Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Ваера, Авраам, Праведник, Реувен Пятигорский, Заслуги, Сдом
«И показался ему Всевышний (дал Себя увидеть)». Первое же предложение указывает на связь с предыдущей главой. Закончив в первых двух главах с рассказом о предшествующих Аврааму поколениях, Тора приступила к обстоятельному описанию жизни праотца еврейского народа, того народа, которому — через Авраама — было обещано, что ему навеки отдана Святая земля. Жизни Авраама посвящены три главы (Лех-Леха, Ваера и Хаей-Сара) из двенадцати, составивших книгу Берешит, первую книгу Пятикнижия. Отметим, что Тора не приводит практически ни одного факта его биографии до переселения в Эрец Кенаан. Однако стоило ему туда переселиться, как Писание со всеми подробностями рассказывает о всех эпизодах, сопровождавших его странствия по Стране. Написано, что ему исполнилось 75 лет, когда он совершил «алию». И поскольку всех лет его жизни было 175, то выходит, что Авраам-авину (наш праотец) прожил в Стране ровно столетие.
Краткий пересказ главы. В возрасте девяноста девяти лет Авраам узнает, что через год у него родится сын от Сары. Тем временем уничтожается Сдом, злодейский город. Племянник Авраама, тамошний житель Лот спасен в последнюю минуту. Дочери Лота, решив, что они последние люди на земле, ложатся с отцом, чтобы заново начать людской род. От них происходят два народа — моавитяне и аммонитяне. Точно в предсказанный срок Сара рожает Ицхака. Опасаясь за своего сына, она настаивает на изгнании тринадцатилетнего Ишмаэля, сына служанки Агар. Авраам выдерживает последнее испытание — «жертвоприношение Ицхака», Акедат Ицхак. (Точный перевод слова «акеда» — связывание. Как известно, Ицхак не был принесен в жертву, испытывалась готовность Авраама пожертвовать ради Творца самым дорогим, что у него было, сыном.)
Событий много. На каждом из них можно остановиться, чтобы выучить для себя, как ведут себя праведники; как не надо поступать, чтобы не уподобиться злодеям; чего хочет от людей Творец вселенной.
Одним из первых конфликтов, в который вступили праведность и злодейство — история Сдома и Аморы (по-русски Содома и Гомморы). Злодеи, извратившие и поправшие законы морали, были присуждены к смерти. Праведник поднялся на их защиту: «Неужели Судья всей земли не поступит справедливо?». Авраам полагал, что если в городах найдется достаточное число достойных людей, то стоит пощадить всех.
Оказалось, что в Сдоме и окрестностях нет и десяти приличных жителей. Таково минимальное число, на которое согласился Всевышний: «Не уничтожу ради десяти». Но о чем велся спор? Оказывается, что, если бы нашлись эти десять, города были бы спасены. Отсюда мы видим силу праведности. Соседствуя с ней, могут спастись даже люди, спасения не достойные.
Сказали мудрецы Талмуда (трактат Санедрин): если кто-то считает какая мне польза от чужой праведности? лично мне от нее ни холодно, ни жарко (точная цитата: что толку от мудрецов — ведь они учатся для себя!), то такой человек тем самым заявляет, что им отвергается вся Тора. Почему мы так говорим? Да потому что в ней написано — в рассказе о Сдоме, — что иногда заслуг праведников, «которые учатся для себя», достаточно, чтобы спасти и себя, и свое окружение.
«Представим себе, — говорил рав Элияу Лапян, — что случилось бы, если б в Сдоме нашлось достаточное число праведников. Край не был бы разрушен, земля не покрылась бы серой и раскаленным асфальтом, Мертвое море не заполнило бы своими солеными безжизненными водами провал между гор; провала просто не было бы. Жизнь в городах шла бы как ни в чем не бывало. Злодеи даже не почувствовали бы, что их жизнь висела на волоске — и что они спасены исключительно из-за того, что среди них живет горстка праведников».
Тора открывает нам реальность мира, вернее, ту ее актуальную
часть, которая не стареет со временем. Для этой инвариантной составляющей бытия люди изобрели специальный термин — вечные истины. Одна из вечных истин такова, что, как в эпоху Авраама десяти праведников было достаточно, чтобы спасти пять больших городов от уничтожения, так и в наши дни — справедливо то же самое.
«Даже в час войны, — продолжал рав Лапян, — нам надо знать, что победа достигается только одним способом, сформулированным теми же словами — “Не уничтожу ради десяти”. Нашлось достаточное число людей, творящих благие дела и изучающих Тору, — победа будет на их стороне, ибо они спасают всех остальных».
Пример тому, как работает это правило, находим в Мидраше на книгу Эйха. В армии Бар-Кохбы было двести тысяч отважных и хорошо обученных бойцов. Когда военные действия начали складываться неудачно для евреев, они отошли в крепость Бейтар, взять которую военными средствами вряд ли было возможно. Три с половиной года осаждали ее легионы Рима под руководством Адриана. И все эти три с половиной года среди осажденных пребывал родной дядя Бар-Кохбы, великий тана (учитель и мудрец) раби Элиэзер Амодаи. Рассказывают, что он постился, одетый в рубище, и ежедневно молился: «Рибоно шель олам, О Властелин мира, не суди сегодня строго еврейский народ». Наконец римский полководец, отчаявшись взять укрепленную в горах крепость, дал команду отступить. И вот в эти дни один кути («самаритянин», житель Шомрона со столицей в Шхеме, население которого отличалось особой ненавистью к евреям) раскрыл ему тайну, почему Бейтар нельзя взять приступом. Оказывается, все дело в раби Элиэзере — пока он находится внутри, крепость неприступна. Хитрый план, предложенный кути, был принят римлянами. В результате раби Элиэзер погиб от меча своего племянника, заподозрившего дядю в измене. В тот же день крепость пала.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»