Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
1. Знай же, что есть шесть причин для того, чтобы человек пробудился и оставил дурной путь. И каждую из них мы объясним по ее частям, которые станут понятными при исследовании — послушай же до конца. И сделаем их доступными, знай и постигай драгоценные принципы — всем тем, кто желает их, разъяснено и исследовано.
«И более того, сын мой», раскаиваться и очищать свою душу нужно ежедневно. И даже не зная о побуждающей причине, и без ежедневного пробуждения тебя к этому, но только тем, что будешь помнить своего Создателя, — и напоминание о Нем отвратит душу твою с пути, устланного ничтожными останками материального. Итак, напряги лук своего сознания, дабы исправить свою натуру. И постоянно увеличивай и прибавляй достоинства из страха пред Всевышним и любви к Нему и стыда пред Ним. Старайся, чтобы руки твои были чисты, изгони мятежные мысли. И очистятся твои душевные силы, и душа, помня Всевышнего, наденет свои украшения и достигнет совершенной красоты, как написано (Ишая 45;25): «Во Всевышнем оправдается и прославится все семя Израилево». Прибавь сил и пробуди свой дух теми шестью путями-способами, которые будут разъяснены.
А твёрдокаменное сердце не достигшего этой ступени смягчится из-за внешних причин и потому, что увидит.
А тот, чье сердце внешними причинами недостаточно побуждается к раскаянию, кто склоняется к потаканию собственным желаниям, узнает и убедится, что раскаяние происходит от высокой души.
2. Когда настигают человека беды, он должен сказать себе: «Это причинили мне мои деяния и поступки, и преступления мои навредили мне», — и должен раскаяться и вернуться ко Всевышнему, и Он помилует его. Как сказано (Дварим 31; 17): «И постигнут его многие бедствия и невзгоды, и скажет он в тот день: “Не потому ли постигли меня бедствия эти, что Всевышний отринул меня?”». Посмотри, как ведут себя люди друг с другом. Вот, например, некто виноват перед ближним своим, так если случится у него беда, он поклонится ближнему и раскается в своей вине, потому что нужна ему помощь ближнего, — людьми такое раскаяние не ценится. Как сказал Ифтах (Шофтим 11;7): «Почему же теперь пришли вы ко мне, когда вы в беде?». И это одна из милостей Всевышнего — принимать раскаяние из-за беды, и оно желанно пред Ним, и Он по добру Своему полюбит грешника, когда тот из-за беды своей возвращается к Нему в день упрека и наказания, как сказано (Ошеа 14;2): «Вернись, Израиль, ко Всевышнему, ибо споткнулся ты о вину свою. Возьмите с собой слова …» и далее «Исцелю их мятеж и полюблю их по добру». И сказано (Мишлей 3; 12): «Ибо кого любит Всевышний, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну». А если наказанный больно человек не оставляет свой недобрый путь в день упрека и не возвращается к Тому, Кто его наказывает, — увеличиваются его преступления и умножается наказание ему. Смотри же, когда царь наказывает согрешившего против него, а тот показывает, что ему все равно не больно, — наказание становится более суровым и тяжким. И написано (Ваикра 26; 18): «И если при всем этом не послушаетесь Меня, то Я еще раз накажу вас». И сказано (Иов 36; 13): «Но лицемеры копят в сердце гнев: не вопиют, когда Он карает их». А если человек не понимает и не сознает, что напасти нахлынули на него из-за его собственных преступлений, но говорит, подобно тому, что сказали филистимляне (Шмуэль 16;9): «Не Его рука поразила нас, а постигло нас это случайно». Этим он наводит на себя гнев Всевышнего. И преступления этого разряда тяжелее преступлений первого разряда. Поэтому сначала написано о первом разряде «И Я еще раз накажу вас», а потом написано о втором разряде (Ваикра 26;21): «И если вы пойдете со Мной случаем и не захотите слушаться Меня, Я накажу вас семь раз» (каждый последующий разряд наказания в этой главе тяжелее предыдущего), и далее следует (там же): «И если вы не послушаетесь и будете считать все случайным, Я буду таков же с вами», и потом написано (там же): «И если вы не послушаетесь Меня и будете считать все случайностью, и Я поведу Себя с вами гневом случайности». И объяснение: «вести себя случаем» — «кери» — если вы скажете, что это было случайно. И если человек не понимает смысла своих деяний и не знает, что совершил преступление и согрешил, — ему следует обдумать и исследовать свои деяния и проверить правильность своего пути, как сказано (Эйха 3;40): «Поищем и исследуем пути наши». Если же человек закроет глаза на свои деяния, а мысли его глупы и никчемны, и не изменил он свое поведение, и не ведает он дела рук своих и того, что совершили его пальцы, и скажет: «Я не согрешил», — его преступление весьма серьезно. Как сказано (Ирмия 2;35): «Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: “Я не грешил”». И сказано (Ишая 42;25): «Охватил его пламенем кругом, а он не чувствовал, и жег его, но он не принимал к сердцу». И сказано (Мишлей 19;3): «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Всевышнего».
