Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Здоровье
Если волдырь неоткрыт, кожа в конечном счете поглотит жидкость, и он пройдет самостоятельно. Прокалывание волдыря обычно не рекомендуется. Однако, если волдырь большой или неудобный, можно облегчить дискомфорт, проколов его. Нужно пробить низший край волдыря стерильным объектом, и позволить пузырю засохнуть. Важно промыть волдырь и покрыть его стерильным покрытием, чтобы предотвратить инфекцию.
Если кожа вокруг волдыря красна или воспалена, или если жидкость волдыря имеет зеленый, желтый, или хмурый цвет — это более серьезная инфекция. И, поэтому, перед манипулированием с волдырем, нужно посоветоваться с врачом.
Еврею разрешено пунктировать болезненный волдырь в Шаббат, хотя, в большинстве случаев, медицинская рекомендация — не делать это. Однако, предпочтительнее попросить нееврея пробить волдырь для него (еврея).
Мытье пробитого волдыря на Шаббат губкой, куском мыла, или теплой водой из крана запрещены, но еврей может наполнить контейнер или таз горячей водой от раковины (которая была нагрета до Шаббата). Так как горячая вода в тазе находится в кли шейни, ему можно добавлять, как много, так и мало холодной воды, как хочется. Еврей может использовать теплую воду, с (разбавлено) жидким мылом, чтобы вымыть пробитый (пропунктированный) волдырь. Альтернативно, еврей может поместить волдырь (вместо того, чтобы пунктировать его) в воду, которая была нагрета перед Шаббатом.
Еврей может пробить волдырь иглой, которая была стерилизована до Шаббата.* Еврей может накрыть открытый волдырь бинтом на Шаббат (Алахот использования бинта — смотрите страницы 263).
Если кожа вокруг волдыря красная или воспалена, или если жидкость волдыря зеленая, желтая, или серая, это может быть знаком целлюлита — смотрите Целлюлит.
Любой, кто получил сильный удар, может получить перелом кости (фрактура). Область возле перелома будет очень болезненной, когда ее двигать или касаться. Она может быть опухшей и ушибленной. Такой человек должен пробовать иммобилизовать поврежденную конечность, и быть доставленным в больницу или офис врача. ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: Повреждение бедра (бедренная кость) может вызвать внутреннее кровотечение и, может быть, опасной для жизни; такое повреждение требует ЭКСТРЕННОЙ медицинской помощи. Сломанный локоть может вызвать проблемы кровоснабжения. Открытый перерыв может вызвать опасную для жизни инфекцию. При этих состояниях, нужно сразу получить медицинскую помощь (особенно, если пострадавший имеет нечувствительность в пальцах рук или пальцах на ноге).
Если еврей может вызвать медицинскую помощь попросив нееврея позвонить, он должен сделать так. Если медицинская помощь по другому не доступна, еврей может использовать шинуй, чтобы позвонить от нееврея для вызова медицинской помощи (например, нажать на телефонную кнопку ложкой).
Дожидаясь помощи, еврей может применить ледяной пакет (или лед в пластмассовой сумке) на рану, чтобы минимизировать боль и отек. Пострадавшему можно дать обезболивающее.
Транспортировка в больницу, рентген, обезболивание и репозиция костей при переломе в Шаббат должна осуществляться неевреем.
Если пострадавшему будет нужна гипсовая повязка, он должен ждать до окончания Шаббата, чтобы сделать это, за исключением открытого перелома, или сломанного локтя или длинной кости ноги (бедренной кости). Если доктор советует, что не следует ждать до конца Шаббата, так как существует постоянная опасность для конечности, он может применить такую повязку в Шаббат, используя нееврея. Не нужно говорить, что если любой опасный для жизни риск может происходить от перелома, все медицинское вмешательство — разрешено.
Опасность для жизни Если вы подозреваете, что бедренная кость (длинная кость ноги) или таз (тазовая кость) были сломаны, вы должны немедленно обратиться в скорую медицинскую помощь, чтобы транспортировать пострадавшего в самую близкую комнату экстренной помощи. Так как эти состояния требуют срочного медицинского вмешательства, еврей не должен рисковать, дожидаясь помощи нееврея (или использование шинуй), если это ожидание, может вызвать задержку, которая, возможно, подвергает опасности пациента.
Если пациент заторможен или ослаблен, ситуация — чрезвычайно срочная. Каждая минута на счету. Еврей не должен задерживаться, чтобы попросить нееврея или использовать шинуй. Еврей должен действовать так, как будто нет Шаббата, и обеспечить пострадавшего экстренной медицинской помощью как можно скорее.*
Если человек упал или растянул свою руку и демонстрирует отек, деформацию, или боль при движении поврежденной части, может иметь место смещение кости.
Самое распространенное смещение (вывих) — вывихнутый локоть у детей в возрасте до 5 лет, который часто возникает, если руку ребенка тянуть за запястье. Человек не должен пробовать поместить смещенную кость обратно на место без медицинской помощи. Он должен доставить пострадавшего к доктору.
Если вы подозреваете возможный перелом — смотрите кость, сломана (выше).
Во многих случаях смещения кости (особенно, если был сдавлен нерв), если ждать до окончания Шаббата, чтобы поместить костью обратно на место, может возникнуть риск для конечности. Так как конечность не точно находится в риске, если возможно, еврею нужно пойти к доктору. Или, еврей может попросить нееврея отвезти пострадавшего к нееврейскому доктору. Еврей может просить нееврейского доктора поставить кость обратно на место в Шаббат.
Если нееврейский доктор не доступен, еврей может рассматривать вывих как «Конечность в Риске» и Еврейский доктор может поставить кость обратно на место в Шаббат без шинуй.
Однако, если доктор определяет, что нет никакого риска в ожидании конца Шаббата (например, это — «нянин локоть» (вывих локтевого сустава возникающий при внезапной тяге за сильно пронированную руку, как например, когда взрослый дергает непослушного ребенка за руку)), который он может иммобилизовать (зафиксировать) временно пока не закончится Шаббат), Еврейский доктор не должен это делать до конца Шаббат. Однако, если жертва (пострадавший) является ребенком или выведен из строя и чувствует сильную боль, Еврейский доктор может положиться на снисходительное мнение среди Поским и сделать это (вправить вывих) без шинуй, хотя конечность не находится в риске.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.