Из цикла «Знание веры», темы: Цель творения, Свобода выбора, Рав Эуд Авицедек
«И сказал Рава бар Махасья, сказал рав Хама бар Гурья, сказа Рав: даже если станут все моря чернилами, все камыши перьями для письма, небеса пергаментом, а все люди писцами, не смогут они описать пространство разрешения. Где написано об этом? Сказал рава Мешаршья: “Небеса в высоту, земля в глубину и сердца царей — невозможно исследовать до конца” (Мишлей 25:3)» (Шабат 11а).
«Пространство это — начало согласия царя, которое есть власть и разрешение, а также право и выбор для того, чтобы раскрылось царство его в мире посредством праведников…» (Афикей Ям, рав Ицхак Айзик Хавер, там).
Существование этого «пространства», если можно так выразиться, есть раскрытие присутствия Творца, наполняющего все миры так, что нет места, которое пустовало бы от Него, лежит в основе возможности отрицания веры, а также возможности совершить любой грех: ибо всякий грех есть поругание Его Имени: «И это есть хуление Бога, о котором говорится во всех книгах, как объясняется в книге Зоар на стих: “Оскверняющий ее смертью умрет”, и “осквернение” (“хилуль”) от слова пустота и опустошение места (“халаль”). То же самое здесь, человек показывает, да не будет, что то место, где он находится, есть как бы пустое, свободное от присутствия Бога и он не опасается преступать заповеди Всевышнего, и в этом же смысле сказали мудрецы (в конце первой главы Кидушин): “Всякий, кто совершает преступление в скрытом месте, подобен попирающему ноги Шхины”» (Нэфэш а-Хаим, 3:8).
Задача человека — выбирающего — состоит в том, чтобы заполнить это пространство провозглашением царства Бога. Вера Израиля в том, что лишь Творец есть Владыка всех сил, единственный в реальности, а его власть — единоличная и абсолютная, что Он — «Бог мира, Господин всей земли». Знать и возвещать, что нет места, свободного от Него, и царство Его имеет власть над всем, верить и хранить единство Бога, во всех мирах. Нужно знать об этом и хорошо вникнуть.
Таким образом можно объяснить то, что сказали мудрецы о стихе: «И узнаешь сегодня и положишь на сердце свое, что Господь есть Бог на небесах вверху и на земле внизу, нет другого». И сказали мудрецы: «Что значит “нет другого”? Значит, даже в пространстве мира».
Мы продолжаем объяснять эту тему, каким образом свобода выбора стоит в основе структуры мироздания.
В первый день творения был лишь свет благости Творца, заполнявший все мироздание: «День один — ибо Всевышний был один в Своем мире» (Раши на Брешит 1:5). Во второй день был тот день, когда сотворены были разделение и Геином (Брешит Раба 4:6), разделились воды, силой мощи Творца отдалились нижние воды от верхних. Глубина смысла этого разделения, которое произошло в творении, как мы можем его постичь на нашем уровне, в том, что совершенство было изъято из части творения (следовательно, из всего) и, тем самым, образовалась реальность, что часть творения стало ущербным, отдалилась от источника блага и лишилась его в определенной степени, и стала нуждаться в восполнении от другой части, которая осталась в своем совершенстве.
То совершенство, которое окружало все творение в благом свете первого дня, осталось в высших мирах, «Тот, кто творит мир в высотах Своих». Низшие миры отдалились от их Создателя и лишились своего духовного уровня, совершенство их приобрело изъян. Они стали ущербны как материя, которая несет в себе лишь то, что получает от формы, которая ей сообщается. Материя ограниченна и конкретна, находится под властью ограничителя, качества суда, «И рука моя основала землю» — «левая рука и ею создан мир возникновения и уничтожения» (Маарша там). Это разделение создало двойственность в творении, источник всякого греха.
Корень всякого греха — изъян, это двойственность. Когда мир полон раскрытого единства Творца, нет возможности ни для какого греха. Только когда есть, если можно так сказать, еще реальность, помимо Творца, то тогда есть возможность ухватиться (да не будет!) за эту реальность как за необходимо существующую и действительную саму по себе, даже отделить ее от ее корня, и таким способом отсоединиться от единственного Творца, Господина всего.
Это корень всякого вероотступничества, связанного с идолопоклонством, и остальных ложных воззрений, в которых погрязли люди. Вся их суть: непризнание единства Всевышнего, отрицание Его власти, как единственной в творении. И как пространно объясняет Рамхаль в своей книге «Даат твунот» пять заблуждений в верованиях и воззрениях, которые распространились в мире с момента сотворения человека и до сего дня.
Так в верованиях и воззрениях, так и в качествах и поступках: гордость, ощущение собственного «я» без полного подчинения Творцу мира — в этом заключается двойственность. Когда есть еще реальность, существующая (будто бы) без Бога, тогда и человек понимает свое существование, как нечто действительное, вплоть до того, что осмеливается говорить: «Я буду царствовать!» И отсюда корень грехов зависти и страсти (углубляющих закоренелость в ложных воззрениях и верованиях, как известно) и вообще грехов в поступках.
Низшие миры, от которых скрыт свет Того, кто есть Источник бытия, находятся под руководством природы мира, живущего по своим законам, которая предоставляет испытания выбора: «Учили мудрецы: спросили философы еврейских старцев в Риме: если Бог ваш не желает идолопоклоннических культов, почему Он не истребляет их? Сказали им: если бы язычники служили вещам, которые не нужны в мире, Он истребил бы их, однако, они служат луне и солнцу, звездам и созвездиям, неужели должен Он уничтожать Свой мир из-за этих умалишенных?! Но мир живет по своим законам, а глупцы, которые совратились, ответят на суде!» (Авода зара 54б).
Разумеется, такое функционирование мироздания, именно оно дает возможность для заблуждения этих глупцов. Таково поведение «природы» сотворенного мира. «Это называется “мир” (“олам”), потому что он скрыт (нээлам)» (Рабейну Бехайе в комм. на Брешит 1:12). «И мир положил в сердца их» (Коэлет 3:11). Не читай «мир» (олам), но «скрытость» (ээлем) (Сэфэр а-Баир).
Так же объясняется там суть остальных грехов творений: «Если украл меру пшеницы, пошел и посеял ее в земле, правильно было бы ей не взойти, но мир живет по своим законам, а глупцы, которые совратились, ответят на суде… вошел к жене ближнего своего, правильно будет ей не зачать, но мир живет по своим законам, а глупцы, которые совратились, ответят на суде!» (Авода Зара 54б).
«Олам (мир) от слова Ээлем (скрытость)» — это скрытость наблюдения Творца является порождением двойственности, заложенной в творении. Ибо когда возникло это разделение и появилось место для существования структуры зла в противоположность структуре добра, образовалась возможность отделить и отсоединить (да не будет!) систему низших миров от высших, породив, тем самым, преобладание зла в результате погружения низших миров в делах материальности, что приводит к порче мироздания. С другой стороны, есть возможность приблизить и соединить эти структуры, исправить ту порчу, которая явилась результатом этого разделения, «исправить мир в царстве Вседержителя». Такова свобода выбора, данная человеку, с целью раскрытия царства.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»