Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
14. В десять дней раскаяния (в дни между Рош а-Шана и Йом Кипур) трепещет сердце того, кто страшится Всевышнего, ибо он глубоко осознает, что все его деяния записаны в книгу. И в эти дни Всевышний судит все поступки, все скрытое, доброе и дурное. Ибо суд над человеком происходит в Рош а-Шана, а приговор выносится в Йом-Кипур. Если человек знает, что его дело предстает перед царем из плоти и крови, он очень боится и раздумывает, как помочь себе, и всеми силами и путями старается спастись. И в голову ему не придет отвлечься и заняться другими делами, и не заботится он о пашне и возделывании своей земли, и не направляется он к винограднику своему, и не обессиливает он в день беды, но готовится немедленно спастись, как олень из западни. Насколько же глупы те, кто в страшные дни Суда и вынесения Приговора работает с утра до вечера, занимаясь обычными занятиями. И не знают они, чем закончится Суд над ними, а следовало бы поразмыслить о своей судьбе в тот день, когда их судят, как сказано (Шир а-Ширим 8;8): «Что сделаем мы с сестрой нашей в день, когда о ней будут говорить?» И тому, кто страшится Всевышнего, следует умерить свои повседневные занятия и преклониться пред Всевышним, и установить время днем и ночью для размышления в уединении о своих путях и исследовать их. С раннего утра заниматься путями раскаяния и правильных деяний! И изливать свою душу, и молить и славить Всевышнего, и возносить молитвы, ибо это время угодно Всевышнему, и Он слышит и принимает молитву. Как сказано (Ишая 49;8): «Во время угодное Я ответил тебе, и в день спасения помог тебе». И сказали мудрецы (там же 55;6): «Ищите Всевышнего, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко», — это десять дней между Рош а-Шана и Йом-Кипур. И это одна из заповедей Торы — побудить себя раскаяться в Йом-Кипур, как сказано (Ваикра 16;30): «От всех грехов ваших очиститесь пред Всевышним». Это нам заповедано, — чтобы мы нашим раскаянием очистились пред Всевышним, и Он простит нам в этот день и очистит нас.
15. В любое время да будешь ты готов предстать пред Всевышним, ибо человек не знает своего срока, — а потому обдумай, как вернуть свою душу в чистоте Всевышнему, Который ее дал. Каждый день исследуй свои пути и поступки и вспоминай их каждое утро, и обдумывай их каждый миг. И сказали мудрецы: «Рабби Элиэзер говорит: “Вернись с раскаянием за день до смерти”. Спросили его ученики: “Рабейну, разве человек знает день своей смерти?” Ответил он: “Тем более, пусть раскается сегодня же! Вдруг он назавтра умрет, — и, таким образом, вся его жизнь пройдет в раскаянии”». И сказано (Коэлет 9;8): «Во всякое время да будут белы одежды твои, и да не оскудеет благовонное масло на голове твоей». «Белые одежды» — это очищение души раскаянием; «благовонное масло» — это добрые дела и доброе имя. И еще сказали мудрецы по этому поводу: «Жена моряка все прихорашивалась и красила глаза, когда муж ее бывал в плавании. Сказали ей соседки: “Твой муж далеко в море. Зачем же ты так стараешься быть красивой?” Ответила она: “Мой муж — моряк. А вдруг ветер переменится, и его корабль вернется, — тогда муж найдет меня украшенной”». Представь же себе, вот ты пребываешь в мире и покое, — как же ты будешь страшиться и трепетать в день смерти, готовый подняться и дать ответ. Как станешь исповедоваться с разбитым сердцем в тот день, — так поступай ежедневно. Исповедуйся со смиренным сердцем, и да будет на тебе страх пред Всевышним.
16. И каждый день следует стремиться исполнить еще одну заповедь, — ибо вдруг наступит срок смерти, и этих заповедей будет недоставать. И сказали мудрецы: «Кто исполнил одну заповедь перед смертью, — как бы исполнил все заповеди Торы. А кто совершил одно преступление перед смертью, — как бы нарушил все заповеди».
