Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Пинхас, Балак, Билам, Магид из Дубно, Еврейская притча
Приведем еще одно объяснение словам Мидраша: «Ему по справедливости полагается эта награда». Для этого сначала разъясним слова: «Поэтому скажи: Я заключаю с ним союз мира». Мудрецы разъясняли, что речь идет об обещании вечной жизни, как сказано в Мидраше[1], что он еще существует. И сказано: «Союз мой был с ним, жизнь и мир»[2]. Обычно мы понимаем слово «мир» как спасение от разных случающихся в этом мире происшествий, а про Пинхаса сказано, что тот мир, который дал ему Б-г, это то, что он существует вечно. Но мне кажется, что это следует понимать согласно со сказанным: «Малый и великий (находится) там, и раб свободен от своего господина»[3].
Смысл этой причти в том, что все время, пока человек находится в этом мире, он находится в такой же опасности как корабль в море или караван на долгом пути. Ведь кто может сравниться в величии с нашим праотцом Яаковом или царем Давидом, да покоятся с миром? А они всю жизнь были в страхе, либо от окружающих опасностей, либо от дурного начала, которое ежедневно поднимается на человека. Немного странно, чтобы в качестве награды Пинхасу, Всевышний продлил ему жизнь, полную всех этих переживаний. И сказано: «Малый и великий (находится) там, и раб свободен от своего господина» — то есть, важность каждого человека выясняется после смерти, а не при жизни, во время пути. Поэтому Всевышний поясняет, что с того момента он снимает с Пинхаса любую опасность, и «Я заключаю с ним союз мира» — то есть, спасает его от любых напастей и страданий, которые поджидают человека, и теперь его жизнь станет приятной. И сказали мудрецы[4]: Почему праведникам суждено умирать? Потому что всю жизнь они проводят в борьбе с дурным началом, и только после смерти они, наконец, отдыхают: «И там отдохнут уставшие». А теперь, когда Пинхас стал свободен от всех невзгод и от борьбы с дурным началом, зачем ему умирать? Значит, по справедливости, ему полагается в награду вечная жизнь (ведь теперь он не будет нуждаться в отдыхе). И это и имеется в виду в стихе: «Поэтому скажи: Я заключаю с ним союз мира» — раз Я даю ему мир и спокойствие при жизни, то он не нуждается в смерти.
«А имя убитого человека, исраэльтянина, который был убит вместе с мидьянитянкой, Зимри сын Салу, вождь отчего дома колена Шимон»[5].
Написано в Мидраше[6]: Точно так же, как Всевышний хвалит праведников и их деяния, чтобы прославить их в мире — «Пинхас сын Элазара, сына коэна Аарона» — так он распространяет в мире преступления и позор нечестивцев — «Зимри сын Салу». Имя Пинхаса было увековечено во хвалу, а имя
Зимри — в порицание. О них сказано: «Память о праведнике в благословение, а имя злодеев сгниет»[7].
Смысл этой притчи в том, что Всевышний приготовил еврейскому народу в путь разную «снедь» — удачу, которая сопутствовала Аврааму и Ицхаку у фараона и Авимелеха, и Йосефу в Египте, чтобы и нам захотелось ходить их путями и иметь такую же удачу. А еще Он приготовил нам разные «лекарства» — на случай, если с кем-то случится, что он поддастся желанию поступить как Корах[8] или Зимри — пусть этот человек обратит внимание на постигшее их наказание, и остережется. Это и имели в виду мудрецы сказав: «Точно так же, как Всевышний хвалит праведников, чтобы прославить их в мире, так он распространяет в мире преступления и позор нечестивцев». Разница же между ними в том, что сказано: «Память о праведнике в благословение, а имя злодеев сгниет». Там, где Всевышний упоминает праведника, Он желает благословить: «Ешь, сын мой, пусть вся еда будет вкусной и приятной» — поступай и ты, как этот праведник, и ты тоже будешь благословлен такой удачей. Но «^имя злодеев сгниет» — зачем тебе болеть и нуждаться в лечении — учиться от наказания нечестивцам (то есть, лучше, чтобы поступки нечестивцев забылись и не было бы тебе причины учиться от наказаний, которые их постигают — прим.). (Здесь мудрецы объяснили, почему не написано: «Память о праведнике в благословение, а имя злодеев — в проклятье».) И это как раз то, что сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек… и будет, когда даст тебе… покой от врагов. сотри память об Амалеке»[9] — будь здоровым, то есть цельным в служении Всевышнему, и уже не понадобится тебе вспоминать, что было с Амалеком за его злодеяния (то есть сотри память об Амалеке, чтобы не понадобилось больше о нем вспоминать).
[1] Мидраш Бемидбар Раба 21:3
[2] Малахи 2:5
[3] Иов 3:9
[4] Мидраш Берешит Раба 9
[5] Бемидбар 25:11-15
[6] Мидраш Бемидбар Раба 21:3
[7] Мишлей 10
[8] См. главу Корах
[9] Дварим 25:17-19
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»