Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как знание об устройстве и работе мозга помогает вернуться к Творцу и изменить себя навсегда?

Нейробиология и работа над собой

Один из основополагающих принципов иудаизма состоит в том, что человек может меняться к лучшему. Эти изменения и должны составлять канву нашей земной жизни. Но наука до недавнего времени верила в то, что формирование человека закладывается в генах еще до рождения и завершается под воздействием окружающей среды в первые несколько лет жизни.

Такая вера хорошо координируется с основополагающими принципами прогрессивного общества: «Принимайте меня таким, какой я есть», «Я никому ничего не должен», «Я родился с (такой-то) ориентацией, так я и буду жить» — и так далее.

Нейробиологи сами признаются, что они не очень продвинулись в том, чтобы раскрыть главную тайну мозга: как килограмм или два серого вещества, содержащегося в черепной коробке, может давать команды всем нашим органам и как под его влиянием мы совершаем те или иные действия.

Тем не менее, наука о мозге развивается, и не так давно было сделано открытие, подтверждающее принципы, заложенные в Торе: мозг нейропластичен, а значит, человек способен выражать свою свободную волю не только в том, чтобы быть таким, какой он есть, а в том, чтобы быть таким, каким он хочет быть — то есть радикально менять самого себя в моральном отношении!

Мы видим множество примеров таких изменений на макроуровне, когда от атеизма люди приходят к поиску «чего-то высшего» в индуизме, буддизме, даже зороастризме, а потом круто поворачивают свою жизнь еще раз, открыв Тору и начав соблюдать кашрут и шабат.

А как насчет микроуровня? Человек, который годами привык, например, не сдерживать своих эмоций, «брать» на работе то, что ему может пригодиться дома, строить свою карьеру путем интриг — может ли он сделать своей истинной сущностью сдержанность, щедрость и честность? Ведь когда начинает трубить шофар с наступлением месяца Элуль — именно эти изменения ожидаются от каждого из нас.

Хорошая новость: иудаизм утверждает, что мы можем изменить себя. Плохая новость: это занимает много времени и требует от нас череды последовательных небольших усилий.

Удивительно, но оба эти принципа были подтверждены открытиями науки о мозге последних лет. Нейронаука обнаружила, что мозг пластичен, а это означает, что он меняется каждый день. Более того — он меняется каждый раз, когда в мозг из вне поступает какая-то информация: мы что-то увидели, о чем-то подумали, что-то услышали, над чем-то посмеялись. Нейропластичность — это способность мозга постоянно меняться на протяжении всей жизни человека.

Доктор Норман Дойдж, нейробиолог колумбийского университета, утверждает в своей книге «Мозг, который меняет себя», что пластичность мозга сопровождает его обладателя от колыбели до могилы. И в этом — научное подтверждение способности человека делать тшуву, менять свою жизнь.

Мозг содержит примерно сотню миллиардов нейронов. Каждый нейрон состоит из трех основных частей: дендритов, которые выглядят как деревца с ветками, тела клетки и аксона — отростка, который несет электрические импульсы к дендритам соседних нейронов. Каждый раз, когда у нас в голове прокручивается какая-то мысль, дендриты нейронов, связанных с этой мыслью, растут. Когда мы перестаём «думать эту мысль», дендриты съеживается и исчезают.

Строение нейрона. Схема

«Практика нового навыка при правильных условиях», — пишет д-р Дойдж, — «может изменить сотни миллионов, а то и миллиарды связей между нервными клетками в наших картах мозга».

Допустим, что в эти дни месяца Элуль мы решаем, что собираемся прекратить саркастически реагировать на поступки людей. Для этой укоренившейся привычки в нашей карте мозга уже давно проложена накатанная колея. Ребенок пролил на пол сок, и это мгновенно включило в нашем мозге привычную реакцию: «Мо-ло-дец. Спасибо, как раз мне было нечем заняться, кроме мойки полов».

Используй — или потеряешь!

По словам доктора Дойджа, одним из ключевых принципов нейропластичности является: «Используй или потеряешь!» Все школьники знают таблицу умножения, а среди людей средних лет — только те, кто не привык всё считать на калькуляторе. В эпоху, предшествующую появлению мобильный телефонов, мы держали в голове десятки телефонных номеров — а сейчас? Хорошо, если три-четыре. Все учили когда-то какой-то иностранный язык — но говорить на нем через несколько лет смогут только те, кто его использовал.

