Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Матот, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Затей ссору с мидьянитянами и убейте их. Ведь они затеяли ссору с вами в злоумышление их про Пеор…».
Это отдельное повеление Б-га, в дополнение к «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам». Это повеление означает, что евреи должны были помнить в сердце то, что мидьнитяне ввели их в грех, и возбудили в них страсть к разврату, чего раньше у евреев не было, ведь все были святы, как сказано[1] [2]: «Когда евреи стояли на горе Синай, из них ушла духовная нечистота». Всевышний желал очистить сынов Израиля, а потому велел: «Затей ссору с мидьянитянами.» — чтобы это было знаком, что еврейский народ чист сердцем, и сокрушается о нарушении, совершенном им, и том наказании, которое постигло их. И когда евреи возбудят в себе ненависть к мидьянитянам за то, что они им причинили, то это побудит их отомстить. А Всевышний читает в сердце каждого и знает, ненавидит ли он мидьянитян за то, что ввели его в грех, и потому желает им поражения. Но наш учитель Моше, да покоится с миром, хотел увидеть отмщение Мидьяну, чтобы тоже знать, что движет евреями (ведь их желание отомстить свидетельствует о большом раскаянии и гневе на тех, кто привел их к нарушению воли Творца — прим.). Поэтому мудрецы в Мидраше объясняли стих: «Не заберет глаз праведника»[3] — «Всевышний не препятствует праведнику увидеть то, что он хочет». Из это учит нас, что Моше желал увидеть отмщение Мидьяну прежде, чем умрет, и о нем сказано: «Возрадуется праведник, ведь увидел отмщение»[4] — отмщение Мидьяну (радость праведника — увидеть до своей смерти наказание Б-гом негодяев — Мидьян и Билама — прим.).
Притча.
Сын одного богача очень любил вино, и постоянно пил допьяна. Отец очень из-за этого переживал. Как-то в город прибыл мудрец и богач стал советоваться с ним: как можно излечить сына от пьянства. Мудрец заверил богача, что он сделает так, что его сыну будет противен любой пьянящий напиток, как противны насекомые или мыши. Он что-то делал с сыном богача, а потом сказал его отцу: «Можешь забирать сына домой, ведь он теперь ненавидит все алкогольные напитки». Несмотря на обещания мудреца, отец тоже сделал что-то со своей стороны, и не внес домой никакого вина, и прочего алкоголя. Сын же не интересовался, как обычно, у отца: где вино? Для того, чтобы испытать, вылечился ли сын, богач сказал ему: «Возьми-ка бутыль, и сходи в трактир, принеси мне вина!» Сын отправился в трактир, и продавец спустился в погреб за вином. На прилавке осталась разная посуда, от которой исходил запах вина. Парень взял камень и разбил всю эту посуду. Продавец вернулся из погреба, увидел, что наделал это парень, и в гневе побежал к его отцу: «Пойдем ко мне, и увидите, что натворил ваш сын в моем трактире!» Отец же, услышав о том, что натворил его сын, очень обрадовался и сказал продавцу: «Не беспокойся, я заплачу за ущерб, но я несказанно рад, так как теперь я убедился, как сильно мой сын ненавидит вино!»
Смысл этой притчи понятен. Наш учитель Моше, да покоится с миром, желал увидеть отмщение Мидьяну, чтобы убедиться, действительно ли евреи ненавидят разврат, в который мидьянитяне их втянули. Ведь если хоть немного этой страсти в них осталось, то они не будут воевать с мидьянитянами со всей мощью. В глубине сердца они будут жалеть о том, что разбивается сосуд с таким хорошим вином. А если он увидит, что евреи воюют со злобой и в полную мощь, это будет ему знаком, что они настолько возненавидели разврат, что готовы разбить любой сосуд, в котором можно его содержать, а значит, они полностью от этого очистились. И об этом сказано: «Возрадуется праведник, ведь увидел отмщение».
[1] Бемидбар 25:16-18
[2] Йевамот 103
[3] Иов 36
[4] Теилим 58
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).