Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Дварим, Мидраш, Магид из Дубно, Еврейская притча
Написано в Мидраше[1]: «Согрешили вдвойне, были наказаны вдвойне и будут утешены вдвойне». (Как можно грешить вдвойне? Есть грехи, в которых есть вина перед Б-гом и перед человеком. Например: грабеж, разврат с замужней женщиной, убийство. Поэтому наказание за эти грехи тоже двойное. Но когда человек раскаивается, то и утешение от Б-га будет двойным — прим.) Согрешили вдвойне — «Грехом согрешил Иерусалим»[2]. Были наказаны вдвойне — «Ведь приняла от руки Б-га вдвойне за все свои грехи»[3] (народы, которые Б-г сделал орудием наказания еврейского народа во время разрушения Храма и изгнания, погрязли больше нас во всех тех грехах, за которые они нас наказывали, выполняя волю Творца — прим.). Высказывание «были наказаны вдвойне» непонятно. Разве Всевышний не судит справедливо?!
Это можно понять при помощи притчи:
Притча.
Один ученик неверно понял то, что учил. У раввина, который его обучал, был еще один ученик, глупец и невежа. Раввин велел этому второму ученику дать первому пощечину. Первый ученик заплакал: «Мне вдвойне больно! Ведь если бы учитель сам меня ударил, я бы не так переживал, ведь он понял мою ошибку. Но теперь к боли от удара добавляется еще и оскорбление, что ударил меня невежа, который вообще ничего не смыслит в том, что мы учим!», как сказал царь Давид: «Беспричинно ненавидящих меня больше, чем волос на моей голове… Ты, Б-г, знаешь глупость мою».
Смысл этой притчи понятен.
Приведем другое разъяснение сказанному: «Ведь приняла от руки Б-га вдвойне за все свои грехи»:
Притча.
У одного человека были два сына. Однажды один из них пошел в трактир, наелся там и напился допьяна. А другой влез на стол и упал. Когда отец услышал об этом, наказал обоих. Через какое — то время он пожалел о наказании и решил примириться с ними и дать подарок. Первому сыну он дал одну монету, а второму две, и объяснил первому: «Твой брат пострадал вдвойне — от удара при падении и от моего наказания. Поэтому я дал ему две монеты. Но ты получил удовольствие, ел и пил вкусные вещи, а потому хватит тебе одной монеты!» Смысл этой притчи — «Утешьте, утешьте народ мой.»[4][5] — будут они утешены вдвойне, потому что наказаны вдвойне. А наказаны вдвойне — потому что пострадали и от самого греха, как сказано: «И станете отвратительны себе из-за ваших грехов»[6] и от наказания за него. (Человек может испытывать боль не только от перенесенного наказания, но и от чувства вины за тот неправильный поступок, который он совершил — прим.) И сюда подходит сказанное мудрецами: «Там, где находятся раскаявшиеся и исправившиеся, не могут находиться даже полные праведники», ведь те, кто согрешил и раскаялся, пострадали вдвойне — и от ощущения горечи во время совершения греха, и от последующего сожаления о том, что было (конечно, речь идет о людях, которые осознают неправильность определенных поступков, но не справляются со своими желаниями — прим.), как сказано: «Пути его видел Я, и исцелю его, и поведу его, и заплачу утешениями ему и скорбящим его»[7]. Мудрецы разъясняли[8]: Скорбящие — это душевные силы человека и его органы тела, которые скорбят о нем (если человек поступает неправильно — прим.). А полные праведники не скорбят, а получают удовольствие, как сказано: «Радуюсь я словам Твоим, как нашедший большую добычу»[9] (то есть, вся их жизнь наполнена радостью служения Творцу — прим.).
[1] Мидраш Эйха 1:57
[2] Эйха 1:8
[3] Йешаяу 40:2
[4] Теилим 69:5-6
[5] Йешаяу 40:1
[6] Йехезкель 36:31
[7] Йешаяу 57:18
[8] Мидраш Ваикра Раба 16
[9] Теилим 119:162
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»