Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
Путь третий
10. Слыша увещевания мудрецов, упрекающих тебя, — слушай, а слушая, вникай и склонись, и покайся, и прими на себя все упреки и укоры, и исполни все без исключения. И ты сразу выйдешь из тьмы к великому свету. Ибо если ты прислушаешься и услышишь, и сердцем поймешь, и раскаешься, и примешь слова увещевающего тебя, — как бы поклянёшься исполнять с того дня и далее все, что укажут тебе знатоки Закона, и оберегать себя от всего, от чего предостерегут тебя те, кто понимает времена, — тем самым удалось тебе раскаяться, и ты превратился в другого человека.
И с того времени, как ты примешь это в мыслях своих и окончательно решишь в сердце своем, ты приобретешь себе право и награду за исполнение всех заповедей и работу над собой. И как же счастлив будешь, удостоившись праведности в один миг! И сказали мудрецы (Шмот 12;28): «И пошли сыны Израиля и исполнили» [Песах]. Разве это случилось тотчас и сразу? Ведь исполнили только четырнадцатого нисана. Но поскольку они приняли на себя исполнение, — считается, что исполнили тотчас и сразу. И сказано в Авот де рабби Натан: «Тот, чьи деяния больше его мудрости, — его мудрость сохраняется, как написано (там же 24;7): “Сделаем и исполним то, что услышим”». То есть: кто всем сердцем принимает на себя соблюдение того, чему его учат, согласно Закону, и исполнение решений суда, объявленных знатоками Закона, сразу же получает награду, как за исполнение всех заповедей. За то, что слышал и понял из слов Торы, и за то, чего он еще не знает. Он облачен праведностью и обрел право за то, что открыто перед ним, и за то, что ему еще неизвестно. А затем следует ему ежедневно искать встречи с поучающими его и постоянно бывать у них, чтобы набраться ума. Таким образом, деяния такого человека становятся больше его мудрости. Если он и не знает чего-либо, удостаивается награды, — так еврейский народ на горе Синай принял на себя исполнение заповедей прежде, чем узнал их смысл и содержание. Иначе не могут деяния человека быть больше его мудрости.
11. А преступление того, кто не пробудится от слов, увещевающих его, удваивается. Потому что его остерегли, но он ожесточился, упрямится и не остерегается, как сказано (Мишлей 17;10-11): «Окрик больше действует на разумного, чем на глупого — сто ударов. Возмутитель ищет лишь бунта, но на него будет послан жестокий посланец». Это значит, что недобрый человек не склоняется перед укоряющими его, но стремится восстать против их слов, перечить им, не слушаться. И за то, что не склонился перед упрекающим его посланцем, послан будет против него, мера за меру, жестокий посланец. Ибо упрекающие называются посланцами, как сказано (Диврей а-ямим II 36; 16): «Но они оскорбляли посланцев Всевышнего и презирали слова Его». А также сказал Шломо (Мишлей 15; 10): «Злое наказание своротившему с пути, ненавидящий обличение умрет». То есть жестокое наказание, действительно, полагается тому, кто сворачивает с верного пути и преступает Закон, но есть надежда, что он примет увещевание и вернется на верный путь. Но ненавидящий увещевания гораздо хуже — нет у него надежды, и наказание его не исправит. Смерть — единственный приговор ему. Ибо преступник охвачен вожделением, злое начало соблазнило его, но, возможно, в душе он горько сожалеет, что оказался бессильным перед злым началом. Может быть, он желает упреков и надеется на увещевания. А ненавидящий упреки уже отчаялся, и ненависть к увещеваниям свидетельствует, что он ненавидит слова Всевышнего.
12. А еще сказал Шломо (Мишлей 15;30-31): «Светочей радует сердце, добрая весть утучняет кость. Ухо, внимающее наставлению, — в среде мудрых пребудет оно». И всем мудрым следует знать, что Шломо не случайно объединил слова о таких простых вещах со словами об увещевании и страхе пред Всевышним, ибо о нем свидетельствует написанное (Млахим I 5; 11): «И стал мудрее всех людей». И вот объяснение. «Свет очей радует сердце»: Глаз — это очень важный орган, благодаря ему мы видим светила, которые радуют сердце. Но ухо еще важнее, потому что, благодаря ему мы можем услышать добрую весть, которая утучнит, наполнит, усладит тело, не настолько чувствительное, чтобы наслаждаться светом глаз, ему потребна гораздо большая сила наслаждения. Ухо есть важнейший орган человеческого тела — это вытекает из закона о том, что если человек выбил другому глаз, он должен заплатить за глаз, а если оглушил другого, платит ему полную цену стоимости человека. И вот — человек обязан служить Всевышнему всеми частями своего тела и всем, что в нем создано, ибо все создано ради Служения, как написано (Мишлей 16;4): «Все сотворил Всевышний — ради Него». И тем более — человек обязан служить Создателю важнейшими частями своего тела, которые Он создал в человеке. И тем тяжелее великое наказание тому, кто не использует их для исполнения Его заповедей и не служит ими. Это неблагодарность — Всевышний оказал человеку великое благо, дав ему столь важные чувства, и увенчал человека почетом и великолепием. Поэтому Шломо упомянул это достоинство, слышащее ухо, чтобы показать нам насколько велик долг служения Всевышнему. А затем объяснил, что Служение слухом состоит в том, чтобы слушать наставления, и сказал: «Ухо, внимающее наставлениям жизни, в среде мудрых да пребудет». То есть приличествует ему находиться среди мудрецов поскольку слушает их наставления.
И сказали мудрецы: «Если человек упал с крыши и сломал кости, нужно его перевязать и лечить каждую косточку. И тот, кто согрешил всеми частями своего тела, то считается, что все части его тела, с головы до ног, сломаны и переломаны, как сказано (Ишая 1;6): “С ног до головы нет в нем здорового места”. Но Всевышний лечит все части больного тела одним средством — это “внимающее ухо”, как сказано (там же 55;3): “Преклоните ухо ваше и идите ко Мне; слушайте — и обретёте жизнь”».
Путь четвертый
13. Вот человек изучает Закон Всевышнего и читает слова пророков и писаний, и понимает сладость наставлений, и видит увещевания и наказания, — пусть же он устрашится от тех слов и решит исправить свой путь и свои поступки, этим станет он угоден Всевышнему. Подобно тому, как сказано (там же 66;2): «И на этого смотреть буду: на смиренного и сокрушенного духом, и дрожащего над словом Моим». Так же сказано о царе Иошияу (Млахим II 22; 11): «И было, когда услышал царь слова книги Торы, то разорвал он одежды свои». И сказано (Нехемия 8;9): «Весь народ плакал, слушая слова Торы». А кто не обращает внимания на слова Всевышнего, — усугубляется вина его, как сказано (Ирмия 36;24): «И не устрашились они, и не разорвали одежд своих». И сказали мудрецы: «Тот, кто изучает Закон и не исполняет его, — лучше бы ему не родиться и не выходить на свет», И сказано (Ошеа 8; 12): «Написал Я ему законы Торы Моей, — чужое это ему». И сказано (Ирмия 8;8): «Как можете вы говорить: “Мы мудрецы, и Тора Всевышнего с нами”? Зря чинили перо, и зря писали писцы, если вы не исполняете».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»