Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Мишпатим, Бейт дин, Синай, Магид из Дубно, Еврейская притча
И еще сказано в Мидраше[1] на стих: «И вот законы…»: «Ты дал ему постановления и законы»[2]. Всюду в Торе, где сказано: «И» - это означает, что идет добавление к сказанному ранее. Что сказано ранее? «Там дал им (народу Израиля) законы»[3]. (До дарования Торы Б-г дал евреям некоторые законы, по которым решали споры между людьми. Получилось, что часть законов суда евреи получили в месте, которое называлось Мара[4], потом получили скрижали завета на горе Синай, а после этого снова получили законы об отношениях между людьми, в недельной главе Мишпатим — прим.) Это похоже на то, как знатная римлянка шла по улице, окруженная с обеих сторон вооруженной охраной, так и Тора: впереди суд и позади суд, а она находится посредине. И сказано: «Тропой праведности идти буду, по путям закона»[5]. Тора посередине, а спереди и сзади — законы. Следует понять это высказывание. И мне кажется следующее:
Притча.
Если видишь, что по улице идет человек, а за ним идет многочисленная вооруженная охрана, и по этой охране сложно понять, является ли он важной особой, и идет с охраной, чтобы она защитила его от врагов, или потому что он грабитель или убийца, которого поймали, и ведут на суд, и охрана стережет его, чтобы не сбежал и не причинил вреда другим. Тогда следует присмотреться к этому человеку. Если он ребенок или больной, то следует сделать вывод, что охрана бережет его, чтобы с ним ничего не случилось. Иначе, если бы надо было его стеречь, чтобы не убежал, было бы достаточно одного или двух охранников.
Так и здесь: Наши мудрецы, да будет благословенна память о них, хотели объяснить, зачем дважды были даны законы суда между людьми (в недельных главах Бешалах и Мишпатим). Всевышний бережет народ Израиля, и поэтому не удовлетворился только тем, что предостерег их в Маре, и дал законы без объяснения их смысла, но снова предостерег их, чтобы все их поступки были по закону. Именно это хотели сказать мудрецы, когда уподобили это римлянке, которая идет, окруженная охраной — это делается для ее блага. Ведь если бы наоборот, хотели уберечь других от нее, то достаточно было бы одного охранника.
(Вся Тора была получена на горе Синай. В день, когда евреи стояли и слышали 10 заповедей, то приняли всю Тору в общем, а затем Моше поднялся на гору Синай и получил от Б-га все подробности законов и все тонкости Торы, которые Б-г пожелал ему открыть. Часть законов, связанных с судом и законы уважения родителей, Б-г сообщил Моше еще по пути, после перехода Красного моря в месте Мара. Б-г также предостерег Моше, чтобы он хорошенько объяснил смысл и справедливость законов, которые Он дает евреям, чтобы они вели разбирательства согласно им. Ни к чему хорошему ссоры не приводят, и Тора тщательно описывает законы, регулирующие отношения между людьми — прим.)
Написано в Мидраше[6]: «Если будешь давать в долг бедняку из Моего народа, не притесняй его»[7] — «Заимодавец Б-га — милосердный к бедному»[8]. И еще сказали мудрецы: «Должник как раб своему заимодавцу».
Мне кажется, что мудрецы хотели здесь дать добрые советы и научить человека, что тот, кто дает взаймы бедному, пусть лучше не нажимает на него с возвратом, или вообще не требует его вернуть.
Притча. Один человек пришел к другому и попросил денег в долг. Тот попросил гарантов. Тогда просящий привел к нему двоих людей, которые обязались быть гарантами этой ссуды. Один из них был очень богат и надежен, а второй был ненадежен и беден. В подписанном ими документе было сказано, что заимодавец будет иметь право взыскать свои деньги с любого из них. Несомненно, что если заимодавец умный человек, то не станет напоминать о долге ненадежному человеку, и не будет требовать с него. Тогда второй гарант, богатый и надежный, будет осознавать, что заимодавец надеется на него. Ведь если он увидит, что заимодавец бегает за бедным гарантом, то скажет: «Вот и спрашивай с него, что ты хочешь от меня?»
Так и здесь: человеку дается хороший совет: когда он дает ссуду бедному, то не только тот подписывает долговое обязательство, но и Всевышний тоже как бы подписывает его, чтобы заимодавец не оказался в убытке. Поэтому Тора и дает добрый совет: «Если будешь давать в долг бедняку из Моего народа, не притесняй его» — даже не показывайся ему на глаза. А если будешь беспокоиться: что будет с твоими деньгами, то мудрецы сказали: «Заимодавец Б-га — милосердный к бедному». Поэтому оставь бедного в покое, и тогда Он, богатый и надежный гарант, несомненно заплатит тебе за это. И это прекрасно.
[1] Мидраш Шмот Раба 30:3
[2] Шмот 16:25
[3] Шмот 15:25
[4] Шмот 15
[5] Мишлей 8:20
[6] Мидраш Шмот Раба 31:12
[7] Шмот 22:24
[8] Мишлей 19:17
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»