17. Но есть люди, которые не страшатся смерти и «не запасаются на последний путь», не исправляют свои деяния и не думают о дне смерти до его наступления. Их можно уподобить животным, которые не ведают приближения смерти до того дня, когда их зарежут. Как сказано (Теилим 49; 15): «Как овцы напуганы, на преисподнюю обречены они, смерть пасёт их, и праведники властвовать будут ими к утру, а душа их сгниет в преисподней, [а она] с небес». «Как овцы напуганы, на преисподнюю обречены», — потому что их не заботил день их смерти, и вдруг он настал. «Смерть пасёт их» — смерть преступников хуже смерти скотины. Животные умирают один раз, а преступников смерть пасёт каждый день; «пасёт» от (Миха 7; 14) «пасут Башан и Гилъад» и подобно (Иов 18; 13): «съест побеги его начальник-смерть». То есть разрушение и гниение свойственны душам преступников до полного разрушения и уничтожения. «И праведники будут властвовать над ними наутро» — воскрешение мертвых уподоблено здесь утру, когда человек пробуждается от сна. Подобно тому, как сказано (Даниэль 12;2): «И пробудятся многие из спящих во прахе земном». Ибо тогда праведные будут властвовать над преступниками, как написано (Малахи 3;21): «И будете топтать злодеев, ибо станут они пеплом под ступнями ног ваших». И сказали мудрецы о Судном дне во время воскрешения мертвых, что после двенадцати месяцев тело их уничтожается и душа их сгорает, и они превращаются в пепел под ступнями ног праведников, как сказано: «И будете топтать злодеев» и т.д. «И душа их сгниет в преисподней, [а она] — с небес» — душа дана человеку с небес, то есть душа преступника сгниет в преисподней, а она дана ему с небес, так как душа относится к высшим (Ишая 3; 15): «с небес святости Твоей». А злодей своими преступлениями привел душу свою, драгоценную и высочайшую, данную ему с небес, к тому, что она сгниет в преисподней. О! Как тяжка смерть для того, кто не отделил от себя вожделение мира сего, пока его не отделит смерть. И сказали мудрецы в трактате «Дерех Эрец»: «Хочешь не умереть, умри, до того, как умрешь». Объясним же это. Человеку в конце концов придется оставить землю и телесные желания, все равно он возненавидит и отбросит их. Поэтому тот, кто хочет, чтобы смертный час обратился для него в вечную жизнь, пусть убедит себя, что лучше оставить их еще при жизни своей, пользоваться землей, земными радостями лишь ради служения Всевышнему. И тогда смертный час станет для него вечной жизнью.
18. И знай же, что вожделение души преступника, стремящегося в течение жизни к желаниям тела, отделено от служения Всевышнему, и отрезана она от своих корней. Когда преступник умрет, душа его опустится к месту своего вожделения, и свойством ее станет падение, а не взлет. Ее поднимут ввысь на суд и разбирательство, дабы она увидела, что променяла вышнее на преисподнюю. А поднявшись ввысь, опустится она по свойству своему вниз, подобно камню, пущенному из пращи, который взлетев, падает на землю. И сказано (Шмуэль I 25;29): «Да будет душа господина моего завязана в узле жизни у Всевышнего; а души врагов твоих выбросит Он, как из пращи». И сказано в Мидраше Мишлей: «Души праведников и души преступников поднимаются ввысь, но души праведников остаются в сокровищнице, а души преступников, кувыркаясь, падают на землю». И сказано (Мишлей 11;7): «Когда умирает нечестивец, пропадает надежда», ибо нет надежды душе преступника выбраться из тьмы на свет, как сказано о душах преступников (Теилим 49;20): «Вовек не увидят света».
