Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Золотой телец, Моше, Дарование Торы, Устная Тора, Скрижали Завета, Синай, Мудрецы Мишны, Исход из Египта, Раби Элиезер
Сказал раби Элазар бен Азария: в канун шабата (в шестой день недели), шестого числа месяца сивана, в шесть дневных часов (в полдень) сыны Израиля получили Десять Заповедей. В девять дневных часов они вернулись в свои шатры и нашли, что собранного мана хватает на два дня. В тот шабат они воздерживались от работ, радовались и праздновали день, когда услышали Глас Всевышнего, как сказано: «Какой человек, который услышал голос Бога Живого… и остался жив»[1]. Всевышний сказал Моше: «Иди и скажи им: “Вернитесь в шатры ваши (к вашим женам)”»[2]. Сам же Моше со дня дарования Торы не вступал больше в близость с женой, как сказано: «А ты останься здесь со Мной»[3].
Сказал раби Йеошуа бен Корха: 40 суток провел Моше на горе Синай. Днем он изучал Письменную Тору, а ночью Устную. По истечении 40 суток он взял скрижали Завета и спустился в стан сынов Израиля. 17 тамуза Моше разбил скрижали и казнил нечестивцев из сынов Израиля. Он провел 40 суток в стане, пока не стер тельца в прах, и не казнил всех поклонявшихся ему, и не уничтожил идолопоклонство среди евреев. Затем он отвел каждому колену свое место. В первый день месяца элула Бог сказал Моше: «Поднимись ко Мне на гору». По всему стану трубили в шофар, чтобы знали, что Моше снова поднялся на гору Синай, и не согрешили снова идолопоклонством. А Всевышний возвысился в тот день под звук этого шофара (тем, что евреи раскаялись и приняли на себя власть Единого Бога), как сказано: «Возвысился Бог под трубление, под звук шофара»[4]. Поэтому еврейские мудрецы постановили трубить в шофар каждый год в первый день месяца элула.
Сказал раби Каана: скрижали были созданы не на земле, а на небе, самим Богом, как сказано: «А скрижали были сделаны Богом, и надпись была высечена (харут) Богом»[5]. Это сказано о первых скрижалях. Не читай ха-рут («высечена»), а читай херут — «свобода» (принимая на себя Тору, человек учится властвовать над своими желаниями). А о вторых скрижалях Бог сказал Моше: «Высеки себе две каменные скрижали»[6]. В шатре Моше возникла глыба драгоценного камня сапфира, и из него он высек скрижали, как сказано: «И высек две каменные скрижали, подобные первым»[7].
Со скрижалями Моше поднялся на гору Синай и провел там 40 суток, как ученик в присутствии учителя. Днем он учил Письменную Тору, а ночью Устную. Ангелы сказали ему: «Моше! Тора была дана для нас!» Моше ответил им: «В Торе сказано: “Почитай отца своего и мать свою”[8]. Разве у вас есть отец и мать? А еще сказано: “Если в шатре умрет человек…”[9] Разве кто-то из вас умирает? Тора дана для нас!» Ангелы замолчали и не возражали более. Сказали еврейские мудрецы: «Моше поднялся своей мудростью к ангелам и поколебал уверенность их, как сказано: “На город сильных пойдет мудрый и низвергнет их надежную крепость”[10]». Увидели ангелы, что Бог дал Моше Тору, и тоже дали ему дары — разные способы исцеления для людей, как сказано: «Поднялся ты ввысь. взял пленника (Тору) людям» (поскольку вначале ангелы препятствовали передаче Торы людям)[11].
Сказал Бен Бетера: Моше провел на горе 40 дней, изучая Тору и ее святые буквы. А по истечении 40 дней взял ее и спустился 10-го числа седьмого месяца (тишрея), в Йом-Киппур, и дал Тору еврейскому народу вечным законом, как сказано: «И будет это вам законом вечным»[12].
Сказал раби Зехарья: евреи читали Тору и нашли, что в ней написано: «Но в 10-й день седьмого месяца… смиряйте души ваши (постом)»[13].
Тут же протрубили в шофар по всему стану и объявили, что все, мужчины и женщины, взрослые и дети, должны поститься. Если бы не было Йом-Киппура, мир не устоял бы, ведь Йом-Киппур искупает грехи человека в этом мире и в будущем, как сказано: «Шабат шабатон (суббота суббот) будет вам»[14]. Шабат — в этом мире, шабатон — в будущем мире. Хотя в будущем все праздники отменятся, Йом-Киппур отменен не будет. Йом-Киппур искупает как незначительные, так и тяжкие прегрешения, как сказано: «Ведь в этот день искупится вам. от всех грехов ваших очиститесь»[15]. Не сказано «от грехов», а сказано «от всех грехов».
