Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Здоровье
Укус от животного, которое имеет бешенство, может приводить к потенциально фатальной Инфекции, если человек не привьется в течение 72 часов. Бешенство подозревается, если человека покусает неизвестная собака, или укусившая собака ведет себя странно, или если человек укушен диким животным, особенно скунсом, енотом, летучей мышью, или лисой. Также бешенство подозревается в случае любого тесного контакта с летучей мышью. (Большинство укусов собаки не приводят к бешенству, а большинство укусов летучей мыши приводят.) Чистите рану с мылом и водой, применяйте йод, и покрывайте стерильной марлей. Примените давление, чтобы остановить кровотечение.
Для укусов животных, которые представляют угрозу инфекции кроме бешенства — смотрите следующую статью.
Риск Бешенства — большинство укусов собаки не приводят к бешенству. Однако, пострадавший может нуждаться в прививке от бешенства как профилактика. В ситуациях, когда риск бешенства низкий, еврей может безопасно ждать до окончания Шаббата.**
Высокий Риск Бешенства — если еврей подозревает, что животное почти наверняка имеет бешенство (например, он был укушен летучей мышью, или собакой, у которой шла пена изо рта или которая вела себя странно), или он подозревает, что может быть некоторая задержка в получении вакцинации, ему нужно идти к больничной аварийной комнате немедленно (в Шаббат).
Эта ситуация опасна для жизни, но нет никакой необходимости, чтобы получить медицинскую помощь в пределах минут. Поэтому, еврей должен использовать нееврейский телефон для аварийной медицинской помощи. Еврею придется звонить, он должен поднять телефон и позвонить посредством шинуй (посмотрите страницу 256).
Еврей должен в Шаббат использовать нееврейскую скорую медицинскую помощь или нееврейского водителя такси), чтобы доставить пациента к доктору или кабинет экстренной помощи. Однако, если ожидание нееврея или использование шинуй может вызвать задержку, которая может угрожать пациенту, Еврей может позвонить и/или управлять сам, без шинуй.*
Любой человеческий или животный укус, который повреждает кожу нуждается в медицинском внимании. Эти укусы могут приводить к серьезной инфекции, которая, если не лечить, может в конечном счете стать фатальной. Пострадавший должен немедленно прочистить рану раствором йода или вымыть с мылом и полить водой как минимум в течение пяти минут. Он не должен помещать лекарства, антисептики, или домашние средства на рану; скорее он должен поместить стерильную марлю на рану и применить давление, пока она не перестанет кровоточить.
Большинство укусов (даже от провоцируемого сердитого ребенка) обычно не будут достаточно сильными, чтобы фактически проткнуть кожу пострадавшему; где кожа неповреждена, никакое средство (кроме утешения пострадавшего) не нужно.
Однако, если кожа жертвы повреждена, рана должна быть немедленно дезинфицирована. Поэтому, еврей может почистить рану, используя мыло, энергично промывая ее под сильным потоком воды. Предпочтительнее использовать Бетадин или даже разбавленное антибактериальное мыло. Иначе, используйте обычное разбавленное жидкое мыло. Если нет никакого жидкого мыла, еврей может промыть рану с обычным куском мыла, но должен использовать шинуй, если возможно. Если он имеет перекись водорода или любую дезинфицирующую жидкость, он должен лить это на рану.
Необходимо начать применение антибиотиков пострадавшему немедленно.* Эта ситуация опасна для жизни, но нет никакой экстренности, чтобы получить помощь именно в пределах минут. Поэтому, еврей должен использовать нееврейский телефон для аварийной медицинской помощи. Еврею придется звонить, он должен поднять телефон и позвонить посредством шинуй (посмотрите страницу 256).
