Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Матот, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Затей ссору с мидьянитянами и убейте их. Ведь они затеяли ссору с вами в злоумышление их про Пеор…».
Это отдельное повеление Б-га, в дополнение к «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам». Это повеление означает, что евреи должны были помнить в сердце то, что мидьнитяне ввели их в грех, и возбудили в них страсть к разврату, чего раньше у евреев не было, ведь все были святы, как сказано[1] [2]: «Когда евреи стояли на горе Синай, из них ушла духовная нечистота». Всевышний желал очистить сынов Израиля, а потому велел: «Затей ссору с мидьянитянами.» — чтобы это было знаком, что еврейский народ чист сердцем, и сокрушается о нарушении, совершенном им, и том наказании, которое постигло их. И когда евреи возбудят в себе ненависть к мидьянитянам за то, что они им причинили, то это побудит их отомстить. А Всевышний читает в сердце каждого и знает, ненавидит ли он мидьянитян за то, что ввели его в грех, и потому желает им поражения. Но наш учитель Моше, да покоится с миром, хотел увидеть отмщение Мидьяну, чтобы тоже знать, что движет евреями (ведь их желание отомстить свидетельствует о большом раскаянии и гневе на тех, кто привел их к нарушению воли Творца — прим.). Поэтому мудрецы в Мидраше объясняли стих: «Не заберет глаз праведника»[3] — «Всевышний не препятствует праведнику увидеть то, что он хочет». Из это учит нас, что Моше желал увидеть отмщение Мидьяну прежде, чем умрет, и о нем сказано: «Возрадуется праведник, ведь увидел отмщение»[4] — отмщение Мидьяну (радость праведника — увидеть до своей смерти наказание Б-гом негодяев — Мидьян и Билама — прим.).
Притча.
Сын одного богача очень любил вино, и постоянно пил допьяна. Отец очень из-за этого переживал. Как-то в город прибыл мудрец и богач стал советоваться с ним: как можно излечить сына от пьянства. Мудрец заверил богача, что он сделает так, что его сыну будет противен любой пьянящий напиток, как противны насекомые или мыши. Он что-то делал с сыном богача, а потом сказал его отцу: «Можешь забирать сына домой, ведь он теперь ненавидит все алкогольные напитки». Несмотря на обещания мудреца, отец тоже сделал что-то со своей стороны, и не внес домой никакого вина, и прочего алкоголя. Сын же не интересовался, как обычно, у отца: где вино? Для того, чтобы испытать, вылечился ли сын, богач сказал ему: «Возьми-ка бутыль, и сходи в трактир, принеси мне вина!» Сын отправился в трактир, и продавец спустился в погреб за вином. На прилавке осталась разная посуда, от которой исходил запах вина. Парень взял камень и разбил всю эту посуду. Продавец вернулся из погреба, увидел, что наделал это парень, и в гневе побежал к его отцу: «Пойдем ко мне, и увидите, что натворил ваш сын в моем трактире!» Отец же, услышав о том, что натворил его сын, очень обрадовался и сказал продавцу: «Не беспокойся, я заплачу за ущерб, но я несказанно рад, так как теперь я убедился, как сильно мой сын ненавидит вино!»
Смысл этой притчи понятен. Наш учитель Моше, да покоится с миром, желал увидеть отмщение Мидьяну, чтобы убедиться, действительно ли евреи ненавидят разврат, в который мидьянитяне их втянули. Ведь если хоть немного этой страсти в них осталось, то они не будут воевать с мидьянитянами со всей мощью. В глубине сердца они будут жалеть о том, что разбивается сосуд с таким хорошим вином. А если он увидит, что евреи воюют со злобой и в полную мощь, это будет ему знаком, что они настолько возненавидели разврат, что готовы разбить любой сосуд, в котором можно его содержать, а значит, они полностью от этого очистились. И об этом сказано: «Возрадуется праведник, ведь увидел отмщение».
[1] Бемидбар 25:16-18
[2] Йевамот 103
[3] Иов 36
[4] Теилим 58
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»