19. Вот выясняется из двух вышеприведенных стихов и из слов мудрецов, что душа преступника опускается в ше-оль, преисподнюю. И еще сказано (Мишлей 15;24): «Путь жизни благоразумного — вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу». И еще сказано (Коэлет 3;21): «Кто знает, возносится ли ввысь дух человека, а дух животного — нисходит ли вниз, в землю?» Иными словами, — как можно в этом мире опознать праведника и отличить его от преступника? Поскольку есть преступники, которые вершат свои дела во тьме, и люди не знают их, а есть праведники, втайне страшащиеся Всевышнего, ибо сказано (Миха б;8): «И будь скромным». И назвал дух преступника духом животного, потому что он вожделеет материального, подобно животному, как написано (Йона 4; 11): «Город великий, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правую руку от левой, и множество скота». А души праведников назвал «дух людей», как сказано (Иехез-кель 34;31): «Вы — люди». И объясняется так: как можно знать, поднимается ли ввысь дух людей ли, то есть праведников? Потому что есть множество праведников, о которых человек в этом мире не может знать, что они действи —. тельно праведники и что души их поднимаются ввысь, как сказано (Шмуэль 116;7): «Потому что человек видит глаза, а Всевышний видит сердце». А также потому, что многие праведники страшатся Всевышнего втайне, праведность же их неизвестна людям, как сказано (Миха 6; 8): «И будь скромным пред Всевышним». «Дух животного» и т.д. — но также есть много преступников, чьи дела никому неизвестны, как сказано (Ишая 29; 16): «И вершат дела свои во тьме, и говорят: “Кто видит нас и кто знает нас?”». И так объяснили мудрецы в Мидраше Коэлет, что дух людей — это праведники, а дух животных — это преступники. И никто не может сказать, что не знал, поднимается ли человеческая душа вверх, ибо написано (Коэлет 12;7): «А дух возвратится ко Всевышнему, Который даровал его». И еще — как можно сомневаться: опускается ли дух животного в землю? Дух животного из земли, — как же ему подняться? И разъяснено в Торе, что человеческая душа — относится к высшим. И написано о духе животного, что он из земли, как сказано (Берешит 1;24): «Да произведет земля души живые по роду их». А о человеческой душе написано (там же 2; 7): «И вдохнул в ноздри его душу живую», — поэтому человеческая душа после смерти поднимается ввысь. Ибо все возвращается к своему корню, как сказано (Коэлет 12;7): «И прах возвратится в землю, чем он и был, а дух возвратится ко Всевышнему, Который даровал его». И сказано о душе праведника (Зхария 3;7): «И Я дам тебе ходить между стоящими этими», то есть среди посланцев Всевышнего, которые постоянно стоят, как сказано (Теилим 148;6): «И поставил Он их на веки вечные». И сказано (Даниэль 7; 16): «Приблизился к одному из стоящих». И сказали мудрецы: «Души праведников хранятся под Престолом Почета, как сказано (Шмуэль I 25;29): “Да будет душа господина моего завязана в узле жизни у Всевышнего”».
И все понятливые и разумные люди считают этот мир временным пристанищем и пользуются им только ради служения Всевышнему, и готовят в нем запасы добрых деяний для своей души. Ибо если человек будет жить много лет, и даже проживет дважды по тысяче лет, — жизнь его все же закончится, поскольку его летам есть число, и будет ему конец, как будто человека и не было. А мир воздаяния, — нет конца ему, как сказано (Иов 16;22): «Ибо проходят считанные годы мои, и в путь невозвратный ухожу я». Тем более, что дни человеческие подобны мимолетной тени, как сказано (Теилим 90; 10): «Дни лет наших — семьдесят» и сказано (там же 144;4): «Дни его, как тень мимолетная». И сказали мудрецы: «Не как тень дерева и не как тень стены, а как тень мимо летящей птицы». Это значит, что человеку надлежит уподоблять этот мир тени летящей птицы, которая в миг пролетает мимо, и сделать из этого вывод. А также — человек не знает будущего: сегодня он здесь, а завтра может оказаться в могиле. Значит, если человек хлопочет и заботится о завтрашнем дне, он заботится и хлопочет о мире, который ему не принадлежит. И сказали мудрецы: «Не заботься о завтрашнем дне, ибо ты не знаешь, что тебя ожидает».
