Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Лех Леха, Авраам, Магид из Дубно, Еврейская притча
Написано в Ялкут: Авраам увидел, что согласно предначертанному ему по звездам, у него не будет детей. Сказал ему Всевышний: «Выйди из этой предназначенности, и из того расположения звезд, согласно которому, у тебя не будет детей, Я покажу тебе, что у тебя будут дети». Это высказывание трудно понять. Во-первых, разве можно сказать, что наш праотец Авраам ошибся в своем гороскопе? Ведь мудрецы уже сказали, что Авраам обладал глубоким внутренним пониманием влияния звезд на судьбы людей. Во-вторых, что означает сказанное: «Из того расположения звезд, согласно которому ты видишь, что у тебя не будет детей, Я покажу тебе, что у тебя будут дети»? Даже если мы скажем, что сейчас расположение звезд говорит, что у Авраама не будет детей, а Б-г изменяет его влияние так, что у него будут дети, все равно это место остается неясным. И это как то, что сказали мудрецы[1]: «Ты видишь сейчас планету Цедек (Юпитер) на западе (и поэтому не будет у тебя детей). Я же перемещу ее на другую сторону» — из расположения планеты Авраам сделал вывод, что у него не будет детей, но Творец поменял для него расположение звезд. Но ведь сказано: «Я покажу тебе, что у тебя будут дети» — то есть, в тот самый момент Всевышний показал Аврааму, что у него будут дети. Как же Авраам видел наоборот? Для начала приведем слова пророка Йешаяу, с которыми он обратился к царю Хизкияу: «Завещай дому своему, ведь ты умрешь, и не будешь жить»[2]. И разъясняется[3]: умрешь — в этом мире, и не будешь жить — в будущем мире, потому что ты не женишься и не выполняешь заповедь «Плодитесь и размножайтесь». (Царь Хизкияу пророчески видел, что дети, которые у него родятся будут злодеями, и потому не женился. Пророк Йешаяу, которого прислал к нему Б-г, предупредил его, что он поступает неправильно, отказываясь выполнять обязанность еврея жениться и иметь потомство, на основе этого знания. Поэтому он будет наказан. — прим.). Хизкияу ответил: «Тогда дай мне в жены свою дочь, и возможно твои и мои заслуги повлияют, и мои дети станут праведными». Ответил Йешаяу: «Приговор уже вынесен». Тогда царь Хизкияу ответил: «Сын Амоца! Закончи свое пророчество, и выходи отсюда! У меня предание от моего прадеда (царя Давида): даже если к шее человека приставлен острый меч, он не должен отчаиваться спастись». На это я приведу притчу.
Притча.
У одного жителя деревни было много украшений и серебряных и золотых вещей. Он боялся держать их дома, и отдал на хранение своему другу, который проживал в ближайшем городе. Однажды ночью к тому другу вломились грабители, и забрали все золото, серебро и драгоценности. Утром тот отправил посланника в деревню, чтобы уведомить хозяина драгоценностей о краже. Когда тот услышал о происшедшем, немедленно стал посылать своих людей искать по всем дорогам, в надежде, что, быть может, удастся отыскать грабителей и вернуть награбленное. Посланник, увидев это сказал: «По моему мнению, вам не стоит это делать. Вы потрудитесь напрасно и потратите еще и те деньги, которые у вас есть». Житель деревни спросил: «Зачем же ты тогда пришел?» Он ответил: «Я пришел по поручению твоего друга из города, чтобы оповестить тебя о краже». Тогда сказал ему житель деревни: «А теперь подумай над своими словами, и обрати внимание на то, что говоришь. Для чего мой друг поскорее послал тебя уведомить меня о краже? Не для того ли, чтобы я попытался отыскать украденное? Значит, он считал, что я смогу это сделать. То, что ты здесь, свидетельствует против твоего дурного совета!»
Смысл этой притчи в том, что Всевышний посылает нам пророка с пророчеством для того, чтобы мы искали его причину, почему должно произойти то, о чем говорится в пророчестве, и исправили то, что требуется исправить. Именно для этой цели и послал Всевышний пророка Йешаяу к царю Хизкияу. Он велел ему сказать: «Завещай дому своему, ведь ты умрешь, и не будешь жить», потому что ты не выполняешь заповедь «Плодитесь и размножайтесь». Когда Хизкияу услышал это, он сказал: «Тогда дай мне в жены свою дочь». Ответил Йешаяу: «Приговор уже вынесен». На это царь Хизкияу возразил: «Сын Амоца! Закончи свое пророчество, и выходи отсюда!», — ведь ты должен был понять, что раз тебя послали ко мне с этим пророчеством, значит я могу еще исправить свою оплошность и отменить приговор! Иначе, зачем Всевышний тебя послал? Зачем Ему надо было меня извещать, если все уже было решено? А теперь можно понять приведенные выше слова Ялкут. Всевышний хотел известить Авраама о его будущем, но не было другого пророка, через которого Он мог бы это передать, поэтому это было передано через небесные тела. Целью этого было, чтобы Авраам попросил у Всевышнего детей. И как сказали наши мудрецы, да будет благословенна память о них: «Почему наши праматери были бездетны? Потому что Всевышний жаждет молитвы праведников». Поэтому Всевышний показал Аврааму по звездам, что он бездетен. Авраам понял из этого, что то, что показывают звезды, уже предопределено, и необратимо. Поэтому он сказал: «Я посмотрел на свой гороскоп, и увидел, что у меня не будет детей». А Всевышний ответил на это: «Выйди из того, что говорят звезды», — разве ты не понимаешь, что говорят звезды? Наоборот, ты должен понимать, что все наоборот. И это то, что сказано: «Из того расположения звезд, в котором ты видел, что у тебя не будет детей, Я покажу тебе, что у тебя будут дети» — ведь если бы это было необратимо, как ты предполагаешь, то зачем Мне было показывать тебе это?
[1] Шабат 156
[2] Мелахим II 20:2
[3] Брахот 10
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»