Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек, Имя Творца
Имя Ша-дай — это имя цимцума (сокращения), «сказавший Своему миру “достаточно!”». Но в этом «достаточно» есть все: «что есть достаточно в Моей божественности для всякого творения» (Раши).
Данная концепция является одной из основ Малхута — что в каждой его детали есть квинтэссенция всего, и на этом основании у каждого человека есть потенциал исправить все мироздание. «Земля на чем стоит… на одном столпе, и праведник — имя его, как сказано: “а праведник — основа мира”» (Хагига 12). Поймите все это как следует. Все эти вопросы укоренены в высших Атрибутах, и ступенчато развиваются до формы материального мира.
«Все объекты этого мира притягиваются и проецируются по цепочке: от их существования в трансцендентных силах до их существования в материальности… Поэтому корень всех деталей испытания человека находится в трансцендентных силах, согласно соответствующим им реалиям исправности и порчи, как мы писали выше. И по их состоянию там они судятся и определяются, чтобы распространиться и реализоваться в материальности в соответствующих им объектах. И это разделение охватывает все детали бытия по их уровням.
Высшая Мудрость приняла во внимание все эти детали испытания и согласно их истинной сущности установила то, что наиболее подходяще и достойно, и это ясно согласно основам, о которых мы говорили». (Путь Творца, там же). Поразмыслите над всем этим.
Такая форма мироздания — Малхут — обеспечивает возможность приведения его с совершенству:
«И, кроме всего этого, есть еще один аспект, вытекающий из упомянутых двух частей управления: индивидуального и общего.
Когда Высшая Мудрость воззрела на все, что необходимо для исправления того вида, из которого составится упомянутое выше Собрание совершенных, то увидела, что весьма подобает, чтобы одна часть людей оказалась в состоянии помочь другой части и воздать им благо.
То есть, не только тот, кто своими силами достигнет совершенства, окажется среди входящих в Собрание обитателей Будущего мира. Но также и тот, чьи деяния позволят ему наслаждаться совершенством, будучи в зависимости от другого, более достойного, чем он, войдет в эту общность. Но он будет в ней на нижней ступени — ступени зависящего от другого. Таким образом, он не будет полностью отвергнут от совершенства» (Путь Творца, там же).
Именно построение мироздания в форме Малхута создает возможность исправления одного индивидуума другим, или всем обществом.
Такое исправление может произвести и праведник-основа мира: «Согласно этому принципу установлено, что праведника могут постичь беды и страдания, и это будет искуплением его поколения. И обязанность праведника — принимать с любовью страдания, которые случатся ему для пользы его поколения, как принимал бы с любовью страдания, которые следовали бы ему самому по себе. Этим он воздает добро своему поколению, которое искупает, а сам он очень возвышается, и становится одним из глав в собрании обитателей Будущего мира, как мы упомянули.
В этой категории страданий существует еще один вид более высокий, чем упомянутый выше. Ибо упомянутый выше вид состоит в том, что праведник будет бит за свое поколение, которое было достойно большого наказания и близко к уничтожению или гибели, и он своими страданиями искупает их, спасает их в этом мире и помогает им также и в Будущем мире.
Но есть еще страдания, которые дают наиболее благочестивым, уже достигшим собственного совершенства. Их цель — помочь всей совокупности сфер управления достичь конца — совершенства.
Разъяснение этого вопроса таково. Уже согласно первому порядку, установленному для управления миром и его превращений, человек должен был вытерпеть незначительные страдания, чтобы он и весь мир вместе с ним достигли совершенства. Это обстоятельство порождается и проистекает из утаения Света Всевышнего и сокрытия Его Лица, являющегося одной из фундаментальных основ человеческого бытия, как мы упомянули выше.
И тем более, когда приумножились повреждения в мире из-за великих и сильных грехов, которые были совершены в нем, еще более приумножилось сокрытие и утаение добра: мир и его обитатели очутились в низменном и дурном положении, и теперь необходимо, чтобы посредством превращений, которые устраивает Его чудесная Мудрость в мире, его элементы достигли исправления.
