Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Пророчество, Пророки, Разрушение Храма, Пасхальная Агада, Устная Тора, Раби Акива, Мудрецы Мишны
«Поэтому из-за вас Цион будет вспахан, как поле,
и Иерусалим руинами станет, и гора Дома Господа — вершинами леса»
(Миха 3:12)
«Так сказал Господь, Б-г Воинств:
еще будут старики и старухи сидеть на площадях Иерусалима,
каждый с посохом своим в руке — от глубокой старости»
(Зехарья 8:4)
В самом начале Пасхальной Агады, которую весь еврейский народ читает в праздник Песах, исполняя заповедь воспоминания об Исходе из Египта, приводится следующее повествование: «Однажды раби Элиэзер, раби Йеошуа, раби Элазар бен Азарья, раби Акива и раби Тарфон проводили пасхальный седер в Бней-Браке и говорили об Исходе из Египта всю ночь, пока не пришли их ученики и не сказали: учителя наши, настало время утренней молитвы Шма»[1].
Обычно при чтении Агады из этих слов люди приходят к следующему заключению: рассказ об Исходе из Египта является основной частью пасхального седера, и ему следует уделить больше времени, чем заповедям мацы, марора и четырех бокалов вина, количественное исполнение которых четко и ясно определено. Это, разумеется, правильно, но суть данного повествования всё же совсем в ином.
Главный вопрос заключается в следующем: по какой причине все эти мудрецы собрались в праздник Песах в доме учения раби Акивы в Бней-Браке? Раби Элиэзер и раби Йеошуа, как мы знаем, были учителями раби Акивы, раби Элазар бен Азарья — глава Израиля, а раби Тарфон во множестве вопросов спорил с раби Акивой, и различия в их мнениях приводятся в Мишне. По какой причине после разрушения Иерусалима все эти мудрецы пришли к раби Акиве?
В то время перед всем еврейским народом стояла главная проблема: как вспоминать о чудесах Исхода из Египта в состоянии Римского изгнания, когда великий город разрушен, а Божественный Храм предан огню. Откуда черпать силы для продолжения пути и как не потерять надежду на будущее нашего народа?
Для ответа на этот вопрос необходимо изучить завершение трактата Макот Вавилонского Талмуда: «Однажды рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азария, раби Йеошуа и раби Акива шли по дороге и услышали ликование римлян, распространявшееся на 120 миль вокруг, и начали плакать, а раби Акива возрадовался. “Чему ты радуешься?” — спросили мудрецы. Ответил раби Акива: “А из-за чего вы плачете?” Сказали ему: “Язычники, поклоняющиеся суете и воскуряющие идолам, пребывают в покое и безмятежности, а Храм нашего Б-га сожжен в огне, и нам не плакать?” Ответил им раби Акива: “Поэтому я и радуюсь, ведь если нарушающие Его волю получили такое благополучие, то какова же будет доля исполняющих Его волю!”
Однажды мудрецы поднимались в Иерусалим, и когда они взошли на гору Цофим, то порвали свои одежды в трауре по Святому городу. Оказавшись возле Храмовой горы, они увидели, как лиса выходит из развалин Святая Святых, и начали плакать, а раби Акива возрадовался. “Чему ты радуешься?” — спросили мудрецы. Ответил им раби Акива: “А из-за чего вы плачете?” Сказали ему: “Святилище, о котором сказано: “и посторонний приблизившийся будет предан смерти”[2], стало местом обитания лис, и нам не плакать?” — “Поэтому я и радуюсь, — ответил раби Акива, — ведь изрек пророк Йешаяу: “И взял Я себе верных свидетелей: Урию-священника и Зехарью бен Йевархеяу”»[3].
Но как Урия связан с Зехарьей? Урия жил во времена Первого Храма, а Зехарья пророчествовал при основании Второго Храма. Но стих Писания связал пророчество Зехарьи с пророчеством Урии. Урия сказал: «Поэтому из-за вас Цион будет вспахан, как поле, и Иерусалим руинами станет, и гора Дома Господа — высотами леса»[4]. А Зехарья изрек: «Так сказал Господь, Б-г Воинств: еще будут старики и старухи сидеть на площадях Иерусалима, каждый с посохом своим в руке — от глубокой старости»[5].
«Пока не исполнилось пророчество Урии, я опасался, что не исполнится пророчество Зехарьи. Сейчас же, когда исполнилось пророчество Урии, несомненно, исполнится пророчество Зехарьи». Такими словами ответили мудрецы: «Акива, ты утешил нас! Акива, ты утешил нас!»[6]
Не вызывает никаких сомнений, что, увидев руины Божественной обители, раби Акива тоже порвал свои одежды в знак траура по Иерусалимскому Храму, как и все остальные мудрецы. Однако он видел продолжение пути во тьме Римского изгнания и проложил дорогу следующим поколениям. Он показал, как в длительную эпоху правления Рима на всей земле, когда Рим железной пятой топчет все основополагающие духовные ценности, народ Израиля может остаться верен Божественному Завету и сохранить связь с Всевышним, Который скрылся из нижнего мира, но не оставил Свой народ. Несмотря на то что Всевышний не виден глазу, Он проявляется в Своем могуществе, в чудесах и заботе о Своем народе, как сказано: «Действительно, Ты — Б-г скрывающийся, Бог Израиля, спасающий»[7]. Несмотря на то что Ты пребываешь в сокрытии, Ты — Б-г Израиля, являющий нам множество чудес, и Ты спасаешь нас каждый час и во всякое время, и таким образом раскрываешься перед людьми, и они узнают Тебя.
В тот год великие мудрецы Израиля собрались в доме учения раби Акивы на пасхальный седер, чтобы на все времена еврейский народ сохранил веру и надежду на будущее Избавление, которое произойдет в Конце дней в эпоху Машиаха!
Тогда все народы мира поймут значимость Божественного святилища на земле, пропадет зло и перед глазами каждого раскроется истинная реальность: «И присоединятся народы многие к Господу в день тот, и станут они для Меня народом, и Я обитать буду среди тебя, и узнаешь, что Господь, Бог Воинств, послал Меня к тебе. И возьмет Господь во владение Йеуду, удел Свой на Святой земле, и снова изберет Иерусалим. Умолкни, всякая плоть, пред Господом, ибо пробудился Он в святом жилище Своем»[8]. Тогда в полной мере исполнится пророчество пророка Йешаяу, сказанное задолго до этого: «Отряхнись от праха, воссядь, Иерусалим, освободись от уз на шее твоей, пленная дочь Циона»[9].
[1] Брахот 61б.
[2] Кидушин 72б.
[3] Пасхальная Агада.
[4] Бемидбар 1:51.
[5] Йешаяу 8:2.
[6] Миха 3:12.
[7] Зехарья 8:4.
[8] Макот 24а-24б.
[9] Йешаяу 45:15.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.