Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваера, Авраам, Магид из Дубно, Еврейская притча
Следует разъяснить стих: «И сказал Б-г: “Крик Сдома и Аморы, ведь велик он, ведь грех их очень тяжек”»[1]. Кажется, что первое слово «ведь» (ки) лишнее.
Притча.
Это можно понять с помощью того факта, что люди отличаются друг от друга характером и мнениями. Есть человек, который в жизни не испытывал боли и болезней, и никто его физически не наказывал и не кричал на него. Если кто-то его толкнет, он тут же закричит: «Ой, ой!» и поднимет шум, как будто его избили. Но никто не побежит на его крики, смотреть, что с ним случилось, зная, что этот человек будет кричать, даже если ничего плохого с ним на самом деле не случилось. Но если речь идет о человеке, который испытывал в жизни боль и несчастья, то он закричит, только если его действительно сильно бьют. Поэтому если люди услышат его крик, то немедленно побегут к нему, зная, что он не кричал бы так, если бы не было опасности для его жизни. Мы видим разницу и в денежных вопросах. Честный человек, который никогда не дотрагивался до чужого имущества, будет очень расстроен и станет кричать, даже если у него украли что-то недорогое. Но человек, который сам крадет у других, закричит, только если у него украли что — то существенное.
Смысл этой притчи в том, что в Сдоме все крали и грабили друг друга. Поэтому ясно, что никто из них не стал бы кричать из-за мелочей, а только из-за серьезного ограбления. И это то, что сказано: «Крик Сдома и Аморы, ведь велик он». То есть, раз в Сдоме поднялся такой великий крик, значит, нет сомнения, что грех его жителей настолько тяжек, что их невозможно больше держать на земле.
«Вот я решился говорить с Г-сподом, а ведь я прах и пепел»[2].
Написано в Мидраше[3]: Сказал Всевышний Аврааму: «Ты сказал, что ты прах и пепел» (то есть, Авраам бесконечно умалял себя перед Творцом — прим.). Клянусь, что Я дам за это твоим потомкам две заповеди: пепел красной коровы и прах, которым поят сота».
Попробуем разъяснить, каким образом две эти заповеди следуют из сказанного Авраамом: «А ведь я прах и пепел».
Притча.
Один человек устроил пир. Среди приглашенных был один честный, праведный и уважаемый человек, которому подобало сидеть во главе стола, но поскольку он был беден, то он выбрал себе место подальше, предназначенное для простых людей. Хозяин захотел оказать ему почет, и посадил рядом с этим гостем всех остальных важных гостей. Таким образом, его место стало почетным.
Смысл этой причти в том, что наш праотец Авраам, да покоится с миром, был очень скромен и незначителен в собственных глазах. Поэтому он сказал: «Я прах и пепел». Всевышний же пожелал оказать почет этому праведнику и сказал: «Я сделаю прах и пепел важными вещами». Это то, что имел в виду Всевышний, сказав: «Клянусь, что я дам за это твоим потомкам две заповеди…».
[1] Берешит 18:20
[2] Берешит 18:27
[3] Мидраш Берешит Раба 49:11
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место