Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Хаей Сара, Магид из Дубно, Притчи, Рассказы
Разъясним здесь слова пророка «Так сказал Б-г Эдому. зло сердца твоего подстрекало тебя»[1].
Притча.
У одного царя тяжело заболел сын. Для его лечения был призван самый лучший врач. Прежде, чем начать лечение, врач сказал: «Я не смогу вылечить принца, если Ваше Величество не пообещаете мне две вещи. Первая — что вы отойдете, и не будете смотреть, как я его лечу, так как вы не сможете выносить страдания сына. Вторая — что вы удалите от принца всех его обычных добрых слуг. Теперь потребуется жесткий и жестокий человек, который будет следить, чтобы принц не употреблял то, чего ему нельзя, и чтобы принимал то, что требуется для его выздоровления. Чем более человек жесток, тем больше он подходит для присмотра за принцем, пока он болен. Царь объявил поиски, подходящий человек нашелся, и его привели во дворец, чтобы ухаживать за принцем. Этот человек был несказанно рад и очень гордился тем, что царь выбрал именно его служить принцу. Сказал ему один из министров: “Чем ты гордишься?! Ведь царь тебя выбрал временно, благодаря твоей жестокости и злому сердцу, так как теперь требуется проявить жесткость по отношению к его сыну. То, что тебя выбрали на такую должность, является позором для тебя!”
Смысл этой притчи понятен. “Вот малым сделал Я тебя среди народов, ты очень презираем. Зло сердца твоего подстрекало тебя. на высоте обитающего”[2].
Теперь можно разъяснить то благословение, которое Ицхак дал Эйсаву: “Вот в лучшем месте будешь ты жить.”[3]. На самом деле Эйсав уже считался как бы чужим, ведь Ицхак уже сказал ему: “А тебе, что теперь сделаю, сын мой?” — то есть, Эйсаву уже ничего не осталось.
И только после слез и просьб Эйсава, Ицхак все же дал ему благословение. Сказанное Ицхаком не похоже на обычную форму благословения. Это больше похоже на то, как человек ищет пропажу, а другой ему говорит: “Что ты ищешь? Вот же оно, перед твоими глазами!” Кроме того, надо понять, почему в это благословение Ицхак включил еще и проклятье: “И брату своему служить будешь”[4]. Для разъяснения, следует вспомнить сказанное мудрецами, да будет благословенна память о них, в Мидраше[5]: “Что же я теперь тебе сделаю? Ведь у тебя испеченный хлеб”. Эти слова тоже непонятны. И следует разобраться. (Здесь для обозначения “теперь” используется слово эфо. Это слово похоже на слово афуй — “испеченный” — прим.)
Притча.
Помещик, который владеет городами и деревнями, а также полями, виноградниками и садами, выбрал расторопного и смышленого человека вести все дела, чтобы сам он мог отдыхать и ни о чем не заботиться. Теперь он стал свободен для прогулок и поездок. А этот человек, назначенный помещиком, заработает раз в пять больше, чем сам помещик, ведь помещик все передал в его руки, а сам понятия не имеет, что происходит с его владениями.
Смысл этой притчи в том, что Всевышний сделал так, чтобы Яаков получил все благословения — “От росы небес и туков земли… и будут служить тебе народы.”, чтобы ему не пришлось работать, чтобы получать нужное для жизни, и он мог бы спокойно учить Тору и служить Ему, а работа его будет выполняться другими. А поскольку трудиться в полях Яакова, и заправлять его хозяйством должен был Эйсав, то понятно, что у него была возможность достигнуть во много раз больше благ, ведь Яаков бы ничего о своих владениях не знал. Это и сказал Ицхак: “Ведь господином поставил я его над тобой, и всех братьев его отдал я ему в услужение, и урожаем и вином укрепил я его” — когда Эйсав будет служить такому богатому человеку, и все в владениях Яакова будет происходить по слову Эйсава, то фактически все благо его господина, Яакова, будут в его руках, и не будет ему ни в чем нехватки. Об этом говорит и Мидраш: “Что же я тебе теперь сделаю? Ведь у тебя испеченный хлеб” — то есть, Ицхак этим сказал: “У тебя будут все блага, так как ты будешь управлять владениями Яакова. Что же более можно для тебя сделать?” Но Эйсав не смог вникнуть в слова отца и кричал: “Разве одно благословение у тебя.”[6]. Тогда Ицхак разъяснил Эйсаву свои слова так, чтобы ему было понятно: “Вот в лучшем месте будешь ты жить… и брату своему будешь служить”[7]. Роса небес и тук земли будут его, ведь он будет управлять ими для своего брата — господина. Но из опасения, что Яаков может оставить изучение Торы и обратиться к своим владениям, к земледелию и прочему, и тем самым ограничить права Эйсава, Ицхак позаботится о нем: если он урежет обязанности Эйсава, и тому это станет обидно (так Раши объясняет используемое в стихе слово торид — прим.), то “свергнешь ты иго его с твоей шеи”.[8](Когда евреи нарушат Тору, он сможет жаловаться на забранные у него благословения, и сбросить его с себя, ведь полученные праотцом Яаковом благословения связаны с обязанностью соблюдать законы Торы — прим.)
[1] Овадья 1:1,3. Пророк Овадья — из 12 “малых” пророков (трей асар), по происхождению из Эдома — потомок Эйсава. Он прошел гиюр, стал евреем и был великим праведником. Писание свидетельствует о нем: “Раб твой боится Б-га очень” — прим.
[2] Овадья 1:2-3
[3] Берешит 27:39
[4] Берешит 27:40
[5] Мидраш Берешит Раба 67:5
[6] Берешит 27:38
[7] Берешит 27:39, 40
[8] Берешит 27:40
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.