20. Царь Шломо составил книгу «Коэлет» для того, в основном, чтобы люди думали о том, что мир это ничтожное ничто, и чтобы использовали этот мир только для служения Создателю. Он объявил об этом своем намерении в начале книги и сообщил об этом в конце ее. В начале книги он сказал: «Ничтожное ничто, говорит Коэлет, ничтожное ничто, и все ничто». И сказали мудрецы; «Если бы другой человек сказал так, мы бы сказали, может быть, он не скопил и двух грошей за свою жизнь, поэтому мир кажется ему ничтожным. Но это сказал царь Шломо, который (Млахим 110;27) “сделал в Иерусалиме серебро равноценным простым камням”, это он сказал, что мир есть ничтожное ничто. И в конце своей книги сказал то же самое (Коэлет 12; 13): “Вывод: все будет раскрыто и объявлено, а потому страшись Всевышнего и соблюдай заповеди Его, ибо в этом заключается весь смысл человеческой жизни”».
21. А тот, кого Всевышний одарил разумом, пусть же уразумеет, что Всевышний послал его в этот мир, чтобы охранять Тору и законы, и заповеди. Пусть же он глаза раскрывает лишь для того, чтобы исполнить порученное задание. И если он верно исполнил то, ради чего был послан, то когда в конце своих дней вернется туда, откуда был послан, и с радостью придет к Тому, Кто его послал, удел его — вечное торжество. Подобно слуге, которого царь послал за море. Глаза и сердце слуги направлены лишь на то, ради чего он послан, до тех пор, пока не вернется он к господину своему. И так сказал Шломо (Мишлей 22; 19): «Верно ответить Тому, Кто послал тебя».
22. Вот одна из причин, по которым человеку следует всегда помнить о своем смертном часе: чтобы он не ленился, и чтобы руки его не опустились в служении Всевышнему. И да изгонит сон из глаз своих, дабы усердно трудиться над Торой и размышлять о страхе пред Всевышним, исправлять свойства своей души и подниматься по ступеням страха пред Всевышним и любви к Создателю. И размышлять о том, как увеличить и умножить исполнение заповедей и добрых дел, чтобы они были драгоценными сокровищами души, как сказано (Мишлей 10;5): «Умный сердцем — возьмет заповеди». Так он осознает и запомнит, что дни коротки, как сказали мудрецы: «День короток, а работы много, и рабочие ленивы, а хозяин торопит».
23. А тому, кто не помнит постоянно о смертном часе, кажется, что есть еще у него впереди время, и он медлит в достижении желаемого. И сказали мудрецы: «Один час в раскаянии и добрых делах в этом мире лучше, чем вся жизнь в мире будущем, и один час наслаждения в мире будущем лучше, чем вся жизнь в этом мире».
24. И сказал царь Шломо (Коэлет 9;4): «Ибо тот, кто сопричастен жизни, имеет надежду, ведь живому псу лучше, чем мертвому льву». Так он восхвалил жизнь в этом мире в том смысле, что в этом мире есть надежда раскаяться и исполнить заповеди, и творить добрые дела, и достичь высшей ступени совершенства души, — это надежда того, кто сопричастен жизни. Живой пес, то есть самый низкий живой человек может прибавить достоинства душе своей. А мертвый лев, то есть умерший мудрец и праведник уже не может этого сделать. В другом месте Шломо порицает этот мир и объявляет его ничтожным касаемо достижений наслаждений и почета (там же 1;3): «Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под солнцем?». И еще сказал (там же 4;2): «И прославлял я мертвых, что уже скончались, более живых, что здравствуют поныне».