В день дарования Торы ангел Самаэль (Сатан) обратился к Богу: «Владыка мира! Ты дал мне власть над всеми народами, а над евреями не дал мне власти!» Бог ответил ему: «Будет тебе власть над ними в Йом-Киппур, если найдется у них грех. А если не найдется — не будет тебе над ними власти». Поэтому во времена Храма в Йом-Киппур Са-маэлю давали «взятку», чтобы не пропала жертва народа, как сказано: «Жребий одного (козла) — Господу (быть принесенным в жертву всесожжения в Храме), а жребий другого козла — на Азазэль (быть скинутым со скалы в бездну для Самаэля)»[16]. И этот козел нес на себе грехи всего Израиля, как сказано: «И нес этот козел на себе все их грехи»[17]. Увидел Самаэль, что среди евреев нет греха в Йом-Киппур, и сказал: «Владыка мира! У тебя на земле есть один народ, подобный ангелам на небесах! Как ангелы, так и еврейский народ стоит на ногах весь Йом-Киппур; как ангелы не едят и не пьют, так и евреи не едят и не пьют в Йом-Киппур; как ангелы чисты от грехов, так и евреи чисты от грехов в Йом-Киппур; как между ангелами царит мир, так и между евреями царит мир в Йом-Киппур». А Всевышний слушал выступление обвинителя в защиту еврейского народа и искупал жертвенник, и коэнов, и весь народ от мала до велика, как сказано: «.и искупит святилище, и шатер откровения, и жертвенник, и коэнов, и всю общину народа искупит»[18].
Моше сказал: «В Йом-Киппур я сначала увижу Славу Творца, а потом буду искупать грехи народа» (то есть он хотел сначала убедиться,
что Шхина находится среди евреев, а потом просить милосердия для них). Моше сказал Богу: «Яви мне Славу Твою!»[19] Бог ответил ему: «Моше! Ты не можешь увидеть Мою Славу, ведь если увидишь — умрешь», как сказано: «Ибо не может человек увидеть Меня и остаться в живых»[20]. «Но ради клятвы, которую Я дал тебе, и ради Своего имени, которое Я тебе открыл, Я выполню твою просьбу. Встань у входа в пещеру, а Я проведу перед тобой всех ангелов, которые служат Мне, — как сказано: “А Я проведу всё благо Свое перед тобой”[21]. А когда ты услышишь имя, которое Я открыл тебе, знай, что Я нахожусь там (откуда это имя раздалось). Стой и не страшись!» (то есть: проси за евреев и не страшись ангелов), как сказано: «И сжалюсь над тем, над кем решу сжалиться, и проявлю милосердие к тому, к кому решу его проявить»[22].
Ангелы сказали Всевышнему: «Мы служим Тебе днем и ночью, но не можем увидеть Твою Славу, а этот, рожденный женщиной, хочет ее увидеть!» Разгневанные и напуганные, они собрались убить Моше (так как он поднялся в духовные миры, куда раньше не поднимался человек), и он приблизился к смерти (от ощущения силы святости). Тогда Всевышний явился ему в облаке, как сказано: «И спустился Бог в облаке»[23]. Это седьмой спуск Бога на землю. Он накрыл Моше ладонью, чтобы тот не умер, как сказано: «Когда будет проходить мимо тебя Моя Слава, помещу Я тебя в расселину скалы и укрою Своей ладонью, пока не пройду»[24]. Когда Бог прошел, Он снял ладонь с Моше, и тот увидел Шхину сзади (то есть он увидел некое духовное проявление высших миров), как сказано: «И уберу Я Свою ладонь. и увидишь ты Меня сзади»[25].
Моше стал громко кричать: «Бог, Бог, Владыка милосердный и милостивый. (перечисляя 13 качеств милосердия Творца)»[26]. Моше сказал: «Прости народу Израиля грех золотого тельца!» Если бы Моше попросил
Бога простить все грехи евреев до конца всех поколений, то Он сделал бы это, так как именно тогда был момент Его благоволения, и сказано: «В час (Моего) благоволения ответил Я тебе»[27]. Но Моше только попросил простить евреям грех с тельцом, и Бог выполнил его просьбу, как сказано: «И сказал Бог: “Простил Я по слову твоему”»[28].
[1] Дварим 5:23.
[2] Дварим 5:27.
[3] Дварим 5:27.
[4] Теилим 47:6.
[5] Шемот 32:16.
[6] Шемот 34:1.
[7] Шемот 34:4.
[8] Шемот 20:12.
[9] Бемидбар 19:4.
[10] Мишлей 21:22.
[11] Теилим 68:19.
[12] Ваикра 16:34.
[13] Ваикра 23:27.
[14] Ваикра 23:32.
[15] Ваикра 16:30.
[16] Ваикра 16:8.
[17] Ваикра 16:22.
[18] Ваикра 16:33.
[19] Шемот 33:18.
[20] Шемот 33:20.
[21] Шемот 33:19.
[22] Шемот 33:19.
[23] Шемот 34:5.
[24] Шемот 33:22.
[25] Шемот 33:23.
[26] Шемот 34:6.
[27] Йешаяу 49:8.
[28] Бемидбар 14:20.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»