Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Аарон, Моше, Магид из Дубно, Шмини, Еврейская притча
«И говорил Б-г Аарону: Вина и всего пьянящего не пей… когда будешь приходить в Шатер откровения»[1].
Следует понять, почему вино и другие пьянящие напитки были запрещены именно при входе коэна служить в Шатер откровения. Разъясним это с помощью высказывания мудрецов[2]: За пределами Иерусалима был камень для денежных расчетов, и тот, кто хотел провести финансовые подсчеты, шел к нему. Это было устроено для того, чтобы люди не делали расчеты в Иерусалиме, так как это может привести человека к грусти, а Иерусалим назван: «Радость для всей земли». Храм тоже является местом радости, как сказано: «Возрадовался я, когда сказали мне: Пойдем в дом Б-га»[3]. Вино же было сотворено только для утешения страдающих, тех кто не может вынести своего горя, как сказано: «Дайте пьянящий напиток погибающему, и вино тем, кому на душе горько»[4].
Притча.
На дороге встретились два путника. Один — врач, а другой повар. Они оба искали работу, и врач предложил повару продолжить путь вместе, ведь вдвоем лучше, чем одному. Повар возразил: «Какой нам толк от совместных поисков? Тебе нужен город, в котором будет много тяжело больных, которым нужен лекарь. А мне нужен наоборот, город, жители которого крепки и здоровы, и много едят и пьют. Я буду готовить им дорогие яства, и у меня будет заработок».
Смысл этой притчи в том, что Храм и вино служат совершенно разным целям, а потому сказано: «Вина и всего пьянящего не пей, когда будешь приходить в Шатер откровения» (то есть, место Храма это место радости, а место вина там, где грусть — прим.)
«И говорил Б-г Моше и Аарону, обращаясь к ним».
Написано в Мидраше[5][6]: Сказал рабби Пинхас: «Ухо, слушающее наставления жизни, будет пребывать среди мудрых»[7]. «Ухо, слушающее наставления жизни» — это сыновья Аарона (Элазар и Итамар — прим.). «Будет пребывать среди мудрых» — то есть, Элазар и Итамар находились близко от смерти, но то, что они прислушались к наставлениям Моше, спасло им жизнь (После греха с золотым тельцом Моше молился за Аарона и его молитва помогла. Мера суда постигла только двоих из четырех сыновей Аарона — прим.). Удостоились жизни не только они, но и их отец и его брат Моше. На них опустилась Шхина — с ними заговорил Б-г.
Объясним это.
Притча.
Есть два вида торговцев. Одни торгуют новым товаром, а другие подержанным и поношенным. Естественно, что каждый из них приобретает свой товар в другом месте. Первый едет туда, где есть торговые дома, где продается дорогая одежда. А второй приобретает свой товар в деревнях, у бедных людей, которые продадут свои пожитки дешево.
Смысл этой притчи в том, что есть две возможности принять наставления. Одна — увидеть, как Б-г наказывает согрешивших и взбунтовавшихся и извлечь урок. Другая — наблюдать за поведением праведников и мудрецов и учиться морали у них. Об этом и говорит стих: «Ухо, слушающее наставления жизни, будет пребывать среди мудрых». Лучше пребывать среди мудрецов и учиться морали у них. Это то, что Мидраш говорит про детей Аарона. И в итоге: «они удостоились того, что Всевышний с ними заговорил». Это есть: «Ухо, слушающее наставления жизни» — от живых людей, то есть, второй вид наставлений. Сыновей Аарона предупреждают, чтобы им не понадобилось извлекать мораль у мертвых, ведь это не нужно для них. Это то, что написано в Мидраше: они присутствовали при смерти и смогли подняться духовно, чтобы их не коснулся такой вид поучения. Впоследствии они удостоились услышать слова Б-га. Но они удостоились услышать слова от самого Живого Б-га.
[1] Ваикра 10:8-9
[2] Мидраш Шмот Раба 52:5
[3] Теилим 122:1
[4] Мишлей 31:6
[5] Ваикра 11:1
[6] Мидраш Ваикра Раба 13:1
[7] Мишлей 15:31
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»