Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши мудрецы, да будет благословенна память о них, хотели объяснить, зачем дважды были даны законы суда между людьми (в недельных главах Бешалах и Мишпатим).

И еще сказано в Мидраше[1] на стих: «И вот законы…»: «Ты дал ему постановления и законы»[2]. Всюду в Торе, где сказано: «И» - это означает, что идет добавление к сказанному ранее. Что сказано ранее? «Там дал им (народу Израиля) законы»[3]. (До дарования Торы Б-г дал евреям некоторые законы, по которым решали споры между людьми. Получилось, что часть законов суда евреи получили в месте, которое называлось Мара[4], потом получили скрижали завета на горе Синай, а после этого снова получили законы об отношениях между людьми, в недельной главе Мишпатим — прим.) Это похоже на то, как знатная римлянка шла по улице, окруженная с обеих сторон вооруженной охраной, так и Тора: впереди суд и позади суд, а она находится посредине. И сказано: «Тропой праведности идти буду, по путям закона»[5]. Тора посередине, а спереди и сзади — законы. Следует понять это высказывание. И мне кажется следующее:

Притча.

Если видишь, что по улице идет человек, а за ним идет многочисленная вооруженная охрана, и по этой охране сложно понять, является ли он важной особой, и идет с охраной, чтобы она защитила его от врагов, или потому что он грабитель или убийца, которого поймали, и ведут на суд, и охрана стережет его, чтобы не сбежал и не причинил вреда другим. Тогда следует присмотреться к этому человеку. Если он ребенок или больной, то следует сделать вывод, что охрана бережет его, чтобы с ним ничего не случилось. Иначе, если бы надо было его стеречь, чтобы не убежал, было бы достаточно одного или двух охранников.

Так и здесь: Наши мудрецы, да будет благословенна память о них, хотели объяснить, зачем дважды были даны законы суда между людьми (в недельных главах Бешалах и Мишпатим). Всевышний бережет народ Израиля, и поэтому не удовлетворился только тем, что предостерег их в Маре, и дал законы без объяснения их смысла, но снова предостерег их, чтобы все их поступки были по закону. Именно это хотели сказать мудрецы, когда уподобили это римлянке, которая идет, окруженная охраной — это делается для ее блага. Ведь если бы наоборот, хотели уберечь других от нее, то достаточно было бы одного охранника.

(Вся Тора была получена на горе Синай. В день, когда евреи стояли и слышали 10 заповедей, то приняли всю Тору в общем, а затем Моше поднялся на гору Синай и получил от Б-га все подробности законов и все тонкости Торы, которые Б-г пожелал ему открыть. Часть законов, связанных с судом и законы уважения родителей, Б-г сообщил Моше еще по пути, после перехода Красного моря в месте Мара. Б-г также предостерег Моше, чтобы он хорошенько объяснил смысл и справедливость законов, которые Он дает евреям, чтобы они вели разбирательства согласно им. Ни к чему хорошему ссоры не приводят, и Тора тщательно описывает законы, регулирующие отношения между людьми — прим.)

Написано в Мидраше[6]: «Если будешь давать в долг бедняку из Моего народа, не притесняй его»[7] — «Заимодавец Б-га — милосердный к бедному»[8]. И еще сказали мудрецы: «Должник как раб своему заимодавцу».

Мне кажется, что мудрецы хотели здесь дать добрые советы и научить человека, что тот, кто дает взаймы бедному, пусть лучше не нажимает на него с возвратом, или вообще не требует его вернуть.

Притча. Один человек пришел к другому и попросил денег в долг. Тот попросил гарантов. Тогда просящий привел к нему двоих людей, которые обязались быть гарантами этой ссуды. Один из них был очень богат и надежен, а второй был ненадежен и беден. В подписанном ими документе было сказано, что заимодавец будет иметь право взыскать свои деньги с любого из них. Несомненно, что если заимодавец умный человек, то не станет напоминать о долге ненадежному человеку, и не будет требовать с него. Тогда второй гарант, богатый и надежный, будет осознавать, что заимодавец надеется на него. Ведь если он увидит, что заимодавец бегает за бедным гарантом, то скажет: «Вот и спрашивай с него, что ты хочешь от меня?»

Так и здесь: человеку дается хороший совет: когда он дает ссуду бедному, то не только тот подписывает долговое обязательство, но и Всевышний тоже как бы подписывает его, чтобы заимодавец не оказался в убытке. Поэтому Тора и дает добрый совет: «Если будешь давать в долг бедняку из Моего народа, не притесняй его» — даже не показывайся ему на глаза. А если будешь беспокоиться: что будет с твоими деньгами, то мудрецы сказали: «Заимодавец Б-га — милосердный к бедному». Поэтому оставь бедного в покое, и тогда Он, богатый и надежный гарант, несомненно заплатит тебе за это. И это прекрасно.


[1] Мидраш Шмот Раба 30:3

[2] Шмот 16:25

[3] Шмот 15:25

[4] Шмот 15

[5] Мишлей 8:20

[6] Мидраш Шмот Раба 31:12

[7] Шмот 22:24

[8] Мишлей 19:17

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»