Темы: Успех, Смысл жизни, Тора и психология, Батшева Эскин
Миссия — слишком высокое и торжественное слово. Наверное, только если вы — Мессия, вы можете быть уверены, что выполняете свою миссию. Или Авраам-авину, рассказавший миру о Едином Б-ге. Или Моше-рабейну, который вывел евреев из Египта. Какая миссия может быть у скромного бухгалтера или незаметного официанта?
И тем не менее, душа каждого человека, спущенная в этот мир, имеет своё собственное предназначение, свою уникальную задачу, которую, кроме него, не может выполнить никто. Сказать, что все мы вместе выполняем одну глобальную задачу — выполнять заповеди и учить Тору — будет верно, но недостаточно.
Обнаружить и воплотить именно свою, частную, задачу — дело поувлекательнее игрового квеста. Этот квест — самый настоящий: с реальными замками, к которым нужно подбирать ключи; с лабиринтами, заставляющими возвращаться к тем же точкам; с ценными призами в конце; опасности и риски здесь тоже не игрушечные; и азарт, волнение, душевный подъём — абсолютно реальны.
Вообразим, что вы проработали в фирме три месяца, и для руководства наступило время решать: заключить ли с вами постоянный договор — или расстаться. Менеджер по персоналу назначил вам встречу в переговорной комнате. Он смотрит в ваше личное дело и говорит:
— Я вижу, вы ни разу не прибыли на работу в 9 утра!
Перелистывает страницу и добавляет:
— Кроме того, здесь написано, что вы позволяете себе являться в офис в джинсах, а не в пиджаке и галстуке, как остальные сотрудники.
И, окончательно помрачнев, заканчивает:
— Наши камеры наблюдения показывают, что вы проводите менее 10% своего рабочего времени за столом. Всё остальное время вы гуляете по зданию! Вы можете что-то сказать в свое оправдание?
— Да, — уверенно отвечаете вы, — Меня наняли ночным сторожем!
Еврейская Традиция учит нас, что мы постоянно должны пересматривать события нашей жизни, чтобы понять, что требует исправления. Но для того, чтобы точно оценить свою работу, мы должны знать, в чем же состоят наши «должностные обязанности»!
По словам великого кабалиста XVI века Аризаля, никто никогда не приходил и никогда не придет в этот мир с точно такой же миссией, как ваша. Свет, который вы призваны нести в этот мир, — только ваш. Он так же индивидуален, как отпечаток пальца или радужная оболочка глаза.
Чья-то миссия может оказаться межличностной, как, например, консультирование семейных пар, чья-то — научной, как археология, чья-то миссия — возносить души людей к Небесам через игру на скрипке. Миссия может быть конкретной, например, создание дома для пациентов с болезнью Альцгеймера, или абстрактной, например, проявление в мире Б-жественного атрибута терпения.
Масштабы миссии тоже могут быть любыми: от открытия Америки до ухода за ребенком-инвалидом без уныния и с радостью. У кого-то может быть две или три миссии — последовательно или одновременно. И хотя в городе может быть 50 археологов, 100 скрипачей и 500 семейных консультантов, у каждого — особый подход, особый способ помочь людям, особое место в общей Б-жественной картине. Ни один из нас не может быть заменён — никем и никогда.
Многие из нас идут по жизни, как по накатанной колее. Колею эту накатало для нас общество: школа, институт, «хорошая» работа, сериал по вечерам, развлекательный центр по выходным, поиск пары, дети… Часто у нас нет четкого понятия уникальной миссии, возложенной на нас. Нас тянут в разных направлениях, мы чувствуем недовольство тем, что мы делаем, и вину за то, чего не делаем. Но стоит нам совершить этот первый шаг — определить своё предназначение, — и мы начинаем чувствовать волнение, вибрацию, радость, вместо вины и недовольства собой. Это естественно — разве может быть в жизни что-то более важное, чем смысл жизни?!
Вс-вышний распределяет здоровье, средства к существованию и все остальное. Как же мы планируем использовать всё то, чем собирается одарить нас Б-г? Генеральный директор не предоставит миллионный бюджет сотруднику, у которого нет тщательно проработанного предложения.
Мы привыкли молиться о жизни, здоровье и средствах к существованию, как о самостоятельных целях. Но в Б-жественном плане жизнь, здоровье и деньги не более чем инструменты, с помощью которых нам предстоит выполнить свою миссию.
Рав Арье Нивин предлагает два очень простых способа выявить свою миссию:
Отвечая на первый вопрос, устраните универсальные трансцендентные моменты, подобные прослушиванию музыки или любованию красотой природы. Миссия, конечно, может быть связана с природой или музыкой, но на гораздо более индивидуальном уровне. Хотя миссия может потребовать от человека напряженной работы или подлинной жертвы, в тот момент, когда он занят ее выполнением, его ощущения, по словам рабби Нивина, можно описать такими словами: «Это так хорошо, что я бы хоть целый день этим занимался!»
Такому состоянию психологи в 70-е годы XX века дали определение: «flow», «поток». Это состояние полной включенности, сосредоточенности, когда человек настолько увлечен своей созидательной деятельностью, что даже теряет чувство времени. Это чувство сродни творческому вдохновению — возможно, оно и является вдохновением, ведь Творец, создавая нас по Своему образу и подобию, пожелал, чтобы каждый из нас был творцом в том, чем он занят: будь то строительство, воспитание детей, медицина, наведение порядка в доме или подметание улиц.
