Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две притчи на тему недельной главы. Богач и повариха.

Притча.

Один богач устроил большой пир. Он дал поварихе продукты, чтобы она забрала их к себе домой, и приготовила все, что надо, а перед пиром он собирался послать к ней слуг, чтобы забрать готовую еду. А так ведется у поварих, что они готовят медленно. Так поступила и эта повариха, ведь пока продукты у нее, она могла тоже их кушать, и тайком брать своим детям. Затем, ей нужно было выйти на час-другой, и она оставила свою маленькую дочку следить за готовящейся едой. Девочка хотела показать матери, что она расторопна, пошла набрала дров, разожгла огонь побольше, и еда приготовилась быстро. Пришли слуги, и забрали всю еду в дом богача на пир. Тут вернулась повариха. Увидела, что сделала дочь, и рассердилась на нее: «Зачем ты поторопилась с приготовлением еды?! Я хотела немного забрать, да и тебе дать поесть от этих блюд! А теперь ни мне, ни тебе ничего не осталось!» Смысл этой притчи в том, что Всевышний послал еврейский народ в Египет, чтобы они достигли там духовного уровня, необходимого для получения Торы. Пока евреи там находились, ради них в стране было благословение. Всевышний сказал Аврааму: «…И будут порабощать и угнетать их четыреста лет»[1], так как это был тот срок, который требовался для подготовки народа к дарованию Торы. Но нечестивец фараон очень тяжко угнетал евреев, из-за чего евреи оказались готовыми к получению Торы на 190 лет раньше этого срока, как сказано в Мидраше[2]: Сказал Моше: «Владыка мира! Ты сказал, что мы должны быть порабощены 400 лет, неужели это время еще не истекло?» (не количеством, но качеством — прим.) Ответил Всевышний: «Оно уже истекло». Этим египтяне навредили сами себе, ведь из-за того, что евреи оказались готовы к выходу из Египта раньше, их изобилие и удача также прекратились раньше, чем изначально предполагалось. И это то, что сказали египтяне: — «Что мы сделали, отпустив Израиль от служения нам». То есть, причиной того, что евреи вышли раньше срока из Египта, были сами египтяне, которые очень тяжело их угнетали.

Сказано в Ялкут Шимони[3] [4]: «…И не повел их Б-г дорогой земли (дерех эрец) (плиштим).»98 (словосочетание дерех эрец являются также термином, обозначающим, среди прочего, естественный ход событий. Именно так Ялкут трактует эти слова здесь, то есть: «И не повел их Б-г естественным путем» — прим.). Естественный ход событий, это когда вода льется с небес, а хлеб произрастает из земли. Но когда евреи вышли из Египта, Всевышний сделал наоборот: хлеб Он посылал им с небес, как сказано: «Вот Я сыплю на вас хлеб с небес», а воду давал им из земли, как сказано: «Тогда запел Израиль эту песнь: “Поднимись, колодец.”». Мы знаем, что Всевышний ведет нас двумя путями — естественным путем и путем чудес. Когда наш народ находился на своей земле, Он вел нас естественным путем. У нас был Храм и жертвоприношения, и служба в нем вызывала благо с Небес. Это было похоже на то, как отец дает взрослому сыну некоторую сумму денег, и указывает ему как их лучше вложить, чтобы получать прибыль. Но до того, как привел нас Всевышний в наш надел, он вел нас путем чудес, и были мы как маленький ребенок, который ест с отцовского стола, и отец заботится обо всех его нуждах. У нас еще не было чем служить Ему, и как заботиться о своем пропитании. А мы знаем, что путем чудес нас ведут только тогда, когда нет никакой возможности справиться естественным путем. Рассказывается[5], что у одного человека умерла жена, оставив младенца. У него не было денег, чтобы нанять малышу кормилицу, и ему было сделано чудо: у него в груди появилось молоко, и он мог сам его вскармливать. Сказал рабби Йосеф: «Как велик этот человек, ведь ему было сотворено такое чудо!» Сказал Абайе: «Наоборот, это указывает на его низменное положение! Пришлось менять ради него законы природы!» Этот диспут выглядит странно, ведь приводятся два совершенно противоположных мнения. Можно разъяснить это с помощью притчи.

Притча.

Один ресторан считался самым лучшим в городе, и в нем подавали разные изысканные блюда вельможам и царским особам, которые останавливались там. При этом посетителей развлекал оркестр. Посетители должны были платить несколько серебряных монет за свое пребывание там. Однажды в городе заметили, что один торговец тоже посетил этот ресторан. Люди удивлялись: откуда у него деньги? Один человек сказал: «Я уже в течение месяца вижу, что он ходит туда утром и вечером, и проводит там несколько часов». Все были поражены: насколько же он богат, если может позволить себе такие траты! Но тут один человек сказал: «Насколько же он беден!» Люди посмотрели на него с недоумением: ведь если бы он был беден, не стал бы ходить в такой дорогой ресторан. Тогда он пояснил свои слова: «Вы правы, до сих пор он был богат. Но теперь он разорится из-за того, что так тратится!» Эта притча иллюстрирует слова Абайе. Он тоже считал, что раз этому человеку сделали такое чудо, значит, он праведен. Но при этом он сказал: «…это указывает на его низменное положение», ведь теперь он станет беден заслугами, так как для того, чтобы сделать человеку чудо, у него забирают часть заслуг. И теперь, когда мы находимся в изгнании, и нет у нас наших «инструментов» служения Творцу, мы не можем существовать естественным путем. Всевышний, в своем великом милосердии, ведет нас путем чудес, как делал это до того, как мы вошли в землю Израиля. Если бы избавление пришло в назначенный срок, то мы сразу попали бы в землю Израиля и существовали бы естественным путем. Но так как из-за страданий, наш народ был избавлен из Египта раньше срока, и не мог пока войти в землю Израиля, то получилось, что мы вышли из Египта, но не пришли в землю Израиля, а вынуждены были находится в ненаселенном месте, в пустыне. А там Всевышнему надо было вести нас путем чудес, так как не было у нас возможности выжить естественным путем. И это то, что сказано: «И было, когда отпустил фараон народ…» — избавление из Египта произошло не потому, что пришло время, а потому, что фараон слишком притеснял еврейский народ, и Всевышнему пришлось вывести их раньше. А потому «И не повел их Б-г дорогой земли (плиштим)» — естественным путем, как сказано в Ялкут.


[1] Берешит 15:13

[2] Мидраш Шир а-Ширим Раба 15

[3] пункт 226

[4] Шмот 13:17

[5] Шабат 53

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли