Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Моше, Итро, Дарование Торы, Магид из Дубно, Ангелы, Еврейская притча
«На третий месяц. покинули Рефидим, и прибыли в пустыню Синай. А Моше поднялся к Б-гу»[1]
Казалось бы, что (грамматически) правильнее было сказать: «И поднялся Моше…». Для того, чтобы понять, почему было сказано именно: «А Моше поднялся к Б-гу», следует привести слова мудрецов в Мидраше[2]: В тот момент хотели ангелы убить Моше. Но Всевышний сделал его лицо похожим на лицо Авраама, и сказал ангелам: «Разве вам не стыдно? Разве не у него в доме вы гостили?»[3]
Притча.
Один генерал был на очень высоком счету у царя, который во всем с ним советовался. У царя был единственный изнеженный сын, и каждый раз, когда он хотел посовещаться с генералом, велел сыну выйти. Этот генерал хвастался перед всеми остальными министрами: «Я дороже царю, чем его собственный наследник! Ради того, чтобы уединиться со мной для беседы, он отсылает сына, и рассказывает мне обо всем, что у него на сердце». Эти речи дошли до принца, и он очень тяжело их воспринял. Он загоревал и заболел. Врачи поняли, что его болезнь вызвана отчаяньем, и никакие лекарства тут не помогут. Принца следует заставить смеяться и лечить развлечениями, чтобы вывести из этого состояния. Царь велел позвать оркестр, но принцу была привычна музыка, и она не подействовала на него. Тогда царь созвал всех своих министров на совет: быть может они придумают, как развеселить его сына. Было решено, что каждый день кто-то из министров переоденется медведем или другим животным, и пойдет к принцу. Тот узнает министра и ему будет смешно увидеть такого важного чина переодетым и играющим. Это его развеселит. В один из дней настала очередь того генерала. Он одел костюм медведя, зашел к принцу, и стал танцевать и развлекать его, пока тот не развеселился и не стал смеяться. Когда генерал вышел от принца, его окружили другие министры и заметили: «Теперь ты можешь убедиться, что царь не любит никого другого так, как любит своего сына. Когда принц заболел, он велел тебе одеть костюм медведя, хотя это и унижает твое достоинство, ради того, чтобы развеселить сына и вылечить его».
Смысл этой притчи в том, что ангелы считали, что нет никого выше и важнее их, ведь они находятся над человеком. А человек должен занимать низменное место на земле. Поэтому они и сказали: «Что делает среди нас рожденный женщиной?! Помести славу Твою на Небесах!»[4]. Всевышний, Своей великой мудростью показал ангелам, что человек дороже ему, чем они. Для этого он сделал лицо Моше похожим на лицо Авраама, и сказал: «Разве вам не стыдно? Разве не у него в доме вы гостили?» — Авраам сильно расстраивался, что к нему не приходили гости, и тогда Б-г спустил в этот мир ангелов в облике людей, и они и пришли к Аврааму, и ели у него. Каким образом духовные существа могли есть, невозможно себе представить. Но Всевышний из любви к Аврааму велел ангелам есть вопреки их сущности. Из этого они должны были сделать вывод, насколько дорог Всевышнему человеческий род, который является основой творения. Люди называются детьми Б-га.
[1] Шмот 19:1-3
[2] Мидраш Шмот Раба 28:1
[3] Мидраш Берешит Раба, недельная глава Ваера 18, 1-8
[4] Теилим 8:2
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.