Из цикла «Религиозные законы (алаха) лечения в Шаббат», темы: Шабат, Алаха, Еврейские законы, Тора и медицина, Здоровье
Астма — дыхательная болезнь, которая может вызвать легкое или сильное затруднение дыхания.
Большинство лекарств против астмы работают, чтобы облегчить симптомы, т.е., чтобы открыть дыхательные пути и облегчить дыхание.
Легкий приступ астмы можно обычно купировать вдыханием антиастматических препаратов, используя ингалятор или небулайзер. Доктор может порекомендовать, какой вид ингалятора лучше всего подходит для страдающего астмой.
Тяжелый приступ астмы может быть опасен для жизни и требует экстренного медицинского вмешательства — смотрите следующий пункт.
Еврей, находящийся на предписанном курсе лечения астмы может продолжать свое лечение в Шаббат.
Еврей может использовать ингалятор и принимать препараты для того, чтобы открыть свои дыхательные пути и облегчить дыхание. (Если, по мнению доктора, вручную управляемый ингалятор более эффективный для него, чем электрически управляемый небулайзер (распылитель), он должен использовать ручной ингалятор в Шаббат).
Еврей, который имеет легкое течение астмы без симптомов но ожидает, что ходьба в шуль («школу бронхиальной астмы») спровоцирует затруднение дыхания, не может принять лекарства для снятия симптомов, потому что в данном случае, он считается здоровым человеком (кому лекарства в Шаббат запрещены).*
Острый сильный приступ астмы может быть опасен для жизни и требует экстренного медицинского вмешательства.
Если еврей принял свое лекарство от астмы и все еще имеет трудность дыхания, то любой должен немедленно обратиться к Hatzolah или EMS, чтобы транспортировать пострадавшего в самую близкую комнату экстренной помощи. Так, как это состояние требует экстренного медицинского лечения, то еврей не должен рисковать, дожидаясь помощи нееврея (или использования шинуй), если это вызовет задержку, которая подвергнет опасности больного.
Если жертва находится в состоянии ОДН (острой дыхательной недостаточности), то правило: еврей не должен задерживаться, чтобы попросить нееврея или использовать шинуй.**
Эпидермофития стоп — грибковая инфекция, которая неудобна, но не опасна, и может в большинстве случаев лечиться успешно без обращения к доктору. Зуд, который чрезмерно чешется, может создать отверстие в коже, через которую могут проникнуть бактерии, которые могут вызвать инфекцию. Если это случится, нужно обратиться к доктору. (посмотрите Целлюлит).
Страдающий эпидермофитией стоп не может применять лекарственные лосьоны или кремы, а также любые лекарства в Шаббат. Ему нельзя применять, содержащий лекарственное вещество порошок, но можно применять обычный не содержащий лекарственное вещество порошок талька, чтобы ускорить сухость участка.
Если кожа треснута и окружающая область воспалена и отечна, это может быть признаком целлюлита — смотрите Целлюлит.
Укус пчелы или осы обычно вызывает не более чем легкое местное раздражение.
Если жало видно, его нужно удалить осторожно, нежно скобля ногтем или тыльной стороной ножа.
Применение льда (или холодного компресса) к пораженной области сократит распространение гистаминов, которые вызывают зуд. Поливание холодной воды на пораженную область также поможет уменьшить боль.
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ: Будьте бдительны при появлении аллергической реакции, которая может возникнуть вплоть до нескольких часов после укуса. Сильная АЛЛЕРГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ может быть ОПАСНА для жизни (смотрите следующую статью).
Взрослый: Еврей может удалить жало в Шаббат. Еврей может также применять лед или холодную воду, чтобы сократить боль и отек. Использование холодных компрессов и холодных пакетов обсуждаются на странице 42.
Еврей не может принять оральные препараты или применить содержащие лекарственное вещество примочки или крем в Шаббат. Однако, если жало очень болезненное, еврей может попросить нееврея применить местно содержащие лекарственное вещество крем или мазь в Шаббат.
Выведенные из строя (нетрудоспособные) Ребенок: Если пострадавший — ребенок,* в добавок к использованию льда или холодной воды, еврей может дать ребенку любое оральное (через рот) или местное лекарство, которое нужно, чтобы облегчить боль и дискомфорт.
Применяя крем или мазь, еврей должен выдавить желаемое количество из тубы (тюбика), будучи осторожным, чтобы не измазать его или натереться им. Приложение местного препарата нужно сделать с шинуй. Например, еврей должен держать тюбик подальше от тела и позволить немного крема капнуть на пораженную область.
Укус пчелы или осы может быть опасен для жизни, если жертва — аллергик к яду насекомых. Симптомы — любые из следующих: ЗАТРУДНЕНИЕ ДЫХАНИЯ, першение в горле или груди, сильный отек, сыпь, сильное зуд, судороги, или потеря сознания.
Еврей должен быть готов к реанимационным мероприятиям, если необходимо И должен немедленно обратиться в Скорую медицинскую помощь (в Хатцолу или EMS). Еврей может отвезти пострадавшего. Второе правило: еврей не должен задерживаться, чтобы попросить нееврея или использовать шинуй. Еврей должен сделать все, что необходимо — как будто это не Шаббат — чтобы обеспечить жертве экстренной медицинской помощью как можно быстро.
Если жертва (пострадавший) имеет возможность сделать инъекцию адреналина (как например «Эпипен»), то он должен это сделать безотлагательно, не дожидаясь прибытия помощи.
Человек, про которого, известно, что у него сильная аллергия к пчелам, должен иметь Эпипен с собой всегда. Относительно ходьбы вне эрува с Эпипен, нужно посоветоваться с раввином.*
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бешалах
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.