Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Зейра: Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.»Трактат Сукка 36:2
Вера в приход Машиаха — один из 13 принципов иудаизма. Машиах — потомок царя Давида, который будет послан Б-гом для спасения Израиля и всего мира. Каждый еврей должен верить в приход Машиаха и ожидать его в любой день.

Заповедь ожидания

«Ибо есть еще время до исполнения видения, и свидетельствует оно о конце и не обманет оно; если замедлит — жди его, ибо придет непременно; не опоздает» (Хавакук 23).

«И услышал я, как муж, одетый в льняные одежды, что был над водами реки, подняв правую и левую руку свою к небесам, клялся Вечноживущим, что к назначенному сроку, к срокам и половине срока, когда полностью сокрушены будут силы народа священного, закончится все это. А я слышал, но не понял, и сказал я: “Господин мой, что будет с этим в грядущем?” И сказал он: “Отойди, Даниэль, ибо скрыты и запечатаны речи эти до конца срока. Они будут разъясняться, и выясняться, и исчисляться многими, злодеи же будут злодействовать; и не поймут этого все злодеи, а мудрые поймут. А со времени упразднения ежедневной жертвы и установления мерзости безмолвной — тысяча двести девяносто дней. Счастлив, кто дождется и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. Ты же иди к концу и упокойся, и встанешь по жребию своему в конце дней”». (Даниэль 12:7-13)

«И потому медлит Господь помиловать вас, и потому удалится, чтобы сжалиться над вами, ибо Бог правосудия Господь, счастливы все ожидающие его» (Йешайау 30:18).

«О чем сказано: “и свидетельствует оно о конце и не обманет”? Cказал Рабби Шмуэль Бар Нахмани, сказал Рабби Йонатан: да изыйдет дух рассчитывающих сроки, ибо они утверждают что раз подошел срок, а он не явился, то более не придет, но жди его, и как сказано: “и если медлить будет — жди его”. Если вдруг скажешь ты: мы ждем, а Он не ждет — об этом говорит Писание: “поэтому ожидает Господь помиловать вас, и потому возвысится, чтобы сжалиться над вами”. Но раз мы ждем, и Он ждет, кто же мешает? — Черта суда» (Санэдрин 97б).

Заповедь ожидания — часть основы веры

«Дни Машиаха — это верить и признавать истинным, что он придет, и не думать, что опоздает, если задерживается — жди его, и не определять ему время и не подсчитывать из Писаний время его прихода… и верить, что у него будет преимущество, возвышенность и почет над всеми царями, что были в мире, как пророчествовали о нем все пророки от Моше до Малахи, и тот, кто сомневается в нем или недооценивает его — отрицает Тору, которая обетовала его прямым текстом в главе Билам и в главе Ницавим. Из данного принципа следует, что царь у Израиля может быть только из дома Давида и из потомства Шломо, а тот, кто спорит с этой семьей (о престоле) отрицает Всевышнего и слова Его пророков» (Рамбам, Основы веры).

«“И тот, кто не верит в него или не ждет его прихода, отвергает не только других пророков, но и Тору, и Моше Рабейну” (Рамбам, законы о царях, глава 11).

“Я верю полной верой в приход Машиаха, и хотя будет медлить, все равно буду ждать его каждый день, что он придет” (Сидур).

“Когда приводят человека на небесный суд, говорят ему: торговал ли ты честно ? уделял ли ты время Торе ? старался ли ты привести в мир детей ? ожидал ли ты Избавления?” (Шаббат 31а).

Сообразно с силой своей веры в избавление удостоится человек видеть его: “сказал Раби Элиэзэр: “ибо кто презирал день малый” — кто виной тому, что презрен будет стол их в будущее время? — Ибо они не верили в Творца” (Сота 48б). И следует тебе знать и понять, что главное в вере то, что человек верит, что Творец всемогущ, и потому он верит в Него, и в заслугу этого, когда придет время, когда Всевышний сделает благо, то даст ему сообразно тому как он верил в Него, что столь велика Его сила и могущество. Но когда не верит в Него, то он будто уменьшает его силу и могущество, и поэтому в будущем когда придет время, когда Всевышний раскроет свою силу и могущество, то ему раскроются они лишь сообразно с той верой, какую он имел в Него. И пойми это» (Маараль Натив а-Эмуна, глава вторая).

Ожидать его, что он придет каждый день

Из формулировок этой основы веры выходит, что есть обязанность ждать его каждый день. И как следует из слов мудрецов: «Спросил рабби Йеошуа бен Леви пророка Элияу: когда придет Машиах? Ответил ему: Иди спроси его самого. — Где же сидит он? — У входа в город. — Как я узнаю его? — Он сидит между бедняками, страдающими от болезней, все развязывают и завязывают свои припарки за раз, а он развязывает одну, и завязывает другую, говоря: может быть я буду востребован, и не следует задерживаться. Пошел к нему, и сказал ему: Мир тебе, мой учитель и наставник. Ответил ему: мир тебе, бар Ливай. Сказал ему: когда придешь ты, Господин? — Сказал ему: сегодня. Вернулся к Элияу и сказал ему: … он обманул меня, ведь он сказал мне: сегодня приду я, но не пришел. Ответил ему: он так сказал тебе: сегодня, если голоса моего послушаете».

Уже многие задали вопрос из отрывка в трактате Рош а-Шана (10б): «Рабби Элиэзер утверждает: в месяц Нисан они были избавлены из Египта, последнее же избавление произойдет в месяц Тишрей. А Рабби Йеошуа утверждает: в месяц Нисан были избавлены, и в месяц Нисан будут избавлены». И так объясняется в Шмот Рабба: «… “Ночь хранимая” — ибо в неё сделал великое праведным, так же, как сделал Израилю в Египте… И в неё Машиах и Элияу возвеличатся».

И так поясняет Виленский Гаон: «четыре этапа избавления произойдут в те четыре начала сезонов, когда судится мир, в Песах будут избавлены от рабства, В Рош а-Шана будет окончательный суд над врагами Бога. В Шавуот будет собрание рассеяния посредством Моше Раббейну. В Суккот будет воздвигнут Храм».

Еще спрашивают: ведь сказано в пророчестве Малахи (3:24), что пророк Элияу должен возвестить о приходе Машиаха: «Вот, Я посылаю вам пророка Элияу, перед наступлением дня Господня, великого и страшного». Если Элияу еще не пришел, то получается, что и Машиах не может прийти сегодня. И так объясняется в Гемаре Эйрувин, что Элияу должен прийти перед Машиахом, но ведь обетовано Израилю, что Элияу не придет в канун Шаббата или в канун праздника, чтобы не утруждать людей. И в Шаббат также не может он прийти, по мнению того, кто считает, что запрет «Тхумин» (разрешенного пути в Шаббат) действует на высоте выше десяти ладоней.

Из этих вещей есть и алахичесское следствие: тот, кто дает обет воздерживаться от вина в день явления сына Давида, можно ему пить вино в эти дни. И еще следует спросить: почему весь год не разрешено ему пить вино, за исключением месяца Нисан, когда произойдет Избавление?

В книге Турей Эвен (Рош а-Шана 11a) дан на это ответ согласно Гемаре в трактате Санэдрин (98а), что естьдва срока: «беита» (в положенное время) и «ахишена» (ускоренное время), и все эти определенные времена касаются лишь ситуации, когда Израиль не удостаивается ускоренного избавления, и тогда избавление наступит в срок «беита», но если удостоятся они, как ответил Машиах Рабби Йеошуа бен Леви, то оно может прийти в любой день, в срок «ахишена».


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше