Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О сути управления Всевышнего этим миром, в том числе: о существовании зла, скрытии управления и свободе выбора человека

Корень управления Единства

Это внутреннее и основное управление мирозданием, его задача — привести мир к возвышенной цели, раскрытию Единства. Изначально, издревле были приготовлены все возможности существования зла, и все способы приведения его к исправлению. Начала замысла управления мирозданием не известны никакому сотворенному существу, это тайны Всевышнего, и у нас нет постижения причин Его постановлений и их деталей.

«Господь, благословен Он, создал зло с такими свойствами и ограничениями, с какими пожелал. И Он направляет события к тому, чтобы полностью уничтожить зло в Творении, как мы уже объяснили. Однако Он должен управлять этим процессом в соответствии с природой зла и порядками его действия. Это очевидно. Поскольку Благословенный создал Творение несовершенным, Он вращает колеса, чтобы восполнить его, удалив недостатки. И Он единственный, кто знает корень всего, что Он пожелал сделать, и скрытые от созданных причины своих установлений. Ведь созданные знают только сами установления Высшей воли, а то, что выше их, т.е. причины установлений, на самом деле не передано созданным вообще, и это запрещенные нам исследования, поскольку корень их — в высотах воли Всевышнего, непостижимых для нас. Он, благословенно имя Его, знает, что для восполнения Творения необходимо усиление света, т.е. усиление влияния и его увеличение, с одной стороны, и его сокрытие и уменьшение, с другой стороны. Поскольку есть аспекты, которые исправляются увеличением света и волеизъявления, а есть аспекты, которые исправляются их отстранением и уменьшением, когда злу позволено побеждать, как мы объяснили» (Даат Твунот, 168).

Изначально, издревле установлены и заложены в форме мироздания границы распространения зла, и все детали его круговоротов и аспектов: «это зависит не от дел человеческих и заслуг, а от свойств Творения и его сущности. И Он, Благословенный, единственный, кто на самом деле знает сущность создания, знает и то, что необходимо ему. Одно нам известно — сущность Творения такова, что для его восполнения необходимы как увеличение [усиление света лица Всевышнего], так и уменьшение [сокрытие]. Это смысл двадцати восьми времен, упомянутых в книге Коэлет (глава 3), и свидетель, соответствующий им — луна, которая сама восполняется и уменьшается, являясь примером этого явления. И есть в этом глубокое знание, которым обладают мудрецы, понимающие траекторию и пути движения луны и все варианты ее отношения к солнцу в различных состояниях. Ибо они в общем виде соответствуют всем основным аспектам правления, которое приводит в движение Творение и восполняет его согласно его (Творения) природе. Как мы уже объяснили, для этого восполнения необходимо усиление и уменьшение. Поэтому община Израиля уподобляется луне: “Они в будущем обновятся, как она [луна]” (Сангедрин 42а). Частностей здесь много, и они глубоки. Однако общее правило таково: круговорот, влекущий общину Израиля и все Творение к восполнению (в соответствии с их природой, а не по делам их), подобен тому, что на наших глазах происходит с луной, во всех деталях этого явления».

И изначально, издревле установлено для душ, которые в будущем будут сотворены, какая часть будет дана каждой из них в этом великом деле: исправлении зла, раскрытии власти Всевышнего и приведении мироздания к раскрытию добра: «Вместе с тем Господь, благословен Он, распределил общее исправление Творения между всеми душами, созданными для служения, соответственно тому, что, как Он знал, подходит каждой из них по ее сущности. Вещь эта скрыта очень глубоко и не была постигнута ни одним пророком и провидцем, поскольку относится к упомянутым нами выше причинам установлений, которые скрыты от созданных и которые мы можем познать только через их следствия. Выходит, что одному человеку в соответствии с его корнем суждено изобилие влияния Всевышнего, которое является одним из путей восполнения Творения. Есть же такой человек, которому в соответствии с его корнем суждено довольствоваться малым влиянием, и это — второй путь восполнения Творения. И у этого различия нет причин, которые были бы связаны с поступками человека; все связано только с тем, как Всевышний распределил между людьми исправление Творения: одно исправление — одному, другое — другому, и каждый идет своим путем» (там же).

Корень свободы выбора — в скрытии причин управления

Это скрытие управления и дает возможность существования выбора. Говоря словами Рамхаля: «Все управление зависит от скрытия этого корня, этот корень есть место знания, в котором раскрываются все вещи, что будут после… все служение людей зависит от того, что высшее знание скрыто от них. Если бы они знали — не было бы служения по выбору, и не было бы для них награды и наказания. А поскольку намерением управления было дать место для служения и для награды и наказания, необходимо, чтобы этот корень был скрыт.

И тогда люди действуют в соответствии со своим выбором, ибо когда знание скрыто, если они сделают нечто и это устоит, — они не знают, что так уже было известно, что они это сделают. Поэтому это считается их действием. А если старались сделать и не смогли, все еще дается им добрая награда в мире. А если бы знали, что не преуспеют — не делали бы. И все тому подобное» (Клах Питхей Хохма, 81).


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.