Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрет садиться на постоянное место отца

14. Пусть сын не сидит в синагоге на постоянном месте отца при жизни отца. Но некоторые считают, что этот запрет только относится если у отца особо почетное место, но если отец просто покупает одно из мест в синагоге, то сын может там садиться [когда отца нет]. А есть те, кто строги во всех случаях, кроме как если отец разрешил сыну садиться на его место. Что касается главного мнения, все зависит от обычая в этом месте. Если обычай быть строгим, то сын не должен поступать против обычая.

15. Запрет садиться на постоянное место отца относится, когда это место выбрано из-за уважения к отцу, например, во время трапезы. Но если отец просто выбирает постоянно сесть куда-то во время работы или занятий Торой, т.к. это место ему более удобно, тогда возможно не запрещено сыну садиться туда.

16. Если отец обычно обучает Торе, и он послал сына заменить его, тогда сыну следует не садиться там, где обычно сидит отец, но немного подвинуть стул. Но если это невозможно, можно быть мягким, т.к. если отец послал сына заместить его, он наверняка разрешил ему сидеть на своем месте.

17. Если у отца особое кресло, тогда сын не должен на него садиться даже когда оно стоит в другом месте. Это относится и дома и в синагоге, кроме как если отец разрешил. Также сын не должен сидеть на рабочем месте отца.

18. Если сын гостит у родителей, даже если их нет, пусть он не лежит на их кроватях. Некоторые запрещают сыну даже садиться на кровать отца или матери, если он не попросил разрешения, а другие считают что садиться можно, и следует следовать строгому мнению.

19. Даже если отец молится в этой синагоге только по утрам, все равно сын не может занимать его место во время послеполуденной или вечерней молитвы. Также во время судных дней, когда нет свободных мест в синагоге, а отец является Хазаном [и молится впереди всех], все равно сын не может пока занять место отца, если не получил на это разрешение.

20. Если в синагоге два миньяна, и в первом миньяне определенное место занимает его отец, а во втором кто-то другой, все равно это место считается постоянным местом отца, и сын не может там садиться, если не получил разрешения от отца.

21. Если у отца было постоянное место в синагоге, а потом он поменял его на другое, тогда сын может теперь сидеть на старом месте отца при условии, что отец тоже в синагоге или он уже давно поменял свое место и всем это известно. Также, если отец раньше молился в одной синагоге, а потом стал молиться в другой, сын может занять место отца в первой синагоге.

22. Когда отец умер, сын может сидеть на его месте дома или в синагоге, т.к. только по отношению к запрету называть отца по имени нельзя это делать даже после его смерти. Но сидеть на месте отца можно после его смерти, и также можно сидеть на месте раввина после того, как тот умер. Но если отец был мудрецом Торы и поэтому ему дали почетное место в синагоге на восточной стороне, а сын не является мудрецом Торы, тогда сын не должен сидеть на месте отца после его смерти. Некоторые считают, что, когда умер раввин, который обучал многих Торе, его место в синагоге покрывают одеждой, чтобы туда никто не садился в течение 12 месяцев. И также неприлично сыну сидеть на месте умершего отца в синагоге, даже если это разрешено по букве закона, так как люди считают это наглостью. Кроме того, раз 12 месяцев принято зажигать в синагоге свечку в честь отца, как будто он там присутствует [и тогда нельзя сидеть на его месте]. Но другие считают, что даже лучше если сын займет в синагоге место отца после его смерти, и тем, что сын там сидит, увеличивается уважение к отцу.

23. Если сын поселил [престарелого] отца у себя дома или отец остановился на Субботу у сына, следует предложить отцу место во главе стола, и такой у нас обычай.

24. Когда все встают после Кидуша мыть руки, сын должен пропустить отца мыть первым. Также, если на стол приносят фрукты и сласти, нужно предложить отцу взять первому. Также сначала приносят тарелку с блюдом перед отцом. И сыну не следует начинать есть, пока не начал есть отец. Но необязательно ждать, пока сядет есть мать, т.к. [обычно] она хочет сначала принести всем еду, а потом садится сама.

25. Если отец гостит у сына на Субботу или праздник, пусть сын даст отцу сделать Кидуш на вино. А если отец не знает, что он должен иметь в виду, включить остальных в свои благословения, чтобы те выполнили заповедь, пусть сын ему сообщит об этом перед Кидушом. Но если отец не может нормально произносить слова Кидуша, и проглатывает слова, тогда сын может сделать отдельно свой Кидуш на вино. А если отца это обижает, тогда пусть сын даст отцу сделать Кидуш [и т.к. отец проглатывает слова], то остальные должны шепотом произносить Кидуш с отцом[1].

26. Если отец гостит у сына в Субботу, некоторые считают, что сын должен [делать браху и] разламывать хлеб, ведь он хозяин дома, и он раздает от всего сердца[2]. Но другие считают что в наше время не так важно, чтобы хлеб ломал хозяин дома, и значит, сыну лучше дать эту привилегию отцу.

27. В Субботу и праздник сын сначала отламывает себе кусочек хлеба размером в кезаит[3]. А потом он отламывает для жены кусочек размером с яйцо, и это имеет каббалистический смысл. И уж потом он отламывает остальным присутствующим, даже если среди них большие мудрецы или его родители. И хотя обычно отец прощает, что ему не дают хлеб раньше жены сына, раз такой обычай по каббале, все равно пусть сын попросит прощения у отца, или пусть даст жене и отцу одновременно.


 

[1] Раввин имеет в виду, что если делающий кидуш не произносит нормально слова, невозможно с ним выполнить заповедь, поэтому все сидящие должны тоже произнести слова Кидуша и выпить вина.

[2] Дело в том, что Талмуд учит, чтобы хлеб разрезал и раздавал хозяин дома, т.к. раз он пригласил гостей, у него «хороший глаз» и он раздаст всем достаточно.

[3] Порядка 20 грамм.

 

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»