25. И сказали мудрецы: «Подумай о трех вещах, и ты избежишь преступления. Откуда вышел ты? Из вонючей капли. Куда идешь ты? Туда, где прах, гниль и черви. А перед Кем дашь ответ и отчет на суде? Пред Царем над царями, Святым, благословен Он». Объясним же это: задумавшись над тем, откуда ты пришел, ты приобретешь смирение и отринешь гордыню. Вспомнив, куда идешь, ты поймешь, насколько мир ничтожен; и поймешь также, что нет в нем — самом по себе — пользы, и не станешь заниматься ничем другим, а только лишь служением Создателю. А когда постигнешь, пред Кем придется тебе давать ответ и оправдываться, — обретешь страх пред Всевышним. И сказали мудрецы: «Сказано (Берешит 1;31): “И увидел Всевышний все, что Он создал, и вот хорошо весьма”. Это также и о смерти, так как смерть тоже хороша, а именно тем, что позволяет достичь смирения и заставляет сердце трепетать пред Всевышним. А также заставляет понимать этот мир как неглавный. А есть люди, которые не дают своей душе возможности понять свое будущее, — из-за того лишь, что слишком заняты заботой о своем имуществе в этом мире, как написано (Иов 4;21): “Ведь накопленное не едет с ними, умрут они без мудрости”. Объясним же: накопленное имущество не едет с ними после смерти, значит, нет от него пользы, но это имущество лишило их великого блага, ибо привело к тому, что они умерли без мудрости. Не было у них мудрости и разума понять свой конец и исправить свою душу работой над собой, приготовить запасы добрых дел, как написано (Дварим 32;29): “Будь умны они, рассудили бы об этом; они бы поняли, что с ними будет”».
26. И вот мы закончим обсуждение этого вопроса сентенцией мудрецов Израиля, благословенна память о них. Гилель говорил так: «Если я не за себя, — кто же за меня? Если я только за себя, — что такое я? И если не сейчас — когда же?». Объяснение этому такое: если человек не пробудится сам, — какая ему польза от увещеваний? Ибо они проникают в его сердце в тот день, когда он слышит их, — а злое начало тотчас изгоняет их из сердца и заставляет забыть, как сказано (Ошеа 6;4): «Благочестие ваше, как утреннее облако и как рано исчезающая роса». И сказано (Мишлей 10;20): «Отборное серебро — язык праведного, сердца же нечестивых — ничтожный миг». Это значит, что увещевания праведника чисты, беспримесны, а слова его обдуманы и отобраны. Но сердца преступников, слышащих его увещевание, всего лишь, как один ничтожный миг, как написано (Теилим 81; 15): «Вмиг покорил бы Я врагов их», то есть в один миг. А «сердце», это значит, сердце понятливое и исправленное, как сказано (Мишлей 15;32): «Слушающий увещевание создает сердце»; (там же 17; 16): «Приобрести мудрость, — а сердца нет». Поэтому, когда человек слышит назидания и увещевания, ему следует пробудить себя и дать словам увещевания проникнуть в сердце и постоянно думать о них. И прибавит к ним собственные выводы и то, к чему пришел самостоятельно. И пусть уединится «в покоях своего духа» и вновь и вновь тревожит свою душу увещеваниями, и пусть не полагается лишь на увещевания наставника, — и все это ежедневно и ежечасно, — пока упреки не дадут побеги в его душе, и пока она не очистится.