Еврей должен в Шаббат использовать нееврейскую скорую медицинскую помощь или нееврейского водителя такси), чтобы доставить пациента к доктору или в кабинет экстренной помощи. Однако, если ожидание нееврея или использование шинуй может вызвать задержку, которая может угрожать пациенту, Еврей может позвонить и/или управлять сам, без шинуй.**
Для остановки кровотечения от незначительной раны обычно нужно не более чем небольшое давление на рану и стерильный бинт, чтобы защитить рану от инфекции. (Для более глубокой раны — смотрите следующую статью).
Перед обработкой раны, руки нужно вымыть полностью с мылом и водой, или надеть стерильные перчатки. Если есть маленькие куски стекла или грязи в ране, нужно ополоснуть рану водой, или использовать чистые пинцеты, если необходимо удалить инородные частицы. Рану можно слегка почистить путем полоскания под струей воды. Область вокруг раны нужно чистить с мылом и водой.
В Шаббат еврей должен применить давление к ране с помощью стерильного марлевого тампона для остановки кровотечения. Он может также применить давление стерильной одноразовой перчаткой. Если они не доступны, он может применить давление непосредственно его рукой, пока не остановит кровотечение. Затем нужно применить бинт.
Если разрез открыт и, возможно, нужно зашить — смотри через 1 статью.
Разрезы головы или скальпа могут сильно кровоточить, даже если рана незначительна. Часто такой ране нужно не более чем маленькое давление, чтобы остановить кровотечение и стерильный бинт, чтобы защитить рану от инфекции. Также смотрите Повреждения головы.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: Если была порезана ладонь, будет нужно экстренное медицинское вмешательство, посмотрите Кровотечение, Ладонь.
Если разрез пришелся по голове человека с сердечными проблемами или другой серьезной МЕДИЦИНСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ, он должен видеть доктора немедленно.
Если в рану попало что-нибудь ГРЯЗНОЕ, и прошло более 10 лет с тех пор, как он был привит от столбняка, ему нужно получить повторную прививку от столбняка.
Кровотечение, Разрезы, царапины — легкая рана (продолж.)
Что делать в Шаббат…
Недомогание Остановка Кровотечения: В Шаббат еврей может использовать стерильный марлевый тампон, чтобы применить давление к ране для того, чтобы остановить кровотечение. Еврей может разрывом открыть обертку марлевого тампона, но должен постараться избежать разрыва напечатанных слов (посмотрите страницу 263). Если он не имеет марлевый тампон, он может надеть стерильную перчатку и применить давление его рукой. Он должен предпочтительно не использовать полотенце или полотно, чтобы остановить кровотечение (благодаря проблемам сжатия полотна), если только он не имеет никакой альтернативы (например, марля, стерильная перчатка).
Чистка и Дезинфекция: Моя руки или промывая рану, еврей должен использовать разбавленное жидкое мыло, а не кусок мыла. Еврей может использовать водородную перекись, чтобы чистить рану. Он должен лить что-то непосредственно на рану. Нельзя лить водородную перекись (или другие жидкости) на вату или марлю. Однако, после промывания раны перекисью, он может посушить рану стерильным марлевым тампоном. Еврей не может применять местную мазь — антибиотик к незначительным разрезам и царапинам в Шаббат.
Еврей может продезинфицировать пару пинцетов алкоголем или Бетадином и использовать их, чтобы удалить инородные частицы.
Липкая повязка бинт (лейкопластырь): Еврей может открыть обертку и применять лейкопластырь в Шаббат.
Сомнение по поводу опасности для жизни Если на рану попала грязь, требуется профилактика столбняка. Если повреждение требует, чтобы профилактика столбняка происходила в пятницу после обеда или вечером, еврей не должен ждать до окончания Шаббата.
Если возможно пойти к доктору, он должен сделать это. Если это не возможно, еврей может попросить нееврея отвезти его. Если нееврей недоступен, еврей может отвезти себя сам.
Однако, если повреждение произошло в Шаббат (и он был привит от столбняка как минимум однажды в его жизни), он должен ждать до конца Шаббата, чтобы получить прививку против столбняка.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»