Человек, выполняющий свою миссию, заряжается энергией и может работать часами, не чувствуя усталости. При этом мы знаем многих людей, которые, к сожалению, тратят свою жизнь на то, что считается модным, доходным, престижным или наоборот — только удобным и стабильным — и даже если сама по себе работа нетяжела, она выматывает и истощает силы организма.
Х. С. — жена, мать и медсестра хосписа. Отвечая вместе с другими посетителями лекции о миссии на вопрос о том, что она будет делать, если у нее будет миллиард долларов и шесть часов в день свободного времени, она подумала о еврейском информационно-пропагандистском центре для пожилых людей. В своей работе с неизлечимо больными Х. С. постоянно общается с мужчинами или женщинами, которые вот-вот потеряют своего супруга. Они совершенно растеряны: не знают, что будут делать с похоронами; у них нет раввина; они хотят духовной связи со своими еврейскими корнями, но понятия не имеют о том, как её найти.
Чем больше Х. С. думала об этом, тем ей больше хотелось это сделать — но она понимала, что все это фантазии: ведь денег не было, и времени тоже. Тогда она решила просто «поиграть» с этой идеей, как советовал на лекции рабби Нивин. Он рекомендовал на полчаса два раза в неделю брать ручку и бумагу и просто записывать все подряд мысли, связанные с определенной миссией: каковы должны быть первые шаги для её реализации, каким должен быть результат, кто может посодействовать — и так далее. И конечно — просить Вс-вышнего о помощи в том, чтобы это произошло. Он может дать нам всё, что Он сочтет нужным.
Уже две недели спустя Х. С. увидела, что ее фантазии могут стать реальностью. Кроме того, она осознала, что для осуществления ее плана пригодится весь опыт ее предыдущей жизни и всё полученное ею образование. Она призналась, что стоит ей только начать думать о её будущем «детище», как она чувствует прилив энергии. «Муж и дети спрашивают меня, почему я так часто стала улыбаться».
Творец снабдил каждого из нас уникальным набором способностей,
талантов и интересов, идеально подходящих для той цели, с которой
нас направили в этот мир. Следуя своим наклонностям и
способностям, мы сможем определить и понять, какую миссию приготовил для нас Вс-вышний в этом мире.
Некоторым из нас миссия пока не ясна. В любой момент каждый может сесть и подумать: «Что я действительно хочу делать со своей жизнью?» Кто-то работает программистом полный рабочий день, но всегда хотел написать книгу об интернет-зависимости. Кто-то сидит на своей подмосковной даче и с удовольствием выращивает огурцы, но на самом деле много лет мечтает жить в сельскохозяйственном поселении в Израиле. Такие внутренние побуждения могут быть тем самым тайным посланием Небес, раскрывающим истинную миссию каждого из нас.
Ясность нашей миссии рассеивает чувство вины за все достойные начинания, которыми мы не занимаемся по тем или иным причинам. Как только Н. понял, что находится в этом мире, чтобы разработать новый способ исцеления от аутизма, он больше не чувствует себя виноватым за то, что не участвует в других, наверняка очень важных и нужных, проектах.
Как только С. определила свою миссию (и это была работа с трудными подростками), она перестала равняться на свою соседку, каждый шабат принимавшую по 25 гостей.
Эта концепция, утверждающая, что у каждого человека есть индивидуальная миссия жизни, является ключом к уважению других людей. Если мы не принимаем эту концепцию, мы автоматически начинаем чувствовать, что важное для нас самих — так же должно быть важно и для остальных!
Каждый из нас наверняка знаком с одним из таких персонажей: с активистом-экологом, призывающим всех присоединиться к его борьбе за окружающую среду; или женщиной, которая готовит еду для бездомных и крайне удивляется, почему другие этим не занимаются; или постоянным участником демонстраций против антисемитизма, сетующим на немногочисленность митингов и равнодушие общины. Всем этим людям не хватает умения признать: «это моя миссия, а у них — другая миссия», это открыло бы им путь к истинной терпимости и уважению.
Знание своего предназначения освобождает нас от пагубной привычки сравнивать себя с другими. Изобретение вакцины против полиомиелита может показаться огромным по сравнению с заботой о брате-инвалиде, но с духовной точки зрения, свет, который проливают в мир великий вирусолог и скромный житель Костромы, толкающий перед собой инвалидную коляску, — сравнивать невозможно. Свет уникален и каждый из нас пришел сюда, чтобы излучать именно этот свет.
Как бы индивидуальная миссия каждого из нас ни была важна, ее выполнение не освобождает нас от той общей миссии, которая выдана большинству человечества, и это — забота о семье и воспитание детей. С запуском информационно-пропагандистского центра для пожилых людей, возможно, придется пождать, пока дети подрастут. Книгу про интернет-зависимость, возможно, придется писать после окончания рабочего дня. Не стоит переживать. Б-г, который назначил нам нашу миссию, обеспечит нас всем необходимым для ее выполнения, в том числе, и временем: сейчас или позже.
***
Осознание своего предназначения в этом мире — и обязанность каждого человека, и великий дар. Занимаясь «делом своей жизни», мы не только несем в мир видимый и невидимый пока свет, но и избавляем себя от тягостного чувства вины, проникаемся уважением к себе, заряжаем себя и окружающих энергией, закрывая глаза на всё мелкое, проходящее, неважное и наполняя значимостью каждый свой день.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.