Освобождают ли оскорбительные для детей ситуации от обязанности «почитать родителей»?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к источнику.
Заповедь почитать родителей впервые дана поколению Исхода из Египта. В пустыне Всевышний заботился о нуждах еврея: с неба падал манн (манна небесная), обеспечивающий их необходимыми питательными веществами, колодец с водой всегда был рядом со станом и давал достаточно воды, «облака славы» укрывали от палящего зноя, а одежда никогда не рвалась. И все это были дары Творца. Биологические родители почти ничего не давали своим детям.
Более того, родители этого поколения принесли детям великую боль и страдание. Они сделали Золотого Тельца, а позднее приняли на веру рассказ разведчиков и боялись идти в Обетованную Землю, что заставило всех блуждать в пустыне сорок лет.
И тем не менее, именно это поколение стояло у горы Синай, принимая Десять Заповедей, и среди них — «Почитай отца твоего и мать твою…».
Представь себе, ты тонул, и незнакомый человек спас тебя. Ты вечно будешь ему благодарен. Насколько же больше наш долг перед родителями, которые дали нам жизнь!
Конечно, это не повод для того, чтобы родители нас оскорбляли. Не стоит и говорит, что иудаизм запрещает такое обращение со своими детьми. Дети — драгоценные камни, которые Всевышний дает на время родителям, чтобы они их отшлифовали. Грубые родители, оскорбляющие детей, наносят вред этим драгоценным камням, и им придется дорого заплатить за их поступки или пренебрежение.
Что означает на практике — «почитать родителей»?
Не прерывать их, когда они говорят.
Не будить их, когда они отдыхают.
Предлагать им свою помощь.
Как следует реагировать детям, если родители обижают их?
Лучшее решение — сохранять дистанцию, по возможности, избегать лишних контактов. Если родителей нет рядом, боль конфронтации значительно уменьшится.
При возникновении конфликтных ситуаций, сгладить их помогает эмоциональное проведение различий между родителем, который «дал жизнь» и родителем — «оскорбляющим».
Почитание родителей отнюдь не предполагает, что их уважают за их слабости. Это — аксиома. На более глубоком уровне, почитание родителей — модель почитания Творца.
Десять Заповедей были высечены на двух Скрижалях. На первой — заповеди, определяющие отношения между человеком и Всевышним. Например, — «не служи идолам и не упоминай имени Творца без надобности. Вторая скрижаль содержит заповеди, определяющие отношения между людьми. Например — “не убивай, не кради”.
Возможно, на первый взгляд, это покажется странным, но заповедь почитания родителей находится на первой скрижали. Там, где приводятся заповеди о нашем отношении к Всевышнему. Потому что почитание родителей учит нас почитать Творца. Если мы благодарны родителям за то, что они дали нам жизнь, насколько же больше мы должны быть благодарны Ему за то, что Он сотворил весь мир и постоянно поддерживает его существование, давая воздух, чтобы дышать, цветы, чтобы нюхать, и землю, чтобы по ней ходить. И еще за то, что Он дал нам сознание, интеллект, дух и душу.
Мидраш рассказывает, что лишь после смерти отца Авраам получил указание Свыше — уйти в Эрец Исраэль. Чтобы люди не говорили: “Какой он сын, если бросил старого отца одного”? А ведь, согласно традиции, его отец был не только идолопоклонником, но и создателем идолов.
Отец Авраама был, по сути, злодей. И все же почитание отца было для Авраама первоочередным делом — даже по сравнению со служением Всевышнему. Служение Творцу и почитание родителей так тесно связаны, что на родителей ложится чрезвычайная ответственность. Если ребенок вырастает, считая, что родители несправедливы к нему и им нельзя доверять, в трудных ситуациях ребенок может вынести похожее суждение о Всевышнем.
А это — великая трагедия. Потому что Творец — честный, справедливый, добрый и любящий. Всевышний дает нам полную испытаний жизнь не просто так, не потому, что желает нам плохого, а потому, что Он хочет, чтобы мы выстояли во всех испытаниях, сумели противостоять искушениям, чтобы мы добились успеха и знали, что способны на это. Трудности, которые даются нам, например, в форме сложных отношений с родителями, тоже пойдут нам на пользу. Если мы научимся с честью их преодолевать, этот навык очень поможет нам в дальнейшей жизни.
Талмуд рассказывает о великом человеке. Его мать разорвала на нем одежду и плюнула ему в лицо, а он сохранял спокойствие. Как он выдержал? Он смог оставаться спокойным, потому что был великим человеком? Или наоборот: он стал великим, потому что сумел подавить в себе ответные реакции?..
Неоправданные родительские оскорбления — одно из самых тяжелых из всех жизненных испытаний. Но преодолеть его нам помогает знание: чем сложнее испытание, тем больше награда тому, кто сумеет с ним справиться.