Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
7. Когда придут дни старости и прибавится седин, уменьшатся и кончатся силы, согнется злое начало, — подумает человек о своем близком конце и задумается о будущем, и вернется ко Всевышнему, и Он пожалеет и помилует его. А кто не раскаивается, когда приходит старость, — удваивается его наказание, и увеличивается ненависть к нему, как сказали мудрецы: «Троих ненавидит Всевышний: бедного гордеца, богача-обманщика и старика-прелюбодея». И сказано (Ошеа 7:9): «Чужие пожирали силу его, а он и не ведал; и седина покрыла его, а он и не знал». Странно и удивительно, что человек, находясь в середине своей жизни, видит, что дни его уменьшаются и началось разрушение здания его тела, нарушается совокупность его органов, и он испытывает сухость, как сказано (Теилим 102:12): «Дни мои, как тень в сумерках, и я высох, как трава», — как же он не хочет увидеть и сердце его не может уразуметь, что едет он к месту своего вечного пребывания, едет и едет днем и ночью?
8. И многих людей не достигает свет раскаяния, потому что они праведны и чисты в собственных глазах и не собираются исправлять свои деяния, ибо возомнили, что они исправны. Но они в большой мере виноваты пред Всевышним. Ведь написано (Коэлет 7:20): «Ибо нет на земле такого праведника, творящего благо, у которого не было бы какого-либо недостатка». Но такие люди, пренебрегающие преступлениями, не чувствуют и не понимают их или узнают о своем преступлении, но потом забывают. Они подобны больному, который не чувствует свою болезнь и не думает о лечении, а болезнь становится настолько серьезной, что уж невозможно вылечиться. А иногда причина в непонимании, потому что они не стараются узнать волю Всевышнего и не желают знать пути Его, поэтому не приходят к мудрецам и их ученикам. Как сказано (Мишлей 15:12): «Не любит кощунствующий, когда его наставляют, к мудрым не пойдет».
9. Но люди прямодушные и праведные всегда оплакивают свои преступления и рыдают о том, что они недостаточно служат Всевышнему. Потому что в этом также содержится грех человека и большая вина, как и в серьезнейших преступлениях. Как сказали мудрецы, Всевышний «уступил» вину идолопоклонства, кровосмешения и вину кровопролития, но «не уступил» вину неизучения Закона. Тем более, что полны зла те, чьи мысли и дела лишь о потребностях тела и повседневной суете. Они не приобщаются тайны страха пред Всевышним, — не к лицу, мол, им, размышлять часто о Нем в глубине сердца своего. И в своих занятиях не уделяют времени изучению Закона и, поскольку они — «народ, потерявший разум», не дают себе отчета, что пребывают на самом низком уровне сознания. И сказали мудрецы (Авот 5:21): «В шестьдесят лет — старость, в семьдесят лет — седина, в восемьдесят лет — мощь, в девяносто лет — согбенность, столетний — покойник, потерянный для мира». Этим мудрецы предупреждают, что следует покаяться, когда придут дни старости, и подумать о конце своих дней, если человек не сделал это в молодости. Вот близится твое время, — оставляй потребности и вожделения тела своего и исправляй свою душу. А когда наступают дни седин, — еще больше старайся изгнать из своего сердца дела материального мира и, поскольку впереди осталось немного лет, — сокращай свои мирские занятия и постоянно раздумывай лишь о страхе пред Всевышним, чтобы дать себе отчет и исправить свои качества и стремиться к Торе и исполнению заповедей. Об этом сказано: «в девяносто лет — согбенность». «Сгибаться» — «лашуах», это также «ласуах» — «молиться», от слов (Теилим 102:1): «Изольет свою молитву» — «сихо». И «молиться в поле» — «ласуах» (Берешит 24:63), и, как объяснили мудрецы, Ицхак установил дневную молитву «минха», как сказано: «И вышел Ицхак молиться в поле». Ибо когда человек достигает девяноста лет, ему следует лишь молиться и прославлять Всевышнего, и вести речь о чудесах Его. И Шломо объясняет, что человеку и в старости не следует лениться в служении Всевышнему и говорит (Коэлет 11:6): «С утра сей семя свое и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хороши». Здесь утру уподоблены молодость и юность, а вечеру уподоблена старость. А «семя» означает назидание и поучение детям и ученикам, как сказали мудрецы: «Кто женился в молодости, пусть женится и в старости, кто в молодости учил учеников, пусть и в старости учит». Потому что дети, рожденные в дни твоей старости, может быть, преуспеют в Торе и заповедях больше и лучше, чем дети, рожденные в дни молодости. И возможно, ученики, которых выучил в дни старости, преуспеют больше учеников, выученных в дни молодости, или и те, и другие будут хороши. Далее сказано (там же 11;7): «И сладок свет, благо глазам видеть солнце», — он возвращается к обсуждению старости, которую уподобил вечеру. А поскольку старый человек не чувствует вкуса еды и питья, как сказал о себе Барзилай а-Гилад и (Шмуэль II 19;36), сказал Шломо, что старику следует наслаждаться светом солнца, — и да не будет такое отсутствие вкуса невыносимо, потому что это ощущение препятствует служению Всевышнему, и пусть нравится ему свет по сравнению с будущими днями тьмы. Как упомянуто далее (там же 11;8): «И если человек проживет много лет, пусть всегда радуется и пусть помнит о темных днях, ибо их будет много; все, что наступит, — тщета». То есть даже, если человек очень стар, пусть не будет самому себе обузой, — пусть постоянно радуется, не теряя ни одного года, и пусть не перестает служить Создателю. И пусть помнит о днях тьмы, которых будет много, — и тогда он не сможет исполнить служение, как сказано (Теилим 6;6): «На том свете кто восславит Тебя?». Но праведники и в старости борются с собой, набирают духовную мощь и с новыми силами продолжают служение Всевышнему. Как сказали мудрецы: «У ученых со старостью прибывает ума». И сказано (там же 92; 15): «Еще и в старости плодоносить будут, станут тучны и сочны».
И выше упомянуто (там же): «Праведник, как пальма, расцветет» и так далее, — потому что праведники, как саженцы, посажены в доме Всевышнего, растут с детства в домах Учения, как цветущая пальма и кедр ливанский. И так сказали мудрецы: посажены в доме Всевышнего — это маленькие дети, как написано (там же 144; 12): «Дабы были сыновья наши, как саженцы, выросшие в юности». А далее сказано, что в этом они не похожи на деревья, потому что деревья не плодоносят в старости, а праведники плодоносят в старости. И еще сказал царь Давид (там же 71;18): «И до старости, до седин не оставь меня, Всевышний, пока не возвещу силу Твою поколению, каждому, кто придет ко мне — могущество Твое».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.