Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
1. Тому, кто раскаялся, следует изучить свои пути и определить сколько преступлений он совершил. Закончив это, он должен постичь серьезность каждого преступления, как сказано (Эйха 3;9): «Изучим же наши пути и исследуем их», чтобы осознать все свои преступления, узнать насколько велика вина. Ибо вина может быть величиной до неба и есть зло, которое равно множеству великих преступлений. А раскаяния можно достичь соразмерно усилиям человека, приложенным, чтобы изучить этот вопрос. Ибо когда человек узнает величину и размеры своего преступления, ему станет горько на душе, содрогнется непослушное сердце, и простятся преступления.
2. И еще польза от изучения серьезности преступления заключается в том, чтобы человек устыдился. Как сказано (Эзра 9;6): «Мне стыдно и срамно поднять к Тебе свое лицо». И таким образом человек облачится стыдом пред Всевышним, уповая на Его прощение. Как сказано (Иехезкель 16;63): «Дабы ты помнила и устыдилась, когда Я прощу тебе все, что ты сделала». И перед его глазами будет величие милосердного прощения, как сказано (Теилим 26;3): «Ибо милосердие Твое перед моими глазами». И пример тому раб, согрешивший перед господином: пока рабке поймет тяжесть своей вины, господин не простит ему. А если раб скажет, что прегрешение его невелико, гнев господина на него увеличится. Поэтому преступник обязательно должен познать величину преступления и соразмерность наказания. Как сказано (Шмуэль 126;21): «Я вел себя глупо и очень ошибался». Посему во имя Закона и утверждения его следует нам обучить сынов Иегуды пониманию серьезности наказаний за каждое преступление и за каждый грех. Для того и это предисловие. И еще великая и огромная, и крепкая польза вот в чем: как я вижу, большинство народа считает многие тяжелые преступления легкими, а о тех преступлениях, за которые полагается смертная казнь или «карэт», думают, что избегать их — значит, добавить себе достоинства за благочестивое поведение. Они спотыкаются и падают, не заметив опасности, как сказано (Ишая 48;8): «И издавна не было открыто ухо твое». Поэтому мы обязаны предостеречь их и открыть им серьезность многих преступлений. А также открыть им, что в легких заповедях существуют многие аспекты, приводящие к полному уничтожению и потере души. А многие из тех, кто считается злодеем, оставят свой злодейский путь, узнав, что он ведет к гибели и исчезновению, — им откроется величина преступления и то, что за ним следует. И падающие наберутся сил совладать со своим вожделением, ибо не смогут равнодушно глядеть на свою гибель.
3. Вот, например, человек желает попасть в какой-нибудь город. А ему скажут, что дорога полна камней, колючек и ухабов. Это его не остановит, поскольку ему нужно быть в том городе, и он все равно пойдет. Но если ему скажут, что на дороге лев стережет и леопард готов прыгнуть, то нога этого человека не ступит на ту дорогу. Поэтому сказал Шломо (Мишлей 1;2): «Знать мудрость и наставление, понять слова разума», то есть правильность действий и воздержание от преступлений зовется мудростью, как сказано (Дварим 4;6):»Ибо это /Тора/ мудрость ваша и разумение ваше».И когда человек изучил и узнал заповеди, узнал, что является преступлением, требуется ему узнать также и о мерзости преступлений. И узнать, какую гибель они несут и какой вред они приносят, — дабы удалиться от них, угрожая самому себе напоминанием о наказаниях и наставляя других. Знание этого зовется «мусар». И наставляющим, и упрекающим стоит изучить «мусар» и знать об этом.
А теперь объясним степени серьезности заповедей и предостережений и различие между наказаниями.
Степень первая
4. Серьезность «диврей софрим», то есть постановлений мудрецов. Законом мы обязаны исполнять постановления пророков и судей, и слушаться мудрецов, остерегаясь преступить установленное ими. Как сказано (Дварим 17; 11): «Не уклоняйся от того, что они тебе скажут, ни вправо, ни влево». И хотя нам заповедано Законом исполнять действенно все, что они нам укажут, — заповедь, упомянутая в Торе, важнее, серьезнее, значимее постановлений мудрецов. Ибо об этом сказано в книге Торы Всевышнего, и Всевышний приказал об этом. Но существуют аспекты и стороны, в которых слова мудрецов более значимы, чем слова Торы. Мудрецы сказали, что «диврей софрим» более значимы, чем слова Торы в том случае, например, если некто, дабы нарушить законы Торы, объявляет, что нет заповеди о тфилин, — суд не наказывает его. Но если кто-либо, желая добавить к постановлениям мудрецов, заявляет, что тфилин состоят из пяти частей, — суд карает его смертной казнью. И тот, кто нарушает постановления мудрецов карается смертью (Брахот 46).