И одна из основ этих превращений состоит в том, чтобы люди получили наказания, соответствующие их злодейству, пока не будет удовлетворен Атрибут Правосудия.
И установил Господин, благословен Он, что совершенные и значимые смогут исправить за других, как мы упомянули, и Атрибут Правосудия поразит их, вместо того чтобы поразить весь мир.
Но, поскольку они сами по себе совершенны и достойны добра и страдают только за других, безусловно, Атрибут Правосудия удовлетворится малой мерой наказания их, вместо большого наказания для грешников. И, кроме того, из-за этого их заслуги увеличиваются и их сила умножается, что еще больше увеличивает их способность исправить извращенное другими. А именно: они исправят не только свое поколение, а и все повреждения мира с тех пор, как появились в нем грешники, и доныне. И, конечно, они будут после этого в Собрании совершенных первыми из первых и самыми близкими к Благословенному» (Путь Творца, там же).
Галахическая основа всех этих исправлений — взаимная ответственность: «И чтобы было место этому большому исправлению, связала Высшая Мудрость изначально людей один с другим. Об этом наши Мудрецы сказали (Швуот 39а): “Все евреи ответственны друг за друга”. И из-за этого получается, что все они связаны один с другим и не обособляются каждый сам по себе. И мера добра всегда превышает, и если наказываются друг за друга из-за греха, то тем более помогут один другому заслугами» (там же). Корень взаимной ответственности находится в атрибуте Малхут.
Управление, проистекающее из качества Царства Всевышнего (Малхут) обязывает, чтобы существовало индивидуальное провидение: «Еще из того, что мы можем различить в провидении Всевышнего, что все порядки провидения и его пути — это прямота суда и четкость закона, как сказано (Теилим 45:7): “Скипетр Твоего Царства — скипетр прямоты”. И написано (Мишлей 29: 4): “Царь правосудием установит землю”» (Путь Творца, 2:8). Как объяснялось в предыдущей главе от имени Рамбама, индивидуальное провидение следует за Судом.
Отсюда следуют детали управления воздаяния: «Но существует еще и другая причина удач и бед, основанная на суде и воздаянии. Высший Судия постановил, что одним из следствий деяния самого человека станет помощь от Благословенного — облегчить ему достижение совершенства и спасти его от преткновений, как сказано (1 Шмуэль 2:9): “Шаги благочестивых Своих будет хранить”.
Но, конечно, в этом также есть множество ступеней. Ибо может быть такой человек, что, согласно деяниям, которые он уже совершил, ему будет полагаться по закону небольшая помощь от Творца, и другой, относительно которого постановят, что Он премного поможет ему и весьма облегчит ему достижение совершенства, и третий, который удостоится наибольшей помощи.
И так же — наоборот: может быть такой, которому по закону не полагается помощь с Небес, но ему будет нетрудно достичь совершенства, и другой, кому по приговору умножатся препятствия, и понадобятся ему большие усилия и великое усердие, чтобы достигнуть совершенства, и третий — законченный злодей, перед которым будут запирать все двери исправления, и в своем злодействе он будет отторгнут. И есть во всем этом весьма многочисленные детали и детали деталей». (Путь Творца, 2:3).
Мы удостоились понять: индивидуальное провидение сопровождает человека еще до его рождения: дает ему его личную задачу в этом мире и инструменты, необходимые ему для исполнения предназначения. После рождения — это провидение сопровождает его, если он исполняет свое предназначение, и помогает ему в его задаче, направляет его по прямому пути, если он того удостоится.
Нужно понять, что корень Управления, устанавливающего предназначение человека еще до его рождения, находится в Управлении Единства. Ведь в Управлении Суда, самом по себе, нет причины почему данному человеку предуготовлено испытание бедностью. А его товарищу — испытание богатством. И так — все другие вопросы в мире. Все эти постановления о судьбе человека не зависят от его действия, они относятся к Управлению Провидения Единства, одним из порождений которого является Управление Судьбы. Но и в Управлением человека после его рождения, Управление Единства принимает участие и ведет человечество к изначально предназначенной для него цели: …
Данные вопросы мы подробно обсудим в следующем эссе.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»