Кровотечение, Незначительная Рана). Однако, чтобы предотвратить инфекцию в этой открытой ране, нужно применить антибиотическую мазь, если только рана не будет зашита немедленно.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: Если разрез глубже, чем полная толщина кожи — то есть, был поранен жировой или мышечные слои — это считается Опасностью для жизни, смотрите Повреждение, Проникающая Рана.
Остановка Кровотечения, чистые руки — смотрите предыдущую статью.
Дезинфекция Раны: Глубокие разрезы и открытые раны хорошо лечатся антибиотической мазью, предотвращающей инфекцию. Применяя мазь, нужно выжать желаемое количество в дно раны, будучи осторожным, чтобы не измазаться, или натираться ее. Приложение местных препаратов нужно делать с шинуй. Например, еврей должен держать тубу недалеко от тела и позволить немного крема капнуть на пораженную область.
Марлевые бинты: Еврей не может нарезать марлевый бинт или использовать липкую ленту. (Алахот использования марлевых бинтов в Шаббат обсуждаются более подробно на странице 263.) Если еврей не приготовил разрезанные куски перед Шаббатом, он должен обернуть целый рулон вокруг зоны раны, а затем подвернуть конец рулона под бинт без завязывания узла. Если это не будет держаться, он может временно завязать конец бантиком, или скрепить его английской булавкой.
Бинт «Бабочки»: Согласно некоторым Поским, закрытие раны бинтом «бабочки» или «Steri-strip (стерильным пластырем)» считается актом шитья, который запрещен в Шаббат. Поэтому, в ситуациях, которые не опасны для жизни, предпочтительно попросить нееврея применить «Бабочку».
Другие Поским придерживаются мнения, что наложение бинта «бабочки» не нарушает запрещение шитья. Поэтому, если нееврей не доступен, и есть большая необходимость использовать «бабочку», еврею можно применять это с шинуй. Если не практично использовать шинуй, Еврей может применить это без шинуй.
Швы: Если разрез хорошо прочищен и перевязан, то почти никогда не возникает непредвиденный случай, чтобы зашить рану немедленно.
Важное замечание: Если кровотечение пульсирует или продолжается в течение 10 минут, возможно, что была повреждена артерия и пострадавшему нужна экстренная медицинская помощь. Необходимо вызвать скорую медицинскую помощь, или еврей должен отвезти пострадавшего в самую близкую комнату экстренной помощи немедленно. Еврей не должен колебаться из-за Шаббата. Необходимо постоянное давление на кровоточащий сосуд, пока жертва перевозится.
Внутреннее кровотечение может быть опасно для жизни и нуждается в ЭКСТРЕННОМ медицинском внимании. Оно может быть вызвано внутренней болезнью как например кровоточащая пептическая язва, рак толстой кишки, или полипы. Внутреннее кровотечение может также возникнуть в результате травмы (т. е. несчастный случай или твердый удар). Любой должен подозревать внутреннее кровотечение, если:
• у него рвота красного цвета, или это напоминает молотое кофе;
• он кашляет кровью;
• его живот раздут и плотный;
• его стул — имеет красный или черный цвет;
• его кожа бледна или холодна и липкая;
• он проявляет беспокойствие или тревогу
Еврей должен немедленно обратиться в скорую помощь. Еврей может отвезти пострадавшего. На счету каждая минута: еврей не должен задерживаться, чтобы попросить нееврея или использовать шинуй. Он должен сделать все, что нужно, как если бы не было Шаббата — то есть обеспечить экстренную медицинскую помощь как можно скорее.
Если внешняя рана бьет струей крови, или если есть сильное кровотечение — обратитесь в скорую помощь немедленно. Следующее экстренное вмешательство нужно оказать, не дожидаясь медицинской помощи: Разместите чистый компресс (стерильная марля, чистое полотенце, нижняя рубашка или обнаженную руку, если необходимо) прямо на рану и сильно прижмите ладонью руки. Продолжайте применять крепкое устойчивое давление, даже если это делает больно. Если кровоточит конечность, поднимите ее выше уровня сердца.
Еврей должен немедленно обратиться в скорую помощь. Еврей может отвезти пострадавшего. На счету каждая минута: еврей не должен задерживаться, чтобы попросить нееврея или использовать шинуй. Он должен сделать все, что нужно, как если бы не было Шаббата — то есть обеспечить экстренную медицинскую помощь как можно скорее.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.