5. А теперь тебе следует узнать, почему же нарушающий постановления мудрецов карается смертью. И это нарушение посерьезнее нарушения заповедей. Вот разъяснение тому: посмевший нарушить постановления мудрецов делает это не потому, что его пересилило злое начало, а потому, что пренебрегает их словами, потому что не прозрел, и не видит свет их слов, и не идет под сиянием веры, и не подчиняется их установлениям, и не утруждает себя исполнением их велений, ссылаясь на то, что эти установления и веления не записаны в Торе. Он ведет себя иначе, чем нарушитель слов Торы, который горюет и сожалеет, и страшится, и ему тяжко оттого, что злое начало соблазнило его совершить преступление. Поэтому и выносится смертный приговор тому, кто пренебрег и бросил на землю благие постановления мудрецов. Он как бы объявляет: не будем им подчиняться! Это подобно сказанному о судье, восставшем против мудрецов (Дварим 17; 12): «И человек, который поступит дерзко» и так далее.
6. И, во-вторых, потому что такой человек далек от раскаяния, поскольку это не кажется ему важным, — он постоянно повторяет свои глупости и продолжает вести себя глупо. И наказание за это «легкое» преступление, если преступник совершает его множество раз, тяжелее, чем за серьезный проступок,
7. Еще сказали мудрецы: «Любовь твоя милее вина». Это значит, что слова мудрецов милее вина Торы. Нам следует объяснить также и это. Знай же, что страх пред Всевышним — в основе заповедей. Как сказано (Дварим 10; 12): «А теперь, Исраэль, чего Всевышний требует от тебя? Того только, чтобы страшиться Всевышнего».И за это Всевышний благоволит к тем, кто Его страшится. А постановления мудрецов и вводимые ими ограничения — вот основа пути к страху пред Всевышним. Ибо они создают ограду и образуют отдаление, чтобы никто не коснулся Закона и не нанес ему вреда, — так хозяин поля строит ограду вокруг своего поля; он ценит и бережет его, не хочет, чтобы на поле пришли чужие люди, боится, что оно станет пастбищем быку и тропой овце. Как сказано (Ваикра 18;30): «И берегите мою стражу», то есть сделайте ограду ограде. И в большой степени остерегаться и ограждаться, и удаляться от запретного — это одна из основ страха пред Всевышним. А кто больше остерегается, достигнет великой награды, как сказано (Теилим 19; 12): «И раб Твой осторожен, бережет их, в сохранении их — великая награда». Поэтому сказали: слова мудрецов милее вина Торы, потому что их постановления и ограничения — одна из основ страха пред Всевышним. И награда за соблюдение заповеди о страхе гораздо больше, чем многие другие заповеди, потому что страх пред Всевышним — основа заповедей. И вот пример: кто, согласно установлениям мудрецов, остерегается уединяться с женщиной, из страха перед преступлением. Это следует из того, что на его душе сияет свет страха пред Всевышним, благословен Он.
8. И вот в разделе о страхе пред Всевышним мы уведомили тебя, что человек обязан наблюдать поведение своих детей и разбираться в них и различать плута и хитреца и того, кто идёт по прямой стезе, — ради великой цели, как мы тебе сообщили. И вот ты видишь обжор, которые не заботятся о мытье рук, но садятся за стол и не произносят благословение ни перед едой, ни после еды, и так же нарушают еще многие постановления мудрецов, и по этому признаку можно узнать их. Таким образом ты распознаешь их путь и узнаешь, что они негодяи и преступники пред Всевышним и в конце концов их постигнет полная гибель. И о них сказано, что нарушающий постановления мудрецов карается смертью. Ибо не злое начало заставляет их совершать эти проступки, и порождения материи и плотского вожделения не побуждают их поступать подобным образом. Но злое сердце и желание восстать против Всевышнего заставляют их. И вот они как и вся толпа негодяев как бы говорят Всевышнему: «Оставь нас, мы не желаем знать Твои пути». Они тоже далеки от истинного пути.
Так же, как и те, кто не остерегается сыра неевреев и того, что приготовлено неевреями. Ибо они пренебрегают постановлениями мудрецов. Они совершают преступления, чтобы набить свои животы, и презирают постановления мудрецов. Они сбросили с себя ярмо Закона и страха пред Всевышним. И это о них сказано, что тому, кто нарушает постановления мудрецов, полагается смертная кара, как мы объяснили выше.
И, во-вторых, поскольку им известно, что святой народ остерегается всего этого, значит, они отошли от путей нашего народа и отделили себя от него. И сказали мудрецы, что отошедшие от путей нашего народа опускаются в гееном, их наказывают там поколение за поколением.
И знай же, что суд имеет право наказывать нарушающего постановления мудрецов и приговаривать к битью плетьми; более, чем сорок плетей или менее сорока, согласно разумению суда.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»