Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Тазриа, Ритуальная чистота, Магид из Дубно, Еврейская притча, Цараат
«Если будет на коже человека опухоль или лишай, или пятно»[1].
Написано в Мидраше[2]: Сказано: «Для насмешников уготовано наказание»[3]. Это похоже на то, как знатная римлянка вошла во дворец императора. Она увидела висящие на стене ремни и палки, и стала бояться. Император сказал ей: «Не страшись. Это предназначено для рабов. А для тебя — есть, пить и веселиться». Когда евреи услышали законы кожных болезней, стали бояться. Сказал им Моше: Не бойтесь. Это предназначено для идолопоклонников, а вам — есть, пить и радоваться, как сказано: «Много болезней у злодея, а уповающего на Б-га окружает милосердие».
Объясним это.
Притча.
Один мясник растил у себя в доме сироту. Он был очень способным и обладал разными знаниями. Когда мальчик захотел учиться считать, мясник набрал для него косточек, и тот мог с их помощью вести разные подсчеты. Когда сироте пришло время жениться, его взял себе зятем один богач. Тесть одел и обул его, и заботился обо всех его нуждах. Однажды они шли по улице, и этот парень увидел в мусоре косточки. Он подбежал и взял себе пригоршню. Богач удивился: «Зачем это ты копаешься в мусоре и берешь оттуда отходы?!» Его зять ответил: «Мне нужны эти косточки, чтобы заниматься подсчетами, как я это делал раньше». Богач возразил: «Это было, когда ты жил в доме бедняка. Но теперь ты живешь у меня и можешь вести свои подсчеты золотыми и серебряными монетами. Я дам тебе столько, сколько захочешь».
Смысл этой причти в том, что уже сказал мудрый царь Шломо: «Ведь нет на земле праведника, который бы делал добро и не грешил»[4]. Поэтому сказали мудрецы[5]: Тот, кто не подпадает под приговор «Сокрытие лика», не из них (сынов Израиля), ведь кто может сказать: «Очистил я сердце свое». Сокрытие лика может проявляться разными путями. (Сокрытие лика: «И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю, и сокрою лик Мой от них…»[6]. Талмуд говорит, что тот, кто не находится под приговором «Сокрытие лика», — нееврей. То есть, если человек во время пришедшего на него несчастья взывает к Б-гу, и Он не скрывает от него Свой лик, а отвечает на молитву, и неприятности прекращаются, это знак того, что этот человек не из евреев. Ведь на евреев распространяется приговор «Сокрытие лика». Это противоположно благословению коэнов, которые говорят:«Обернет Б-г лик Свой к тебе». И еще, с евреев взыскивают за грех немедленно, в этом мире, чтобы у них был будущий мир. Не такова линия поведения Б-га с идолопоклонниками — прим.). Может быть, что человек получает тяжкие наказания и его постигают страдания, а может быть, что наказание легкое. Об этом сказано[7]: Что называется страданиями? Даже когда человек сунул руку в карман, чтобы вынуть три монеты, а вынул две, это тоже «страдание». Казалось бы, зачем страдания должны быть на виду? Тот, кто мучается, знает, что у него болит. Но мудрецы хотели здесь сказать, что поскольку нет праведника, который бы не получил страданий от Всевышнего, чтобы стать более совершенным и подняться на более высокую ступень, все же должно быть различие между страданиями праведника и страданиями грешника. Поэтому страдания бывают разного уровня. Кто-то становится бедным и больным. А кто-то может быть богатым, но не получить чего-то желаемого. Это должно быть ему знаком, что Свыше хотят его пробудить, чтобы проверил свои поступки. Поэтому сказано, что тот, кто не подпадает под приговор «Сокрытие лика», обычно не из них. Ведь того, кого Всевышний избирает, Он хочет наставить на правильный путь, как сказано: «А того, кого любит Б-г — наставляет»[8]. И иногда хватает такого «страдания», как вынутая из кармана не та монета, и не нужно забирать у этого праведника полагающееся ему благо или обрушивать на него удары. Этого достаточно, чтобы праведник пробудился и продолжил духовный рост. Об этом и написано в Мидраше: «Для насмешников уготовано наказание». Ведь, чтобы пробудить их и подтолкнуть к раскаянью, требуется обрушить на них удары. «Это похоже на то, как знатная римлянка вошла во дворец императора… Сказал ей император: “Это для рабов… а для тебя — есть, пить и веселиться”» — если иногда я буду сердиться на тебя, то лишу тебя чего-то из еды, питья или веселья, которые приготовил для тебя. Это и сказал Моше еврейскому народу.
Все вышесказанное прекрасно объясняет сказанное в Мидраше[9]: «…И было проказой на коже его»[10] — ведь в этом мире заболевания осматривает коэн (и решает, является заболевание ритуально чистым или нет). Но о будущем мире Всевышний сказал: «Я очищу вас», как сказано: «И брызну на вас чистой воды»[11].
[1] Ваикра 13:2
[2] Мидраш Ваикра Раба 15:4
[3] Мишлей 19
[4] Коэлет 7:20
[5] Хагига 5а
[6] Дварим 31:5
[7] Эрхин 16б
[8] Мишлей 13
[9] Мидраш Ваикра Раба 15:9
[10] Ваикра 13:2
[11] Йехезкель 36
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»