3. Знай же и пойми, что Всевышний наказывает человека на пользу ему. Ибо если кто согрешил пред Ним и совершил злое в Его глазах, тому две пользы от наказания Всевышнего: во-первых, искупит он свои преступления и сотрет свои прегрешения, как сказано (Теилим 25; 18): «Взгляни на страдание мое и тяготы мои и прости все преступления мои». А болезни тела, которые навел на него Всевышний, излечат болезни души, потому что преступление есть болезнь души, как сказано (там же 41;5): «Излечи душу мою, ибо согрешил я пред Тобою» и сказано (Ишая 33;24): «И не скажет житель: “Болен я”. Народу, живущему там, прощено преступление».
А во-вторых, наказание напомнит ему, что он согрешил, и вернет его со злого пути, как написано (Цфания 3;7): «Но побойся Меня, прими упрек». Если же человек не принимает наказание и не сгибается под упреками, и не снимает коросту со своего сердца, а остается с каменным сердцем, — горе ему и горе душе его. Потому что он терпел страдания и был наказан и не простились грехи его, но наказание его удвоилось, как объяснено выше.
4. А если человек принимает наказание Всевышнего и меняет к лучшему свое поведение и поступки, ему следует радоваться своим страданиями. Ибо они принесли ему огромную пользу. И надлежит благодарить Всевышнего за эти страдания, как за большую удачу, как сказано (Теилим 116; 13): «Чашу спасения подниму и имя Всевышнего воспою» и сказано (там же 3-4): «Беду и скорбь найду и имя Всевышнего воспою», и сказали мудрецы в Сифри, рабби Элиэзер бен-Яаков говорит: «Пока человек пребывает в покое, ему ничего не прощается из его грехов, а страдая, он становится желанным пред Всевышним, как сказано (Мишлей 3; 12): “Ибо кого любит Всевышний, того наказывает и благоволит, как отец к сыну”». То есть подобно тому, как отец ласкает сына, Всевышний благоволит тому, кого наказывал, и тому, кто принял Его наказание и упреки. И еще можно объяснить так: подобно отцу, который упрекает своего любимого сына и не упрекает других детей, о которых знает, что им не помогут его увещевания. И сказано о людях, не понимающих блага упреков и их пользу (Ошеа 7; 13): «Спасти ли Мне их? Ведь они лгали обо Мне». И сказано (там же 7; 15): «Я наставлял их и укрепил мощь их, а они мыслят обо Мне злое». И сказано (там же 11;3): «А Я учил Эфраима, взяв его на руки, а они не знали, что Я врачевал их».
5. Тьма будет причиной света, — вот на что надлежит надеяться тому, кто уповает на Всевышнего, когда приходит время худшей напасти, как написано (Миха 7;8): «Не радуйся, враг мой, хотя упал я, но встану; хотя сижу во мраке, Всевышний — свет для меня». И сказали мудрецы: «Если бы я не упал — и не встал бы, если бы я не сидел во мраке — не было бы для меня света». И каждому следует в день беды постараться понять это и поститься с раскаянием и молитвой. Подобно тому, что постановили мудрецы, что все общество обязано поститься и воздерживаться во время беды (Таанит 10а и далее). И это лучший пост, в этот день человек становится желанным пред Всевышним, и его молитвы будут услышаны. А если страдания посланы Всевышним человеку чистому и прямому, — это испытание ему, оно призвано увеличить его награду в будущем мире. Как сказано (Дварим 8; 16): «Дабы смирить тебя и дабы испытать тебя, чтобы сделать тебе добро в будущем».
И сказали мудрецы (Брахот 5а): «Если человек обдумал свои деяния в дни беды и искал, и исследовал, но не нашел у себя греха, — значит, эти страдания от любви Всевышнего к нему».
6. Покаяние в день смерти — нечто подобное пути, о котором мы говорили. Когда преступник видит, что беда настигает его и надежда утрачена, как написано (Мишлей 11;7): «Когда умирает нечестивец, утрачена его надежда», и он исповедуется в тот час и чистосердечно возвращается ко Всевышнему. Такое раскаяние тоже принимается и помогает, хотя оно не равно раскаянию того, кто раскаивается в расцвете сил своих, и об этом мы говорили в первом разделе.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.