Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Пророчество, Пророки, Разрушение Храма, Пасхальная Агада, Устная Тора, Раби Акива, Мудрецы Мишны
«Поэтому из-за вас Цион будет вспахан, как поле,
и Иерусалим руинами станет, и гора Дома Господа — вершинами леса»
(Миха 3:12)
«Так сказал Господь, Б-г Воинств:
еще будут старики и старухи сидеть на площадях Иерусалима,
каждый с посохом своим в руке — от глубокой старости»
(Зехарья 8:4)
В самом начале Пасхальной Агады, которую весь еврейский народ читает в праздник Песах, исполняя заповедь воспоминания об Исходе из Египта, приводится следующее повествование: «Однажды раби Элиэзер, раби Йеошуа, раби Элазар бен Азарья, раби Акива и раби Тарфон проводили пасхальный седер в Бней-Браке и говорили об Исходе из Египта всю ночь, пока не пришли их ученики и не сказали: учителя наши, настало время утренней молитвы Шма»[1].
Обычно при чтении Агады из этих слов люди приходят к следующему заключению: рассказ об Исходе из Египта является основной частью пасхального седера, и ему следует уделить больше времени, чем заповедям мацы, марора и четырех бокалов вина, количественное исполнение которых четко и ясно определено. Это, разумеется, правильно, но суть данного повествования всё же совсем в ином.
Главный вопрос заключается в следующем: по какой причине все эти мудрецы собрались в праздник Песах в доме учения раби Акивы в Бней-Браке? Раби Элиэзер и раби Йеошуа, как мы знаем, были учителями раби Акивы, раби Элазар бен Азарья — глава Израиля, а раби Тарфон во множестве вопросов спорил с раби Акивой, и различия в их мнениях приводятся в Мишне. По какой причине после разрушения Иерусалима все эти мудрецы пришли к раби Акиве?
В то время перед всем еврейским народом стояла главная проблема: как вспоминать о чудесах Исхода из Египта в состоянии Римского изгнания, когда великий город разрушен, а Божественный Храм предан огню. Откуда черпать силы для продолжения пути и как не потерять надежду на будущее нашего народа?
Для ответа на этот вопрос необходимо изучить завершение трактата Макот Вавилонского Талмуда: «Однажды рабан Гамлиэль, раби Элазар бен Азария, раби Йеошуа и раби Акива шли по дороге и услышали ликование римлян, распространявшееся на 120 миль вокруг, и начали плакать, а раби Акива возрадовался. “Чему ты радуешься?” — спросили мудрецы. Ответил раби Акива: “А из-за чего вы плачете?” Сказали ему: “Язычники, поклоняющиеся суете и воскуряющие идолам, пребывают в покое и безмятежности, а Храм нашего Б-га сожжен в огне, и нам не плакать?” Ответил им раби Акива: “Поэтому я и радуюсь, ведь если нарушающие Его волю получили такое благополучие, то какова же будет доля исполняющих Его волю!”
Однажды мудрецы поднимались в Иерусалим, и когда они взошли на гору Цофим, то порвали свои одежды в трауре по Святому городу. Оказавшись возле Храмовой горы, они увидели, как лиса выходит из развалин Святая Святых, и начали плакать, а раби Акива возрадовался. “Чему ты радуешься?” — спросили мудрецы. Ответил им раби Акива: “А из-за чего вы плачете?” Сказали ему: “Святилище, о котором сказано: “и посторонний приблизившийся будет предан смерти”[2], стало местом обитания лис, и нам не плакать?” — “Поэтому я и радуюсь, — ответил раби Акива, — ведь изрек пророк Йешаяу: “И взял Я себе верных свидетелей: Урию-священника и Зехарью бен Йевархеяу”»[3].
Но как Урия связан с Зехарьей? Урия жил во времена Первого Храма, а Зехарья пророчествовал при основании Второго Храма. Но стих Писания связал пророчество Зехарьи с пророчеством Урии. Урия сказал: «Поэтому из-за вас Цион будет вспахан, как поле, и Иерусалим руинами станет, и гора Дома Господа — высотами леса»[4]. А Зехарья изрек: «Так сказал Господь, Б-г Воинств: еще будут старики и старухи сидеть на площадях Иерусалима, каждый с посохом своим в руке — от глубокой старости»[5].
«Пока не исполнилось пророчество Урии, я опасался, что не исполнится пророчество Зехарьи. Сейчас же, когда исполнилось пророчество Урии, несомненно, исполнится пророчество Зехарьи». Такими словами ответили мудрецы: «Акива, ты утешил нас! Акива, ты утешил нас!»[6]
Не вызывает никаких сомнений, что, увидев руины Божественной обители, раби Акива тоже порвал свои одежды в знак траура по Иерусалимскому Храму, как и все остальные мудрецы. Однако он видел продолжение пути во тьме Римского изгнания и проложил дорогу следующим поколениям. Он показал, как в длительную эпоху правления Рима на всей земле, когда Рим железной пятой топчет все основополагающие духовные ценности, народ Израиля может остаться верен Божественному Завету и сохранить связь с Всевышним, Который скрылся из нижнего мира, но не оставил Свой народ. Несмотря на то что Всевышний не виден глазу, Он проявляется в Своем могуществе, в чудесах и заботе о Своем народе, как сказано: «Действительно, Ты — Б-г скрывающийся, Бог Израиля, спасающий»[7]. Несмотря на то что Ты пребываешь в сокрытии, Ты — Б-г Израиля, являющий нам множество чудес, и Ты спасаешь нас каждый час и во всякое время, и таким образом раскрываешься перед людьми, и они узнают Тебя.
В тот год великие мудрецы Израиля собрались в доме учения раби Акивы на пасхальный седер, чтобы на все времена еврейский народ сохранил веру и надежду на будущее Избавление, которое произойдет в Конце дней в эпоху Машиаха!
Тогда все народы мира поймут значимость Божественного святилища на земле, пропадет зло и перед глазами каждого раскроется истинная реальность: «И присоединятся народы многие к Господу в день тот, и станут они для Меня народом, и Я обитать буду среди тебя, и узнаешь, что Господь, Бог Воинств, послал Меня к тебе. И возьмет Господь во владение Йеуду, удел Свой на Святой земле, и снова изберет Иерусалим. Умолкни, всякая плоть, пред Господом, ибо пробудился Он в святом жилище Своем»[8]. Тогда в полной мере исполнится пророчество пророка Йешаяу, сказанное задолго до этого: «Отряхнись от праха, воссядь, Иерусалим, освободись от уз на шее твоей, пленная дочь Циона»[9].
[1] Брахот 61б.
[2] Кидушин 72б.
[3] Пасхальная Агада.
[4] Бемидбар 1:51.
[5] Йешаяу 8:2.
[6] Миха 3:12.
[7] Зехарья 8:4.
[8] Макот 24а-24б.
[9] Йешаяу 45:15.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.