«Если я только за себя — что такое я?» Даже когда я за себя, то есть стараюсь исправить свою душу работой над собой всеми своими силами, раздумывая над мудростью все время, — что такое я? Ибо человеческое понимание кратко и скудно, и сколько человек ни старается, он достигнет исправления и прибавления достоинств лишь в малой мере. А теперь подумай: «что собой представляю я, и что такое вся моя жизнь, если я не стараюсь даже для себя, не тружусь усердно, исправляя свою душу работой над собой?» Пример тому — скудная земля. Даже много трудясь на ней изо всех сил, исправить ее невозможно, она даст мало зерна. А если уж не стараться исправить ее, — то не даст и этого, не вырастет и не поднимется на ней ни одного колоска, а только колючки и чертополох. Только от плодородного поля можно получить пользу, даже не обрабатывая его особенно тщательно. И сказали мудрецы о том, что написано (Теилим 103; 14): «Ибо знает Он, как созданы мы». Вот пример тому: царь дал слугам своим поле и приказал обрабатывать его и сторожить, и приносить с него ежегодно тридцать мер зерна. Слуги старались и обрабатывали поле как следует, а принесли царю всего пять мер зерна. Спросил их царь: «Вы что же это сделали?» Они отвечают: «О, господин наш царь! Поле, которое ты дал нам, скудное. Мы обрабатывали его с превеликим трудом и стараниями изо всех наших сил. А оно принесло только пять мер зерна, и не больше этого».
«И если не сейчас — когда же?» Ни на день не следует запаздывать в старании исправиться и устанавливать время для изучения Закона. Ибо нельзя сказать себе: «Не сейчас, а когда-нибудь потом, когда у меня появится свободное время и достаточно денег на жизнь», — потому что заботы мира сего не прекращаются, как сказали мудрецы: «Не говори: поучусь, когда освобожусь, потому что, может быть, ты и не освободишься».
27. А во-вторых, когда он соберет и скопит, ему захочется к скопленному добавить еще, как сказали мудрецы, человек уходит из мира сего, не достигнув и половины того, чего желал, — если имеет сто, вожделеет удвоить, а получив двести, вожделеет четырехсот. И так написано (Коэлет 5;9): «Кто любит деньги, деньгами не насыщается».
28. И в-третьих, время течет, а работы много: работы изучения Торы, исправления души и достижения достоинств любви ко Всевышнему, страха пред Ним, и стремления ко Всевышнему, — и как сказали мудрецы: «День короток, а работы много».
29. А в-четвертых, если исправление души задерживается, человека настигает преступление, и он грешит ежедневно и постоянно.
30. Пятое: чем дольше задерживается исправление души, тем больше усиливается злое начало, и тем труднее будет человеку исправить себя, как написано о поле ленивого (Мишлей 24;31): «И вот, заросло оно колючками». И сказали мудрецы (см. Авода зара 17а), что когда злое начало привязалось к преступлению, оно становится равным идолопоклонству, и очиститься почти невозможно. И сказали: «Привычка властвует над всем».
31. Шестое: человек не знает, продлятся ли его дни и не умрет ли он прежде, чем исполнит то, что полагается для раскаяния. Поэтому Шломо предостерег (Коэлет 9;8): «Во всякое время да будут белы одежды твои».
32. Седьмое: когда человек запаздывает с раскаянием, его преступления становятся застарелыми, и он забывает свою скорбь о них и не беспокоится о них, как прежде.
33. Восьмое: когда он постареет и сила злого начала ослабнет, человек не получает такую же награду за раскаяние, какую получил бы, исправившись в юности. И сказали мудрецы о написанном (Теилим 112; 1): «Счастлив человек, боящийся Всевышнего», — тогда, когда он человек. И сказали: «Если вору нечего украсть, он старается показать себя честным человеком».
34. Девятое: в старости, когда уж нет силы чувств, у человека нет сил найти новый подход и составлять умозаключения, чтобы с их помощью бороться против своего злого начала, достигать достоинств и усердно трудиться над Законом, как сказано (Коэлет 12;1): «И помни о своем Создателе с юных дней, пока не пришли худые дни и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку». Вот почему следует побыстрее искать себе убежище, как сказано (Теилим 119;60): «Спешил я и не медлил хранить заповеди Твои».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.