Из цикла «Знание веры», темы: Ашгаха пратит, Провидение, Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
В первом эссе мы занимались деталями управления провидения Суда. Нам прояснилась прямота управления Всевышнего над мировым порядком, и Его индивидуального провидения над человеком на всех уровнях. Все это относится к управлению Суда, относящемуся к качеству Малхут. В данном эссе мы займемся другим управлением провидения, — управлением провидения Единства.
Рамхаль в своей книге Даат Твунот подробно объясняет замечательное раскрытие одной из тайн Торы, о внутреннем управлении, которое является основным в управлении мирозданием и приведении его к исправлению и предназначении. Речь идет об Управлении Единства. Когда мы уясним себе эти основы, нам станут ясны широкие понятия в Провидении и придут ответы на многие сложные вопросы, а сомнения разрешатся.
Данный вопрос делится на два аспекта: провидение до рождения человека — это судьба во всех ее проявлениях. В этой части провидения вообще нет места провидению Суда. И второй аспект — надзор над деяниями человека после его рождения. Здесь действуют два управления одновременно: «Здесь мы находим два вида провидения: провидение награды и наказания, и провидение власти и Единства, и двумя этими путями Всевышний всегда надзирает над Своими творениями. Ведь Он надзирает через управление Суда, чтобы постоянно судить за каждое деяние, и надзирает управлением Власти, дабы Своей силой и всемогуществом давать существование мирозданию, чтобы оно не разрушилось из-за злодейских деяний сынов человеческих» (Рамхаль, Путь Творца, ч. 2 гл. 8).
«Тот ангел, что назначен над беременностью, Лайла — имя его, и берет каплю, и ставит ее перед Всевышним и говорит перед Ним: Властелин мира, с этой каплей что будет? Сильный или слабый, мудрый или глупый, богатый или бедный; но праведник или злодей — не говорит, по словам раби Ханины: “Все в руках Небес кроме страха перед Небесами”» (Нида 16).
Все аспекты жизни человека устанавливаются в его судьбе (мазале), еще до его создания. «Все зависит от мазаля (судьбы)» (Зоар). Мазаль происходит от корня нозель, течь — это воздействие постановлений Всевышнего, спускающихся свыше вне связи с деяниями человека: «Но поскольку правосудие в руках Всесильного, впоследствии праведники должны получить награду — и тот праведник, которому были суждены страдания в этом мире, получит награду и за свои добрые дела, и за страдания, которые он терпел. Именно этот образ правления, который не связан с наградой и наказанием [в этом мире], а связан с тем, что необходимо миру в соответствии с его сущностью, мудрецы назвали мазаль [судьба]. Смысл этого — установление [судьба], не зависящее от выбора человека и его заслуг» (Даат Твунот, 168).
Это глава высшего скрытого управления, и не в силах человека познать детали ее причин, — почему одному человеку даны эти испытания, а другому — иные. Об этом сказал Всевышний Моше: «Не сможешь ты увидеть Моего лица». Но в общем виде наши учителя раскрыли нам данный вопрос, и то что мы можем понять — должны постараться понять, как писал Рамхаль:
«У этого явления есть граница, до которой мы сможем его понять, а после нее прекратим исследование. Того, что я сообщу тебе, будет достаточно, дабы понять, что явление это справедливо, а о том, что невозможно познать, не спрашивай. Однако знай — даже то, что недоступно для постижения, не наносит ущерба нашей вере и не искажает знание. Ты своими глазами увидишь, что это не что иное как дополнительное знание, совсем не обязательное для нас. Однако объяснения, необходимые для успокоения сердца и прояснения веры, у нас есть в достатке. Не сделает Всевышний вещи, из-за которой сыны человеческие запутаются в вере и на которую не найдут ответа, поэтому и сказано (Дварим 4:39): “И узнаешь ты сегодня и примешь сердцем своим, что Господь — это Бог”» (Даат Твунот, 164).
Мы объяснили, что цель творения — раскрытие единства Всевышнего. Это раскрытие возможно только через сотворение зла и придания ему возможности усилиться до самого порога уничтожения мироздания, и тогда раскроется обратное: что весь этот процесс имел своей целью привести абсолютное благо. Это свет, который прорвется из тьмы, и раскроет, что все круговороты событий в мире имели своей целью привести к полному воздаянию блага, и откроется единовластие Творца, и «будет Господь один и имя Его одно» — полное раскрытие единства Всевышнего.
Как объясняется в Гемаре:
«И будет Господь царем над всей землей, в тот день будет Господь один и имя Его одно» — а что, сегодня Он не один?! Сказал раби Аха бар Ханина: не подобен наш мир грядущему миру; в нашем мире, услышав хорошие вести, человек говорит: «Благословен Благой и воздающий добро», а услышав плохие вести — говорит: «Благословен праведный Судия». (В этом мире существует зло, и оно скрывает волю Всевышнего — Его желание полного воздаяния блага). В Грядущем мире — всегда говорят: «Благословен Благой и воздающий добро» (зло перестанет существовать и раскроется задним числом, что все привело к полному воздаянию блага).
«И имя Его одно» — что значит одно? Разве сейчас Его имя не одно? Сказал рав Нахман бар Ицхак: не подобен наш мир грядущему миру; в нашем мире Имя пишется йуд-кей, а читается алеф-далет (четырехбуквенное имя Авайе, корень всех Его имен и раскрытия Его воли, — есть имя милосердия, но оно скрыто в нашем мире, и произносится как А-донай (Господь), что указывает на управление власти и суда — именно оно действует в нашем мире). А в Грядущем мире — все одно, читается йуд-кей и пишется йуд-кей (это управление Грядущего мира, когда
раскроется воля к воздаянию добра в ее полноте).
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»