Принцип «Используй или потеряешь!» на самом деле объясняет нашу способность делать тшуву и менять себя. Учителя Мусара последних десятилетий говорят, что, если вы хотите перестать причинять боль другим людям словами, вы должны разработать программу, в соответствии с которой, начав с пятнадцати минут в день, вы будете активно воздерживаться от привычки говорить окружающим неприятные вещи. Через пару недель вы продлеваете этот период до 30 минут, затем постепенно — до 45 минут, затем до часа. Можно даже ставить «напоминание» в свой мобильный телефон, чтобы не забыть.

Что происходит в нашем мозге в этот промежуток времени? Каждый раз, когда мы воздерживаемся от привычной модели поведения, дендриты нейронов, связанных с этим путем, сокращаются, в соответствии с принципом «используй или потеряешь». И чем длиннее становится тот временной отрезок, когда мы следуем выбранной нами модели, а не привычной, тем сильнее изменяется нейронная сеть, и карта мозга становится совершенно иной. Так мы движемся к настоящей тшуве: один шаг — она мысль.

Можно подумать, что воздержание от обидных слов один раз в день ничего не стоит, если мы в тот же день дважды выскажемся в привычном нам саркастическом тоне. Но нет, ведь каждая мысль имеет физический эффект: дендриты либо растут, либо сокращаются! Тот факт, что мы можем, по акту своей воли, противостоять застарелой привычке даже всего один раз из каждых трех, — уже очень значителен.

Шаг за шагом — к счастью

Это приводит нас к другому методу Мусара, подтвержденному нейробиологией, — составлению графиков. Метод состоит в следующем: каждый раз, когда мы делаем выбранное нами упражнение, мы отмечаем это на графике — да, как в детском саду. И как в детском саду, заработав определенное количество отметок на графике, мы получаем приз, только не от воспитательницы, а от самих себя.

Детям этот метод хорошо помогает. Взрослым тоже — потому что нейронная сеть детского мозга ничем не отличается от нейронной сети взрослого: вознаграждение укрепляет модель поведения. Хотя нам, взрослым, и свойственно думать: мы занимаемся возвышенной духовной практикой, а тут какие-то призы и конфеты…

Что говорит об этом наука? Говорит она вот что: «Нейроны, работающие вместе, всегда связаны между собой», то есть, получив вознаграждение (которым, кстати, может быть не только «конфета», но и одобрительное слово, улыбка, добрый взгляд), мозг выделяет такие нейротрансмиттеры, как дофамин и ацетилхолин, которые помогают закрепить ту новую карту, которую мы только что создали новым поведением.

Дофамин — это химическое вещество, которое участвует в передаче сигнала между нейронами головного мозга. Чем нам что-то сильнее нравится, тем сильнее активизируется нейропластичность в нейронах, обеспечивающих достижение этого. Дофамин усиливает награду, а ацетилхолин помогает мозгу «настроиться» и поместить новый опыт в область долгосрочной памяти.

В следующий раз, когда мы откроем рот, чтобы сказать: «мо-ло-дец-ц-ц…» наш мозг «вспомнит», что воздержаться — приятнее. Если раньше мы чувствовали себя хорошо после саркастического замечания, то сейчас мы чувствуем себя хорошо, воздерживаясь от сарказма. В особенности, если в двадцати похожих ситуациях сказав спокойным голосом: «Ой, сок пролился, давай-ка быстро вытрем», — мы «за это» купим себе тот экзотический фрукт, на который давно смотрели, или книгу, которая казалась дорогой, или даже сходим на массаж.

Полученное вознаграждение — не «пустая трата денег», не «скатывание в материальность» и не «потакание дурному началу». Ведь «нейроны, работающие вместе, всегда связаны между собой». Мы перенастроили свой мозг, и теперь мы ассоциируем воздержание от обидных слов со счастьем.

Такая тшува — процесс небыстрый, кропотливый, требующий терпения и постоянства. Но каждый шаг вперед делает нас не только лучше, но и счастливее!


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»