Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Хаей Сара, Хеврон, Еврейская история, Магид из Дубно, Еврейская притча
«И отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором говорил хиттийцам»[1].
Написано в Мидраш[2]: «Гонится за богатством завистливый человек, и не знает, что это приведет его к убытку». «Гонится за богатством завистливый человек» — это Эфрон (который позавидовал богатству Авраама — прим.). «И не знает, что это приведет его к убытку» — ведь Тора убрала из его имени букву вав (В начале сказано: «И понял Авраам Эфрона» — здесь Эфрон написан с буквой вав, а потом: «И отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором говорил». После того, как Эфрон получил у Авраама деньги, его имя написано без буквы вав — прим.).
Следует обратить внимание: какой убыток эта недостающая буква делает Эфрону, и почувствовал ли он его вообще. Чтобы понять это, следует отметить, что в Торе несколько раз упоминается имя Бецалель бен Ури, который был ответственным за постройку Мишкана (переносного Храма в пустыне — прим.) Стих Торы подчеркивает это имя: «Смотри, назвал Я имя Бецалеля сына Ури, сына Хура из колена Йеуда»[3]. Дело в том, что Бецалель удостоился быть ответственным за святую работу — изготовление Мишкана и всех его предметов, в этом Мишкане пребывала Шхина, и назывался он домом Б-га. Поэтому каждый раз, когда Всевышний вспоминал Мишкан, то вспоминали добром и его тоже. И про Хирама, царя Цора, наши мудрецы сказали, что он сделал себе зло, провозгласив себя богом. Если бы он этого не сделал, то жил бы намного дольше, и это только за то, что помог царю Шломо в строительстве Храма. И хотя Хирам и так удостоился очень продолжительной жизни, послав древесину, необходимую для постройки, как об этом рассказывается в книге Мелахим, за это ему полагалось постоянное упоминание в Храме, как участника его строительства. Таким же образом, Эфрон также должен был быть достоин постоянного доброго упоминания, ведь в его наделе похоронены наши праотцы, да покоятся с миром, память о которых не сотрется среди их потомков. И благодаря этому сам Эфрон тоже всегда упоминался бы добром навечно. Но и он нанес себе вред своей жадностью и потерял свою заслугу, так как продал этот надел Аврааму навечно, как сказано: «И было поле и пещера Аврааму…». И Эфрон, захотев денег, лишил свою душу великого вечного добра. Но ведь Хирам тоже получил от царя Шломо множество царских подарков, и тем не менее заслуживал вечного упоминания, если бы не провозгласил себя богом. Почему же Эфрон не должен был заслужить вечной награды? Это можно объяснить следующей притчей, а также высказыванием мудрецов: «Не будьте, как рабы, которые служат господину ради награды, а будьте, как рабы, которые служат господину не ради награды»[4].
Притча.
Один важный вельможа остановился ночевать у одного человека. Хозяин дома освободил место для всех его вещей, слуг, кареты и лошадей, приготовил для него любимую им еду, и гость был очень доволен. Утром, он поинтересовался у хозяина, сколько ему причитается. Хозяин назвал сумму, вельможа заплатил и продолжил путь. Он больше не вспоминал о том человеке, который его принимал (хоть он и принял его очень радушно, но ему было заплачено за все его старания, и вельможа больше не считал себя обязанным этому человеку). Через некоторое время, вельможа остановился у другого человека, который также очень радушно его принял, но не хотел брать за это плату, так как считал почетом, что вельможа остановился в его доме. Это было дороже ему любой оплаты. Перед отъездом, вельможа позвал хозяина дома и спросил, сколько он должен заплатить. Хозяин ответил: «Господин мой! Вы несказанно порадовали меня тем, что остановились в моем доме, и удостоили меня прислуживать вам! Как же я буду просить за это плату!» Когда вельможа услышал эти слова, в его сердце появилась любовь к этому человеку, и он стал уговаривать его принять подарки, которые своей стоимостью превосходили полагающуюся ему плату. С того дня вельможа постоянно помнил о том человеке, и регулярно посылал ему подарки.
Смысл этой притчи в том, что она рассказывает нам про два вида служащих. Одни трудятся, чтобы получить оплату. И хотя их служение приятно Всевышнему, все, что у них будет, это вознаграждение за их работу. Но преданный слуга, который счастлив служить Всевышнему, и считает великой честью, что Он избрал его для служения, не смотрит на награду. И его ждет вечное благо. И таким служащим был Хирам, царь Цора, который заслуживал вечного блага, но потерял его, провозгласив себя богом. Хотя царь Шломо послал ему многочисленные дары, Хирам послал древесину для Храма не ради награды, а из желания поучаствовать в строительстве Храма Б-гу. Но Эфрон с самого начала хотел получить за свое поле деньги, и этим он лишил себя вечного блага. И теперь особенно понятны слова Мидраша: «Гонится за богатством завистливый человек, и не знает, что это приведет его к убытку». То есть, из-за жажды наживы Эфрон поспешил немедленно получить свое вознаграждение, и не понял, что этим он наносит себе великий урон, ведь он лишил себя вечного блага от Б-га. И мудрецы разъясняют, что в качестве порицания в Торе из его имени убрана буква вав.
[1] Берешит 23:16
[2] Мидраш Берешит Раба 58:7
[3] Шмот 31:2
[4] Авот 1, мишна 2
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»
Рав Зеев Гринвальд
Слово «Ханука» подразумевает возобновление служения и жертвоприношений в Храме после его очищения
Рав Лейб Александр Саврасов,
из цикла «Духовный смысл Хануки»
Ханукальные свечи — это вам не костёр на Лаг ба-Омер!
Браха Губерман
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Ханука — еврейский праздник зажигания свечей — символ физической победы Маккавеев над греками и окончательной духовной победы света над тьмой.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кто зажигает Ханукию в своем доме поддерживает свет Иерусалимского Храма
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Чудо с маслом, которое произошло в Храме
Рав Арье Кацин
Первый день Хануки — наиболее радостный. Градус праздничной эйфории постепенно снижается. Почему же мы не уменьшаем количество свечей в ханукие, а увеличиваем?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Рав Бенцион Зильбер
Где, когда и почему зажигать ханукальные свечи?
Рав Элияу Тавгер
Праздник Ханука является одним из самых популярных и широко отмечаемых у евреев во всем мире. Не только религиозные, но и светские люди, далекие от заповедей, в дни Хануки едят пончики, крутят волчок и даже зажигают свечи. Тем не менее, каждый год, с приближением Хануки вновь появляется множество вопросов, связанных с этим праздником.