Из цикла «Законы почитания родителей. Ялкут Йосеф», темы: Алаха, Родители, Уважение родителей, Рав Овадья Йосеф
1. Позитивная мицва из Торы — бояться отца и мать, как сказано (Вайикра 19:3): «Пусть каждый боится мать и отца». И сказали наши мудрецы: «Известно перед Всевышним, что обычно сын больше боится отца, чем мать, т.к. тот обучает его Торе, поэтому Тора сначала упоминает мать, а потом отца [в этом стихе]». Еще они сказали: «Написано: “Пусть каждый боится мать и отца”, и написано: “Бойся Всевышнего, Твоего Б-га, и Ему служи”. Таким образом, Тора сравнивает боязнь отца с боязней Б-га.» А Рамбам написал, что Тора требует бояться отца и мать, сравнивая их с царем, которого обычно боятся, т.к. он может наказать. И нужно вести себя с родителями, как ведут себя с тем, кого боятся и кто накажет, если будет недоволен.
2. И замужняя женщина обязана бояться родителей. Поэтому она не может сидеть там, где обычно сидят ее отец или мать, или называть их по имени, или спорить с ними или оценивать их мнение[1].
3. Даже скорбящий, который еще не похоронил родственника[2], обязан соблюдать пассивную часть заповеди бояться родителей, например, не называть их по имени, не спорить с ними, не сидеть на их месте, и т.п.
4. В чем заключается мицва бояться родителей? Нельзя стоять на месте, где обычно стоит отец со своими друзьями в компании мудрецов, или на месте где обычно стоит отец во время молитвы. Даже встать туда, не садясь, запрещено. Нельзя садиться на место, где обычно сидит отец дома или на работе, но можно сыну там стоять. То же относится и к матери. По некоторым мнениям, запрет относится только когда отец или другие люди там находятся, но если сын один, он может сидеть на месте отца, но другие запрещают и это и следует следовать строгому мнению, при жизни отца. И эти законы относятся, даже если отец не является мудрецом Торы. Но некоторые говорят, что в наше время сын часто молится в синагоге на месте отца, если отца нет, и раз такой у нас обычай, то считается как будто отец ему разрешил и это не считается неуважением.
5. Сыну можно встать на стул, на котором обычно сидит отец, чтобы достать что-то сверху.
6. Пусть сын во время молитвы Шмоне Эсре не стоит сбоку от отца, так же как запрещено молиться рядом со своим раввином, ближе чем на четыре амы (т.е. 1 м 90 см.) И нужно быть строгим в этом отношении даже когда молятся в общине. Но если в синагоге мало места и сыну приходится молиться рядом с отцом, пусть попросит у него разрешения. А если отец находится выше сына, например стоит на Биме, тогда сын может молиться рядом.
7. Сыну нельзя молиться Шмоне Эсре сзади от отца, чтобы тому не пришлось ждать в конце молитвы, пока не закончит сын[3].
8. Если у сына что-то потерялось, а также у его отца и его раввина, то сын может сначала заняться поисками своей пропажи, а потом их пропажами. А если раввин, от которого сын научился большинству своих знаний Торы, потерял что-то, и также его отец, тогда сначала нужно помочь найти пропажу раввина, даже если отец тоже знаток Торы. А если это раввин, от которого сын не научился большинству своей мудрости, тогда нужно сначала помочь найти пропажу отца, даже если отец не знаток Торы. А если отец знает Тору также хорошо, как раввин, от которого сын научился большинству своих знаний тогда в любом случае нужно сначала помочь найти пропажу отца. Если раввин и отец оба несут что-то, сначала нужно помочь раввину разгрузить вещи, а потом отцу. Также, если раввин и отец были похищены, нужно сначала спасти раввина, а потом отца. Но если отец является мудрецом Торы, тогда сначала нужно спасти его.
9. Есть мнение, что нельзя сыну сидеть рядом с отцом в месте, где есть другие люди, например на свадьбе. Это относится только, если места распределены согласно уважению, например, важным людям дали место на восточной стороне здания. Но, если люди просто посажены за разные столы на свадьбе или, если дома семья сидит за столом, тогда нет запрета сидеть рядом с отцом. Также в синагоге можно сидеть рядом во время молитвы. А некоторые говорят что весь этот запрет относился только тогда, когда было принято сидеть облокотившись, но в наше время нет никакого запрета сидеть рядом с отцом, и такой сегодня обычай, что сын сидит рядом с отцом и в синагоге и дома, даже когда есть гости. Тем более если отец просит сына сесть рядом и ему это приятно, или нужна помощь сына, он должен тогда сесть рядом. И, [конечно], можно сидеть рядом с отцом в поезде, машине или на самолете.
10. Если сын сидит во время трапезы с гостями и зашел его отец и сел рядом, сын не должен уходить. Если отец позвал сына сесть рядом с собой, пусть сын покажет что ему неудобно садиться рядом из-за уважения к отцу, но он так делает, раз его попросили.
11. Если сын гостит у родителей в Песах, он должен сидеть, облокотившись во время седера, даже если его отец также является его раввином, от которого он научился большинству знаний Торы, потому что обычно отец разрешает сыну сидеть во время седера облокотившись. Но если ученик проводит седер с раввином, даже если он не научился от этого раввина большинству своих знаний, он не должен облокачиваться, кроме как если раввин разрешил ему облокачиваться. А если это известный раввин, тем более, если он из великих мудрецов поколения, тогда нельзя перед ним облокачиваться даже тем, кто ничего от него не выучили. Но если кто-то облокотился, и раввин ничего ему не сказал, тогда считается, как будто раввин разрешил облокачиваться.
12. Пусть сын никогда не сидит перед родителями или раввином в неуважительной позе, и даже в Песах только ради мицвы с трудом разрешается ему сидеть облокотившись.
13. Есть мнение, что сын не должен вставать и уходить, пока отец ему не разрешит, но сегодня не принято следовать этому мнению. Тем не менее, тот, кто строг в этом получит благословение [Творца].
[1] Например, говоря: «мой отец прав». Это тоже считается неуважительным, будто ребенок решает, прав ли родитель.
[2] Хотя он освобожден от выполнения положительных заповедей.
[3] Дело в том, что нельзя проходить перед молящимся Шмоне Эсре. Получается, если отец закончит молитву до сына, он не сможет отойти положенные три шага назад, пока не закончит молиться сын.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.