Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раби Йоханан бен Заккай, Разрушение Храма, Танаим, Александр Кац
Рабан Йоханан бен Закай(ок. 3730-3833 гг. /ок. 30 г. до н.э.-73 г. н.э./) — глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма.
Он был «младшим из учеников Гилеля» (Сукка 28а). Учился также и у Шамая (Авот 2:8), но впоследствии возглавил школу Гилеля.
Еще в годы учения Гилель распознал в нем будущего вождя, сказав: «Я убежден, что этот будет законоучителем Израиля» (Песахим 3б). Талмуд добавляет: «И не прошло много времени, как он стал наставником народа Израиля» (там же).
В осажденном Иерусалиме р. Йоханан бен Закай возглавлял партию противников крайних мер. Его подпись стоит под многими воззваниями мудрецов рядом с подписью главы Санхедрина.
Р. Йоханан полагал, что сохранить центры изучения Торы важнее даже, чем отстоять политическую независимость. В Талмуде рассказывается, что, предвидя скорую катастрофу, он осуществил рискованный план. В то время уже столетний старец, р. Йоханан распространил слух о собственной кончине, завернулся в саван, и два ученика вынесли егоиз города «для погребения».
Оказавшись на свободе, р. Йоханан предстал перед римским полководцем Веспасианом и приветствовал его, как императора. Веспасиан возразил, что он только полководец, а не император, — но в это время к нему прискакал гонец из Рима с известием: армия провозгласила его императором. Польщенный Веспасиан пожелал наградить еврейского мудреца, предсказавшего его возвышение. И тогда р. Йоханан попросил, чтобы ему позволили основать ешиву в приморском городке Явнэ. И еще он попросил сохранить жизнь потомкам Гилеля — чтобы не прервался род царя Давида, ведущий к Машиаху (Гитин 56аб).
Созвав в Явнэ величайших мудрецов поколения, р. Йоханан воссоздал там Санхедрин и возглавил его работу в первые годы после разрушения Храма (Седер адорот). Он учил, что в новой ситуации храмовое служение может быть заменено добрыми делами, ибо «милосердие, проявляемое по отношению друг к другу, будет искупать евреев, подобно храмовым жертвам» (Авот дераби Натан 4:5). В то же время, он инициировал ряд постановлений, призванных увековечить память о Храме. Так, например,его бейт дин постановил, что благословение на «четыре вида растений» должно произноситься все семь дней праздника Суккот, что мы выполняем и сегодня, тогда как до разрушения Храма благословение произносилось семь дней только в нем самом, а по всей стране — лишь в первый день праздника (Рош ашана 30а).
Особое внимание в ешиве Явнэ уделялось сбору и кодификации знаний, сохраненных устной традицией. В трактате Сукка (28а) рассказывается, что и сам р. Йоханан был неисчерпаемым источником мудрости: он знал все Писание и все методы его изучения, все законы с их объяснениями, все предания и все «ограды закона», возведенные мудрецами предшествующих поколений. Кроме этого, он «умел вычислять орбиты небесных тел, обладал знанием гиматрий, понимал речь ангелов-служителей и речь демонов, понимал язык растений и язык зверей …и, наконец, он обладал сокровенным знанием о подлинном устройстве Вселенной». В книге Зоар так же подтверждается, что р. Йоханан был одним из немногих мудрецов, познавших сокровенный смысл заповедей (Зоар 1,145б).
Интересно, что именно р. Йоханану бен Закаю принадлежит знаменитое изречение, приведенное в трактате Авот (2:8): «Если ты приобрел большие знания в Торе, не считай это своей заслугой, — ведь для этого ты и создан».
Талмуд свидетельствует, что р. Йоханан обладал исключительными нравственными качествами и выдающимся благочестием. Он «никогда не вел праздных разговоров, никогда не проходил расстояние в четыре локтя, не размышляя о Торе и без тфилин, и никому не удавалось придти раньше него в дом учения, …и никто не уходил из дома учения позже него» (Сукка28а). А в трактате Брахот (13а) повествуется, что р. Йоханан — глава поколения — «всегда первым приветствовал каждого встреченного на улице человека, в том числе и нееврея».
Рабан Йоханан бен Закай вырастил целую плеяду выдающихся учеников (см. последующие статьи), и тем не менее, в Талмуде сказано, что «с его смертью померкло сияние мудрости» (Сота 49а).
Погребен возле Тверии.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте: яркие истории и факты о Раби Йоханане — подробная биография мудреца
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.